Значимость изучения данной темы обусловлена важностью правильного подхода и законодательного регулирования контрактных отношений для стимулирования экономического развития страны.
Исследование основных гражданско-правовых принципов и их роль в сфере закупок в рамках системного методологического подхода, а также использование сравнительно-правового метода и метода анализа, позволило выявить, что данные принципы нормативно закреплены и соблюдаются в рамках контрактных отношений в сфере закупок, но при этом имеются исключения, которые также закреплены в законе. Также гражданско-правовые принципы активно используются при регулировании контрактных отношений в сфере закупок.
Ключевые слова: сфера закупок, принципы гражданского права, контрактные отношения, закупки.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Контрактная система в сфере закупок также способствует повышению прозрачности и эффективности государственных закупок, обеспечивая равные условия для всех участников рынка. В процессе заключения контрактов проводится конкурентный отбор поставщиков, что способствует снижению коррупционных рисков и обеспечению оптимальных цен за предоставляемые товары и услуги. Система государственных закупок выступает значительным рычагом влияния государства на экономику.
Государственные и муниципальные контракты играют важную роль в обеспечении потребностей государства в различных товарах, работах и услугах. Эти контракты способствуют повышению эффективности и результативности закупок. Благодаря данным контрактам реализуются вопросы содержания, исполнения, а также прекращения закупок.
Контрактная система в сфере государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. [2]
С принятием данного Закона о контрактной системе значимость государственных закупок значительно возросла. Государство играет ключевую роль в регулировании контрактных отношений через применение норм гражданского права.
Нормы гражданского права определяют права и обязанности сторон в контрактных отношениях. Государство применяет эти нормы для решения споров, урегулирования условий контрактов и обеспечения справедливости в отношениях между сторонами.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью правильного подхода и правоприменительного регулирования контрактных отношений для экономического развития страны.
Принципы гражданского права подразумевают под собой социально-экономическую сущность отношений, требующих регулирования, которое государство применяет непосредственно к этим отношениям, используя нормы гражданского права. [4]
В сфере закупок гражданско-правовые принципы играют важную роль, обеспечивая законность, равенство сторон и защиту интересов участников процесса закупок.
Основные принципы гражданского права отражены в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. К ним относятся принципы признания равенства субъектов гражданских правоотношений, свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита нарушенных прав. [1]
Юридические и физические лица вступают в правоотношения в сфере закупок на преддоговорной и договорной стадиях, которые носят гражданско-правовой характер. [3]
Принцип добросовестности раскрывается в ст. 10 ГК РФ, в том числе через запрет на злоупотребление правом.
В ст. 7 и 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закреплены принципы открытости и прозрачности, а также принцип обеспечения конкуренции. Данные принципы в Законе связаны с принципом добросовестности поведения субъектов гражданских правоотношений.
В практике закупок принцип добросовестности неразрывно связан с принципом обеспечения конкуренции.
В ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. В результате конкуренции между поставщиками (подрядчиками) формируется наиболее выгодное предложение о закупе товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Добросовестная конкуренция обеспечивается применением антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Данные меры необходимы для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет занижения стоимости товаров, работ и услуг по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта.
Государственные заказчики, как и другие участники контрактных отношений также должны действовать добросовестно. В рамках добросовестного поведения государственный заказчик не должен предъявлять к участникам закупки завышенных требований. Действуя добросовестно, государственные заказчики могут устанавливать дополнительные требования только в тех случаях, которые предусмотрены законом.
В области публичных закупок также успешно реализуется принцип равенства участников гражданских правоотношений.
Принцип равенства субъектов предполагает отсутствие каких-либо преимуществ участников гражданских правоотношений.
Равенство государственного заказчика и его контрагента, с которым заключен государственный контракт, проявляется в невозможности диктата со стороны государственного заказчика в отношении поставщика (подрядчика).
Так воспользоваться правом на односторонний отказ от исполнения контракта может как заказчик, так и его контрагент на основании частей 9 и 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. [2]
Принцип равноправия субъектов гражданских правоотношений реализуется и в отношении участников закупки. Данный принцип гарантирует, что все потенциальные поставщики имеют равные возможности и права конкурировать за получение закупок. Также участник закупок при соответствующе статусе вправе беспрепятственно заявить о готовности к заключению договора.
На сегодняшний день участники закупочной деятельности имеют доступ к информации Единой информационной системы. Заказчик при осуществлении закупки открытым конкурентным способом размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Использование сайта www.zakupki.gov.ru, а также сайтов электронных торговых площадок ставит желающих принять участие в объявленной заказчиком конкурентной процедуре в равное положение, независимо от их фактического нахождения, позволяет потенциальным участникам узнать о закупке и оперативно принять решение об участии в соответствующем электронном аукционе или ином конкурентном способе определения поставщика.
Также свое отражение в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ нашел и принцип свободы договора.
Принцип свободы договора позволяет сторонам закупочных сделок свободно устанавливать условия контракта в пределах, установленных законом. Это способствует формированию договоров на основе волеизъявления сторон и их взаимных интересов, что является основой успешных закупочных процедур.
В соответствии с пунктом 1 ст. 420 ГК РФ договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В рамках анализа Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ законодателем существенно ограничен такой элемент свободы договоров, как свобода определять содержание договоров.
В ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлены условия, которые обязательно должны быть в договоре на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. Основными условиями являются: цена контракта, сроки оплат, порядок оплаты, условия об ответственности, порядке приема товара, работ и услуг и другие.
Принцип свободы договора в отношении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд является ограниченным.
Ещё одним принципом гражданско-правовых отношений выступает принцип обеспечения восстановления нарушенного права.
Восстановление прав участников контрактной системы носит компенсационный характер. На сегодняшний день установлены четкие правила начисления штрафных санкций в случае нарушения обязательств сторонами контракта. В пределах условий договора обе его стороны вправе требования восстановление нарушенных прав.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: основные принципы гражданского права являются основополагающими началами, которые лежат в основе правового регулирования отношений между сторонами государственного (муниципального) контракта. Гражданско-правовые принципы имеют огромное значение в сфере закупок, поскольку они устанавливают правовые рамки и условия для заключения договоров между участниками.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1995 № 51-ФЗ (ред.16.05.2023).
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
- Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: Монография / Л. В. Андреева. Москва: Проспект, 2021. 232 с.
- Журенко И. Н. Принципы гражданского права// Международный научный журнал «Вестник науки» № 10 (43) Т.5, 2021.