К эффективным средствам, способствующим активизации обучения русскому языку, относятся разнообразные нестандартные задания, и в их числе лингвистические задачи (задачи с компонентами занимательности).
Цель статьи — знакомство с основными типами лингвистических задач и способами их решения (по типу этих задач можно построить уроки по разным предметам).
Задачи классифицируются по принципу универсальности — неуниверсальности их использования. Универсальные типовые задачи могут использоваться при работе над любым разделом курса, любой темой, неуниверсальные связаны с определенным разделом, темой.
К универсальным задачам относятся: диалог, задачи на двоичный признак и на объединение языковых явлений по общности признака.
Диалоги и задачи на двоичный признак можно назвать задачами-играми, т.к. их формулировки носят занимательный характер.
Диалоги. Состоят из двух частей: условие задания, включающее конкретный языковой материал, собственно диалог. Ученик, отгадывая задуманное, должен построить такую систему вопросов, нередко-программу, которая в конечном счете приведет к ответу. В некоторых случаях общий ответ на вопрос в диалоге сопровождается указанием языкового материала, который остается после соответствующего ответа для дальнейшей работы.
Диалоги разнообразны по содержанию и построению, что позволяет широко применять их в работе.
Примеры:
1. Отгадайте задуманное слово из следующего ряда: мир, книга, честь, работать, суффикс, сильный, петь, газета.
Вопрос 1. Глагол? (Нет)
Вопрос 2. Имя прилагательное? (Нет)
Остаются для выбора существительные: мир, книга , честь,суффикс, газета.
Вопрос 3. Термин? (Нет)
Вопрос 4. Мужской род? (Нет). Остаются для выбора книга, честь, газета.
Вопрос 5.Склонение 1-е? (Нет)
Ответ. Честь.
2. Прочитайте текст. Определите задуманное слово.
Битва за Ленинград занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. Она являет собой непревзойденный пример массового героизма советских людей, их непреклонной воли к победе.
Вопрос 1.Предложение первое или второе? (Первое)
Вопрос 2. Имя, глагол? (Имя)
Вопрос 3.Существительное, прилагательное? (Существительное)
Вопрос 4. Имя собственное? (Нет)
Вопрос 5. Может ли искомое существительное иметь несколько синонимов? (Да)
Ответ : битва (синонимы: бой, сражение, схватка)
Задачи на двоичный признак
Задачи на двоичный признак-это задачи на выделение среди трех (иногда четырех) языковых явлений одного, которое по какому-либо признаку отличается от двух(трех) других. Поэтому они широко известны под названием задач на «третье(четвертое) лишнее».
Примеры:
1. Найдите «третье лишнее», используя знания по лексике.
Море, океан, озеро; река, озеро, водохранилище, бульдозерист, высотник, танкист; рука, туловище, сердце; шествовать, ходить, шагать.
Ответ. Озеро — водоем небольшого размера; водохранилище — искусственный водоем; высотник — исконно русское по происхождению ; туловище — однозначное слово; шествовать — архаизм.
2. Определите «третье лишнее», используя знания по словообразованию.
Жизнь, живот, жить; генеральша, кассирша, инженерша.
Ответ. Живот — в современном языке не имеет значения жизнь ; кассирша — нейтральное слово по стилистической окраске.
Такая работа помогает раскрыть перед учащимися многогранность слова, широкие взаимосвязи лексики с другими разделами курса.
Задачи на объединение языковых явлений по общности признака
Суть этих задач заключается в следующем: дается набор слов, нужно объединить их попарно на основе общности признаков.
Примеры:
1. Объедините слова попарно, учитывая состав слова и словообразовательные элементы.
Водитель, белеть, водоснабжение, синеть, снегоочиститель, летчик.
Ответ. Летчик, водитель — суффиксальный способ словообразования; водоснабжение, снегоочиститель — сложение основ; белеть, синеть — глаголы образованы от имен прилагательных.
2. Объедините приведенные примеры в группы по 2–3 слова на основе общности орфограмм.
Нос..т, ш..лк, с..грать, ч..рный, вод..т, об..явить, раз..единить, чувств..вать, опазд..вать, раз.. ск..вать.
Неуниверсальные типовые задачи связаны с определенной темой
Примеры. Найдите слово, являющееся антонимом к слову слабый и синонимом к слову мощный.
Ответ. Антонимом к слову слабый является слово сильный; синонимический ряд, в который входит слово мощный таков: сильный, могучий, мощный и т. д.
Искомое слово — сильный.
2. Объясните, как составлены загадки. Отгадайте их.
- Какую шапку нельзя носить на голове?
- Какой мех не бывает покровом животных?
Ответ. Шапка — заголовок, набранный крупным шрифтом, общий для нескольких статей в газете, а также названий издающего учреждения, помещаемое на титульном листе книги над заголовком.
Мех — приспособление с растягивающимися кожаными складчатыми стенками для нагнетания воздуха.
Общая программа решения подобных задач:
- Выявление различных значений многозначного слова.
- Определение искомого значения.
Особое значение имеют лингвистические задачи, основанные на эксперименте. Лингвистический эксперимент активизирует мышление учащихся: ученик не только с помощью теории решает какую-либо проблему — он ищет пути ее решения и проверяет их на практике, а это повышает интерес к работе.
Примеры:
- В приведенном предложении может быть несколько вариантов расстановки знаков препинания. Какие знаки препинания вы поставите? Почему?
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Программа решения задачи:
1) Можно ли поставить запятую после слова внезапно? Да, перед деепричастным оборотом ( проснувшись …).
2) Можно ли поставить запятую после слова проснувшись ? Да, после деепричастного оборота внезапно проснувшись .
3) Можно ли поставить запятую после слов среди ночи ? Да, если среди ночи входит в состав деепричастного оборота.
4) Можно ли поставить запятую после виспуге ? Да, если виспуге входит в деепричастный оборот.
5) Могут ли в этом предложении быть поставлены две запятые? Да, если деепричастный оборот ( проснувшись среди ночи, или проснувшись среди ночи в испуге ) не включает в себя слово внезапно.
- Составьте предложение, простое или сложное, в котором бы знаки препинания использовались в такой последовательности: тире, двоеточие, две запятые.
Программа решения задачи:
1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже (при нулевой связке ): Книга — твой друг.
2) Двоеточие ставится перед второй частью бессоюзного сложного предложения, которая раскрывает содержание первой: Книга — твой друг:она познакомит тебя с окружающим миром, научит различать добро и зло, поможет выбрать правильную дорогу. Так как тире, двоеточие и запятые могут быть использованы в случаях, не перечисленных выше, то можно составить другие предложения, соответствующие условию.
Заключение
Учащиеся в процессе решения задач должны овладевать навыками программирования, создания алгоритмов решения конкретных задач.
Уметь мыслить по ходу решения возникшей задачи — это умение воспроизвести и сохранить ту систему знаний, которая предписывается условиями задачи и с другой стороны — расширить знания по предмету. Существенной пользой при решении лингвистических задач является и развитие речи у учащихся, формирование умения логически правильно и доказательно построить ответ на вопрос.