В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, нравственное воспитание, образовательный процесс.
In the article, the authors try to determine the conditions for the spiritual and moral education of primary school children at school.
Keywords: spiritual and moral education, primary school age, moral education, educational process.
Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в становлении и развитии личности человека. В современном мире очень важно заложить основы духовно — нравственного мировоззрения еще с раннего возраста, когда психика человека наиболее податлива и пластична. Младший школьный возраст является одним из тех периодов когда человеческая психика готова активно обучаться, впитывать и усваивать новые понятия, развиваться. Именно в этом возрасте происходит активная перестройка психики личности, формируются различные социальные паттерны, что отражается на привычках, поведении и мировоззрении человека во взрослом возрасте. Поэтому очень важно с самого начала прививать детям полезные и правильные установки, чтобы в будущем сформировалась гармоничная и духовно развитая личность. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ показан современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, который осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, является приверженцем духовных и культурных традиций своего народа и страны. В настоящее время мы наблюдаем снижение духовно-нравственного уровня личности. Одной из основных причин этого, на наш взгляд, является ухудшения качества духовно-нравственного образования и воспитания детей — потеря значимости института семьи, негативное влияние общества, низкое качество содержания информационной среды, пропаганда деструктивных тенденций в социуме, искажении современных духовных ценностей. В связи с этим возникла необходимость в поиске и формировании новых подходов к вопросу построения и реализации духовно-нравственного воспитания молодежи. Проблема духовно-нравственного воспитания затрагивалась в работах многих научных и культурных деятелей: Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.
На сегодняшний день возникла необходимость пересмотра подходов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников; поиску более эффективных методов воздействия на личность детей с целью нейтрализации негативных тенденций и установок, привнесенных в сознание детей из окружающей среды; формирование позитивных тенденций развития нравственности детей; воспитание гармонично -развитой личности.
Понятие духовно-нравственного воспитания можно разложить на 3 части:
- Воспитание — это двусторонний процесс взаимодействия педагога и ученика с целью формирования у ученика общественно значимых качеств и черт личности, его подготовка к деятельности в общественной и культурной жизни:
- Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [1];
- Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [1]. В работах П. И. Подласого нравственное воспитание выступает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учеников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [5; с. 63].
В современных образовательных учреждениях нашей страны существует единый стандарт, который регламентирует деятельность школы и педагогов по обучению и воспитанию детей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включает духовно-нравственное воспитание в структуру образовательных программ школ. Согласно ФГОС духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников, должно реализовываться во всех видах деятельности учеников:
— урочной;
— внеурочной;
— внешкольной;
— семейной;
— общественной.
При осуществлении духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать следующие психологические особенности младших школьников:
— У них все еще присутствует потребность в игровой деятельности.
— В начальных классах детям тяжело подолгу заниматься монотонной деятельностью. Необходима частая смена видов деятельности для успешного усвоения получаемой информации;
— У детей младшего школьного возраста начинает формироваться произвольность;
— В младшем школьном возрасте происходит интенсивное накопление морально-этических понятий и моделей поведения [3, с. 5].
В процессе духовно-нравственного воспитания и развития детей необходимо придерживаться таких принципов:
— принцип формирования гармоничной личности предполагает, что личность должна развиваться всесторонне и гармонично, необходимо устранить противоречия между новыми знаниями и уже усвоенными умениями и навыками;
— принцип природосообразности отсылает нас к концепции Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», все знания должны соответствовать возрасту и психологическому развитию ребенка, основываться на раннее полученных знаниях, стимулировать его к самостоятельному нахождению ответов и формированию собственных умозаключений;
— принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса: воспитание это процесс взаимодействия учителя и учащегося а это значит, что все участники образовательного процесса должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии;
— принцип личностно ориентированного подхода предполагает учет личности учащегося, его потребностей и интересов;
— принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ученика и построение воспитательного процесса с учетом этих особенностей;
— принцип деятельностного подхода означает, что воспитание духовно-нравственных качеств должно происходить в процессе активной деятельности детей, решении практических задач, в которых задействованы умственные операции;
— принцип культуросообразности предполагает ориентацию на культурные ценности страны, в которой проживают учащиеся, ориентация на ее социальные и традиционные ценности [4, с. 348].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны следующие основные формы работы по осуществлению духовно нравственного воспитания детей младшего школьного возраста:
— Урок
— Внеурочная деятельность
— Классный час
— Работа с родителями.
Развитие личности ученика это длительный процесс, который требует вовлеченности и активности самого ученика, его самостоятельной деятельности, стремления к познанию, осмыслению и обобщения полученного опыта. В процессе своей педагогической деятельности учитель содействует психическому развитию детей. В процессе взаимодействия с учеником происходит формирование и усвоение новых знаний, умений и навыков [2, с. 44]. Поэтому вся работа по формированию духовно-нравственных качеств и представлений должна строиться на основе взаимодействия и налаживания коммуникации учителя и ученика. Задача педагога подобрать оптимальные методы и приемы, для достижения данной цели. Существует большое разнообразие методов и приемов осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, их выбор зависит от целей и задач, которые поставлены перед педагогом, индивидуальных способностей учеников и требуют от педагога высокого педагогического мастерства в их применении. Формирование духовных ценностей и нравственных мировоззрений происходит в различных формах деятельности младших школьников. Очень важно постоянно чередовать эти формы и методы для сохранения у учеников интереса и новизны при восприятии новой информации. В этом могут помочь руководство школы и родители, поэтому важно поддерживать взаимосвязь школы и семьи учеников. Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе народных традиций и мировоззрений, обычаев, принятых в социальном окружении школьника, на примере родителей и старшего поколения семьи, влияния массовой культуры, литературы и т. д. В современных условиях очень важно грамотно отбирать методы и приемы которые будут благотворно воздействовать на формирование духовно — нравственного мировоззрения личности и ограничить влияние факторов, деструктивно воздействующих на личность школьника. Также очень важно умение педагога правильно организовать деятельность ребенка, направить его активность в позитивное русло. Все методы и приемы по духовно-нравственному воспитанию должны быть взаимосвязаны и применяться поэтапно, проникая во все сферы жизнедеятельности школьника.
Литература:
- Толковый словарь Ожегова. — Текст: электронный // Толковый словарь русского языка: [сайт]. — URL: https://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения: 31.03.2024).
- Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] // Нач.шк. — 2005. — № 11. — С. 68–71.
- Асламов А. С. Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО //Вопросы педагогики. 2016. № 10. С. 5–7
- Добровольский, Ю. А. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания/Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев.– Текст: непосредственный // Молодой ученый.– 2017.– № 49.–– С.348–350.
- Подласый И. П. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Владос. 2008.С.63