В современных реалиях формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей, мотивов поведения.
Наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, появилась в конце 50 гг. ХХ в. Её автор — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.
В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педагогика. Эталон ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
В последнее годы большое количество педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ-педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Процесс воспитания и обучения ребенка — это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования — подготовка подрастающего поколения к созидательной жизни в завтрашнем дне. Для того чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».
Традиционно в педагогике на первый план выносится вопрос «ЧЕМУ УЧИТЬ?» Образование зачастую опирается на передачу устаревших знаний. Да и как успеть за наукой, если технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. [3]
Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
ТРИЗ для дошкольников
— это возможность научить детей мыслить творчески и креативно
— основы системного-функционального подхода, диалектического, образно-ассоциативного мышления
— алгоритмы решения творческих задач и умение детей использовать инструменты ТРИЗ в жизни
Уникальность ТРИЗ технологии: полная программа работы от 1,5 до 7 лет; является инструментом реализации любой образовательной программы, не меняя ее содержание, а повышая эффективность; гарантированный результат формирования у детей навыков исследования и изобретательности
Каждый новый год разрабатывалась рабочая программа с внедрением технологии ТРИЗ. Рабочая программа разработана на основе программы дошкольного образования «Детство ». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и дополнена технологией ТРИЗ с использованием методического комплекса «Я познаю мир», авторов Сидорчук Т. А., который направлен на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС ДО.
После изучения комплекса была создана картотека игр по возрастам. (Приложение) На каждый год разрабатывался образовательный маршрут и мониторинговые листы.
В соответствии с программой и картотекой игр создавалась развивающая среда, изготавливались игры на основе МК «Я познаю мир». Было изготовлено универсальное пособие, состоящие из 5 зон с картинками-схемами. ТРИЗ проходил по всем образовательным областям:
Речевое развитие: составление творческих рассказов по сюжетной картине, составление образных рассказов по пейзажу, натюрморту, портрету.
Познавательное развитие: «Шаг в неизвестность» знакомство со свойствами объектов природного и рукотворного мира; наблюдение.
Социально-коммуникативное развитие: игры интеллектуального развития; игры на развитие системного мышления; игры на формирование формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников
Художественно-эстетическое развитие: заучивание стихотворений; пересказ работа с системным оператором (СО).
8 фактов о ТРИЗ
ТРИЗ — технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество во всем».
ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.
ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Около 30 лет в детских садах России осваивают ТРИЗ.
ТРИЗ не заменяет основную образовательную программу, а максимально увеличивает ее эффективность.
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
ТРИЗ дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
ТРИЗ не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее
ТРИЗ работает на принципах педагогики находить сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров.
В своей работе с детьми всегда вижу творческую личность, учу чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение. Всегда поддерживаю ребенка в самопознании, умении не упускать важную и интересную идею. В группе поддерживается необходимая для творчества атмосферы. Главное, у детей сформировалось умение слышать друг друга, педагога и оказывать помощь, радоваться за успехи друг друга. Все это очень хорошо объединило группу.
ТРИЗ-технологии помогают успешно решать поставленные задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети общительны, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Но большие результаты показывают воспитанники в совместных играх, составляют сказки друг для друга с помощью: СО (системный оператор), схем и зарисовок, могут составлять загадки. Самостоятельно проводят разные наблюдения, имеют представление о модели мира и использую на занятиях при ответах, составляют творческие рассказы по картине. В свободное время с большим интересом используют для игр круги Луллия. Используя технологию ТРИЗ, дети видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит решать возникающие проблем разными способами, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Использование элементов ТРИЗ в учебной и игровой работе с детьми помогает научить их анализировать все происходящие события, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временном промежутке. Использование ТРИЗ в педагогическом процессе детского сада позволяет научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий, а воспитателям дает в руки инструмент по конкретному практическому развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира и решать свои собственные проблемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методы формирования навыков мышления воображения и речи дошкольников |
