Актуальность выбранной темы обуславливается существующим на сегодняшний день противоречием между необходимостью обучения учащихся решению задач с параметрами в школьном курсе математики и фактической степенью развития методики обучения этой теме на практике.
Ключевые слова: уравнение, параметр, дискриминант, квадратный трехчлен.
Задачи с параметрами часто встречались на вступительных экзаменах по математике в высшие учебные заведения. На сегодняшний день таким экзаменом является ЕГЭ по математике профильного уровня, в материалах которого регулярно встречается такая задача, но основная общеобразовательная программа по математике не упоминает в явном виде о задачах с параметрами. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что задачи с параметром никоим образом не должны освещаться в школьном курсе математике [2, с. 14].
Как показывает анализ учебников по математике различных авторов, входящих в федеральный перечень учебников, данная тема либо затрагивается косвенно, либо выносится на самостоятельное изучение. Но, в то же время, задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления школьников и становлении их математической культуры. Необходимость развития у учащихся этих двух составляющих закреплена Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО) и среднего общего образования (ФГОС СОО). Нельзя не отметить, что важность изучения данной темы объясняется еще и тем, что навык работы с задачами с параметрами проверяется, как в Государственной итоговой аттестации 9-х и 11-х классов, так и на олимпиадах различного уровня. Этим обосновывается необходимость изучения задач с параметрами в школе.
Достаточно сложный раздел элементарной математики — решение алгебраических уравнений с параметрами — не требует для своего решения особой математической изворотливости, так как без труда проводится подготовленным школьником за 15–20 минут. При этом такая задача на ЕГЭ содержит определённую логическую сложность в выборе метода решения, что не позволяет недостаточно хорошо подготовленному ученику освоить этот раздел простым натаскиванием [1, с. 17].
При изучении алгебраических уравнений с параметрами методически правильно каждый тип уравнений (линейные, квадратные, дробно-рациональные, иррациональные) завершать задачами с параметрами. Включение таких примеров улучшает закрепление пройденного материала. Различные виды параметризации алгебраических уравнений приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Виды параметризации алгебраических уравнений в 7–11 классах
Алгебраические уравнения с параметром |
Параметризация |
Примеры алгебраических уравнений |
Линейные уравнения |
свободного члена; |
|
коэффициента при переменной; |
|
|
свободного коэффициента и коэффициента при переменной |
|
|
Рациональные уравнения |
свободного члена в числителе; |
|
свободного члена в знаменателе; |
|
|
свободных членов в числителе и знаменателе; |
|
|
коэффициентов при переменной в числителе или в знаменателе |
|
|
Квадратные уравнения |
свободного члена; |
|
коэффициента при переменной 1-й степени; |
|
|
коэффициента при старшем члене; |
|
|
коэффициентов при переменной или свободном члене |
|
|
Иррациональные уравнения |
под знаком квадратного радикала; |
|
вне знака квадратного радикала; |
|
|
под знаком радикала и вне знака радикала |
|
Ниже приводятся примеры решения алгебраических уравнений с параметрами в углубленном курсе математики общеобразовательной школы.
Задача 1. При каких значениях параметра уравнение
имеет отрицательных корней больше, чем положительных?
Решение. Исходное уравнение эквивалентно следующему
Если , то у этого уравнения два комплексно сопряженных и два действительных отрицательных корня.
Рассмотрим теперь случай, когда . При этом исходное уравнение имеет четыре действительных корня
Определим, при каких значениях эти корни определены и отрицательны.
При два корня обращаются в нуль, а два других при этом отрицательны. Итак,
Ответ:
Задача 2. При каких значениях параметра уравнение
|
(1) |
имеет не менее двух корней, больших единицы?
Решение. Разделив обе части уравнения (1) на , получим уравнение
Сделав в этом уравнении подстановку , имеем соотношение
из которого находим, что
А тогда, учитывая замену, приходим к рассмотрению двух уравнений относительно : т. е. приходим к рассмотрению квадратных уравнений
|
(2) |
|
(3) |
Замечая, что у этих уравнений свободный член отрицателен, приходим к выводу, что они обязательно имеют по одному отрицательному корню.
Таким образом, если мы найдем значения параметра , при которых положительные корни уравнений (2) и (3) будут больше единицы, а для этого, очевидно, должны выполняться условия
где — это, соответственно, левые части уравнений (2) и (3). Решение двух последних неравенств равносильно решению неравенства
, решая которое, находим, что
Ответ:
Задача 3. При каких значениях все решения уравнения
не являются положительными?
Решение. Квадратный трехчлен в знаменателе второй дроби после преобразований и разложения на простые множители примет вид:
Перепишем исходное уравнение теперь в таком виде: .
Преобразуем данное уравнение:
Переходим к равносильной системе
1). Если , т. е. , то уравнение системы примет вид
и не будет иметь решений.
2). Если , то
По условию задачи мы должны рассматривать лишь неположительные решения, поэтому искомые значения параметра найдем, решив систему:
не рассматриваем, так как нас интересуют неположительные корни. Имеем
Первая система решений не имеет.
Ответ или < < 3.
Задача 4. Найдите все значения параметра , при каждом из которых уравнение имеет хотя бы один корень
Решение. Уравнение равносильно следующей системе:
В свою очередь, полученная система равносильна системе:
Найдём, при каких значениях параметра полученный корень будет являться корнем исходного уравнения. Для этого решим систему неравенств:
Таким образом, исходное уравнение имеет хотя бы один корень при
Ответ: .
Задача 5. Найдите все значения , при каждом из которых уравнение имеет ровно один корень на отрезке .
Решение. Числитель должен быть равен 0, а знаменатель не равен нулю и определён. Получаем две возможности:
A
Б
Ответ: единственное решение будет при .
Решение будет единственным, если .
Литература:
- Малкова, А. Г. Математика. Задачи с параметрами: 12 методов решения. ЕГЭ математика 2024 / А. Г. Малкова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс, 2024. — 392 с.
- Шестаков, С. А. ЕГЭ. Математика. Задачи с параметром. Задача 17 (профильный уровень) / С. А. Шестаков. — Москва: Изд-во МЦМНО, 2023. — 288 с.