К современной системе профессионального образования выдвигаются высокие требования к подготовке будущих специалистов, способных реализовать себя в качестве субъектов профессиональной деятельности. Одним из значимых факторов успешности будущей профессиональной деятельности следует рассматривать формирование компонентов субъектности у обучающихся.
Мы разделяем точку зрения Е. В. Крутых в том, что важнейшими субъектными профессиональными качествами можно считать:
— способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
— самоорганизация, самостоятельность в деятельности;
— способность к сотрудничеству;
— способность брать на себя ответственность [2].
Поэтому включение в организацию учебной деятельности в системе профессионального образования интерактивных методов обеспечивает формирование субъектных профессиональных качеств будущих специалистов.
Применение интерактивных методов обучения имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе. Основными принципами интерактивного обучения выступают: диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активная игровая и тренинговая организация обучения [5].
Среди интерактивных методов в системе профессионального образования особое место занимает социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг может рассматриваться как:
— интерактивная форма обучения посредством приобретения и осмысления жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии [1];
— как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения [4];
— как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия» [3, с. 70].
Анализ различных научных источников по данной тематике (Л. Ф. Анн, С. И. Макшанов, Л. А. Петровская, М. А. Реньш, Е. В. Сидоренко, Е. Г. Трошихина и др.) позволяет определить социально-психологический тренинг в образовательной среде как метод интерактивного обучения, направленный на формирование конструктивных форм социального поведения и компонентов профессиональной компетентности обучающихся.
Иными словами, в нашем понимании, социально-психологический тренинг — это активная социально-психологическая подготовка к будущей профессиональной деятельности, которая ускоряет процесс овладения навыками эффективного социального поведения, полноценного взаимодействия с другими людьми, способствует более полному самопознанию и самоопределению личности. Применение элементов социально-психологического тренинга в ходе аудиторных учебных занятий обеспечивает личностно-профессиональное развитие обучающихся за счёт вовлечение их в интерактивную деятельность, моделирующую различные социально-профессиональные ситуации.
Нами разработана и апробирована технология применения социально-психологического тренинга в системе профессионального образования. Подготовка, организация и проведение аудиторного занятия с элементами социально-психологического тренинга включает три последовательных и взаимосвязанных этапа.
- Организационно-подготовительный этап
Этот этап включает две фазы: организационно-методическую и организационно-техническую.
Организационно-методическая фаза обеспечивает методическую подготовку преподавателя к применению элементов социально-психологического тренинга на конкретном занятии.
На этой фазе преподаватель:
— подбирает (разрабатывает) и изучает необходимый инструментарий для включения элементов социально-психологического тренинга на занятии;
— продумывает сценарий применения элементов социально-психологического тренинга на занятии, опираясь на основные принципы его проведения и социально-психологические особенности учебной группы;
— «проигрывает» разработанный сценарий и вносит коррективы в его содержание.
Сценарий любого занятия с элементами социально-психологического тренинга предполагает некоторый алгоритм. В нём есть описание социально-профессиональной ситуации, её моделирование с помощью психологических приёмов, техник, упражнений, игр, установки на анализ обучающимися собственного поведения, способы рефлексии результатов и обратной связи в виде оценки эффективности применения элементов социально-психологического тренинга на занятии.
Организационно-техническая фаза предполагает подготовку аудитории и необходимых материалов для проведения конкретного занятия с элементами социально-психологического тренинга.
- Практический этап
Основу применения метода на занятии составляет последовательная практическая реализация двух тренинговых модулей: информационно-аналитического и практико-аналитического.
Информационно-аналитический модуль направлен на получение и анализ обучающимися необходимой информации о применении элементов социально-психологического тренинга на конкретном занятии.
К методическим средствам информационно-аналитического модуля относятся: мини-лекция (мини-анализ); информационный модель (схема) информационной среды; технологическая карта и др.
Теоретическая информация, с которой знакомятся обучающиеся, должна:
— выражаться в самых простых терминах и быть максимально понятна для всех обучающихся;
— быть поделенной на логические части (такая форма подачи информации способствует легкому запоминанию и, кроме того, меньше утомляет обучающихся);
— сопровождаться любым визуальным дополнением (презентация, рисуночные техники, раздаточный материал и т. п.).
В конце отработки информационно-аналитического модуля преподаватель должен ответить на вопросы обучающихся и дать пояснения, которые помогут устранить недопонимание, снять напряжение.
При разработке информационно-аналитического модуля необходимо учитывать, что, в соответствии с правилами проведения социально-психологического тренинга (на него должно отводиться не более 40 % времени, отводимого на реализацию практического этапа).
Практико-аналитический модуль состоит из комплекса разнообразных по структуре и содержанию психологических упражнений (приёмов, техник, технологий и т. п.), моделирующих включение обучающихся в различные социально-профессиональные ситуации и обеспечивающих их активное взаимодействие на занятии.
Композиционно на этот модуль должно отводиться не менее 60 % времени, отводимого на реализацию практического этапа.
Практические упражнения должны следовать за каждой логической частью информационно-аналитического модуля. Упражнения должны быть понятны для обучающихся и носить практическую направленность.
- Завершающий этап
Основная цель данного этапа — оценка эффективности применения элементов социально-психологического тренинга на занятии и подведение итогов.
Для оценки эффективности применения элементов социально-психологического тренинга могут быть использованы такие инструменты как листы реагирования (анкеты комментариев, анкеты реакции), деловая дискуссия (интервью), техника задавания вопросов и т. д.
Оценка эффективности применения элементов социально-психологического тренинга на занятии и подведение итогов направлены на выявление:
— степени комфортности применяемых элементов для обучающихся;
— соответствия реальной динамики эмоциональных, мотивационных и функциональных состояний обучающихся ожидаемой динамике;
— «сильных» и «слабых» сторон применяемых элементов социально-психологического тренинга;
— характера и способов взаимодействия преподавателя с учебной группой;
— соотношения вариативных и инвариантных аспектов в структуре занятия.
Результаты апробации данной технологии в ходе изучения дисциплин социально-гуманитарного и профессионального учебных циклов свидетельствовали об улучшении успеваемости обучающихся, о повышении их мотивации к применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, а также о формировании у будущих специалистов устойчивых конструктивных форм социального поведения.
Таким образом, социально-психологический тренинг может рассматриваться как эффективный метод интерактивного обучения в системе профессионального образования способствует становлению будущих специалистов в качестве субъектов профессиональной деятельности.
Литература:
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб: Питер, 2007. — 271 с.
- Крутых Е. В. Становление субъектности в студенческом возрасте: Автореф. канд. псих наук. — Краснодар: КГУ, 2006. — 26 с.
- Макшанов С. И. Психология тренинга / С. И. Макшанов. − СПб.: Образование, 1997. — 238 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. − М., 1989. — 216 с.
- Плаксина И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И. В. Плаксина; ВлГУ им. А.Г. и Н. Г. Столетовых. –Владимир: ВлГУ им. А.Г. и Н. Г. Столетовых, 2014. — 163 с.