Технологии развития интеллекта дошкольников |
Формирование системного мышления дошкольников |
Шаг в неизвестность |
Калейдоскоп мышления |
Название игры (тренинга) |
Название игры (тренинга) |
Название игры (тренинга) |
Название игры (тренинга) |
Название игры (тренинга) |
Круги Луллия «Математические круги» «Необычный букварь» |
Круги Луллия Тренинг «Всё в мире состоит из частей» «Реши проблему» |
«Герои бывают разные» |
Свойства воздуха «Знакомство с человечками газа» «Свойства воздуха» «Откуда прилетел ветер» «Ветер на службе человеку» «Воздух — смесь газов» «Чем и как мы дышим» «Воздушный океан» |
Классификация «Смешивание ощущений» |
МА «Путешествие в страну Математики» |
«Найди маму детёнышу» «Реши проблему» |
«Найди друзей» |
Три агрегатных состояния вещества «Три агрегатных состояния воды» «Три агрегатных состояния воды» (продолжение) «Круговорот воды в природе» «Почему идёт снег» «Три агрегатных состояния вещества» «Диффузия» |
Сис-ый подход «Раньше — позже» «Путешествие в будущее» |
«Цветовая гамма» «Отгадай загаданную букву» «Животный мир» |
Признак «цвет» «Реши проблему» Объединение признаков «количество» и «цвет» |
«Назови действия героя» |
Тепловые явления «Теплообмен» «Теплопроводность, или почему пальто, шапка, и варежки в мороз греют» «Нагревание и охлаждение» «Почему в холодильнике холодно?» |
Противоречия «Где прячутся противоположности» «Объяснялки» |
Системный оператор «Лифт» «Найди прадеда» «Обгонялки» |
Признак «Форма» «Реши проблему» Признак «Количество» «Реши проблему» Признак «Части» «Реши проблему» Признак «Место» «Реши проблему» Творческие задания |
Звук «Что такое звук» «Высокие и низкие звуки» «Как мы говорим» «Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки» «Звук помогает видеть» «Дом звука» |
П-С связи «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» «Неверная причина» |
|
Противоречия «Найди противоположное слово» «Где прячутся противоположности?» «Объяснялки» «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» «Скажи, почему объект должен быть таким и другим» |
Игры «Да — Нет» Игра «Да-Нет» с числовым рядом от 0 до Игра «Найди загаданное число на перепутанной ленте Игра «Да-Нет» на горизонтальной плоскости с буквами Игра «Да-Нет» со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах Игра «Да-Нет» в объёмном пространстве «Угадай, где находится игрушка в комнате» |
Свет «Свет и тень» «Отражение света, или как поймать солнечный луч» «Кто раскрасил радугу» «Почему небо голубое» «Цвета и краски» |
Фун–ый подход «Метод Робинзона Крузо» «Давайте поменяемся» «Если я хочу … то, что мне поможет…» |
|
Рифмованные тексты «Складные картинки» «Придумай рифмованное слово» «Придумай рифмованные строчки» «Составление лимериков» «Сочиняем разные лимерики» «Стишок про нас» «Придумай стишок про занятия» |
Игра «Чёрный ящик» Игра «Робот» Игра «Магазин игрушек» Игра «Про какой предмет я сказала» |
Электричество «Электричество вокруг нас» «Электричество на службе человеку» «Электрический ток» |
Аналогии. Ассоциации. «Метод каталога» «Соедини нас вопросами» «Друдлы» «Крокодил» «На что похоже настроение» |
|
Работа с серией картинок «Паровозик из картинок» «Найди место, в котором происходит событие» «Определи время события» «Найди общих героев на картинках» «Назови действия героя» «Что за чем?» «Составь рассказ» |
Игра «Да-Нет» «С неизвестными словами» Игра «Угадай, что это за объект» Игры «Да-Нет» на На эколого –биологические темы Ситуативные загадки «По литературным произведениям» «Что из этого может быть» «Эта ситуация из какого мира?» |
Магнетизм «Игры с магнитом» «Электромагниты» |
Задачи «Найди выход» |
|
Составление рассказа по картине (игры) |
«Разложи лепестки ромашки» |
|||
ТПФ «Мастерская поделок» «Зеркало времени» «Машина времени» «Парад волшебников» |
«Я назову действия героя, а ты — свойства характера» «Закодируй сказку схемами» |
|||
Тексты сказочного содержания «Парад волшебников» «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» «В какой сказке?» |
«Путешествие по сказкам» «Подбери подходящую пословицу» |
Литература:
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач: [учеб. пособие] / Г. С. Альтшуллер. − 2-е изд. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. − 401 с.
- Гин, А. Фактор успеха: учим нестандартно мыслить / А. Гин, М. Баркан. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 80 с.
- Сидорчук Т. А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания — АО «Первая Образцовая типография», 2017 г.