В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрактов в Российской Федерации.
Ключевые слова: контракт, муниципальный контракт, государственный заказчик, государственный исполнитель, контрактная система.
In the article the author considers the peculiarities of legal regulation of the procedure of execution of municipal contracts; the main conditions allowing to conclude a municipal contract are disclosed; the peculiarities of conclusion and execution of municipal contracts in the Russian Federation are described.
Keywords: contract, municipal contract, state customer, state contractor, contract system.
Исполнение государственных (муниципальных) контрактов представляет собой сложную, многоаспектную и ответственную процедуру. Правовые особенности данной процедуры имеют важное значение для обеспечения эффективности и прозрачности исполнения контрактов, а также для защиты интересов всех сторон, участвующих в данном процессе. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты правового регулирования процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Государственный (муниципальный) контракт — это эффективный способ удовлетворения государственных и муниципальных нужд, таких как поставка необходимых товаров, оказание услуг или проведение подрядных работ через проведение электронных процедур закупок.
Один из основных законов, определяющих порядок и правила проведения закупок для государственных (муниципальных) организаций и учреждений это Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает общие принципы и основы контрактной системы, регулирует проведение государственных и муниципальных закупок, определяет правила конкуренции, условия заключения контрактов и контроль за их исполнением.
Исполнитель и заказчик должны понимать всю важность и серьёзность проводимой процедуры и чётко работать в соответствии с действующим законодательством.
В процессе заключения контакта должны соблюдаться следующие требования:
- Процедура закупки основывается на заключении муниципального контракта, осуществление которого происходит с учётом процедур, которые предусмотрены законами о контрактной системе. В зависимости от типа контракта выделяют различные процедуры закупки: запрос котировок, аукцион, открытый конкурс и т. п. Благодаря им обеспечивается конкуренция и прозрачность между возможными участниками процесса.
- Условия контракта состоят из чётких и однозначных условий, которые определяют обязанности и права сторон, сроки выполнения, предмет контракта, гарантии качества, порядок оплаты и стоимость. Условия контракта должны согласовываться государственным органом и исполнителем до его заключения.
- Документация: на протяжении всего процесса заключения контракта должна вестись документация, которая включает в себя объявление о проведении процедур закупки, протоколы рассмотрения предложений и заявок, а в том числе и текст контракта.
- Квалификационные требования: государственными органами устанавливаются конкретные квалификационные требования для всех участников закупки, обеспечивающие надёжное выполнение обязательств по контракту.
- Контроль за исполнением: государственными органами ведётся контроль за процессом выполнения и соблюдения всех условий контракта, а также применяются иные меры контроля за исполнителями, которые нарушают условия действующего контракта.
Все эти требования являются ключевыми и необходимы для законности и правильности проводимой процедуры на этапе заключения контракта.
После успешного заключения и регистрации контракта, начинается его основная часть, а именно процедура исполнения контракта. Исполнение государственных (муниципальных) контрактов является важным аспектом государственной закупочной деятельности, который подпадает под особое правовое регулирование. В соответствии со статьёй 94 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. закрепляются особенности исполнения контракта, а именно раскрываются положения, соблюдение которых, необходимо для достижения целей проводимой закупки и корректного взаимодействия меду заказчиком и исполнителем.
В процессе исполнения контракта выделяются следующие ключевые процедуры:
— взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта [3, С.262];
— процедура приёмки заказчиком поставленного товара, оказанных услуг, проделанных работ;
Для приёмки товара заказчик обязан провести экспертизу для подтверждения добросовестности исполнения поставщиком своих обязательств. Экспертиза может проводиться как своими силами, так и с привлечением сторонних организаций, на усмотрение заказчика.
«По решению заказчика для приёмки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения этапа контракта может создаваться приёмочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Приёмка результатов отдельного этапа контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приёмке, который подписывается заказчиком (в случае создания приёмочной комиссии подписываются всеми членами приёмочной комиссии и утверждаются заказчиком), либо исполнителю в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа [2, С. 172].
— оплата заказчиком по исполнению обязательств.
По исполнению обязательств по контракту поставщику необходимо направить документы о приёмки. Делает он это по средствам единой информационной системы. Там он формирует документ о приёмке, а также необходимые сопутствующие документы, подписывая их электронной усиленной подписью.
Документ о приёмке должен содержать:
— включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги [1, ст. 94];
— информацию о наименовании, количестве и стране происхождения поставляемого товара;
— информацию об объёме оказываемых услуг;
— стоимость исполненных обязательств с указанием цены за единицу поставляемого товара, оказанной услуги.
Заказчик в свою очередь должен провести приёмку. На это ему даётся не больше двадцати рабочих дней со дня поступления документа о приёмке. По её результатам выносится одно из решений:
— заказчик подписывает усиленной электронной подписью документ о приёмке и размещает его в единой системе исполнения контрактов;
— заказчик формирует и размещает в единой системе исполнения контрактов мотивированный отказ от приёмки с указанием причин отказа.
В случае формирования заказчиком мотивированного отказа поставщик вправе устранить причины, указанные в документе и повторно направить документ о приёмке.
После подписания документов о приёмке заказчику необходимо провести оплату по исполненным обязательствам в срок, составляющий не более семи рабочих дней.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом [4, С.99].
Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов играют ключевую роль в обеспечении эффективного и законного выполнения контрактных обязательств и защите интересов всех участников процесса.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 29.03.2024 г.)
- Пахомова Л. М. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизмы реализации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. М. Пахомова; Пермский государственный национальный исследовательский университет — Электронные данные — Пермь, 2022–204 с.
- Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 316 с.
- М. А. Королева, Е. С. Кондюкова, Л. В. Дайнеко, М. Ф. Власова; под ред. В. А. Ларионовой / Контрактная система в сфере закупок: учебное пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020–164 с.