Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Нос, Л. Н. Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад» / Л. Н. Нос. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112551/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике.

Ключевые слова: СтадГрад, единый государственный экзамен, ИКТ — компетенции

Одно из условий успешной сдачи экзамена — овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками по предмету, адекватное реалистичное мнение о экзаменационной процедуре, а также, психологическая подготовка обучающихся к единому государственному экзамену.

Литературы, посвященной этой теме, еще не так много, но в настоящее время выделяют три основных компонента психологической подготовки, а также вытекающие из них трудности. Это: познавательные, личностные и процессуальные компоненты.

Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков.

Личностные трудности, связаны с отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности учащегося, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.

Процессуальные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, с отсутствием навыка четкого порядка действий при сдаче ЕГЭ.

Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные технологии обучения. Одна из основных идей работы нашего методического объединения — повышение качества математической подготовки школьников на основе использования в выбранных технологиях различных форм и предложений математического содержательного контента.

Наша школьная учебная литература, а именно учебник С. М. Никольский, М. К. Потапов, конечно, достаточно полно раскрывает тематику предмета, но также нужно использовать и дополнительную литературу, отражающую специфику предстоящего экзамена. К ней относятся контрольно-измерительные материалы, методические разработки, учебные пособия, электронные учебные курсы. Книги от ФИПИ — самые проверенные и самые приближенные к реальному ЕГЭ.

На своих уроках, учителя-предметники нашего лицея, применяют следующие принципы:

1) тематический принцип: заключается в том, что

— система подготовки проводится по выбранным темам, от простых к сложным.

— для развития мышления учащихся, необходимо систематически разбирать различные типы задач с нарастающей трудностью

— повторение организуется, так что однотипные задания располагаются группами, это дает возможность научить учащихся правильным рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения, но не натаскивание, а отработка навыков.

2) принцип сложности: работа по подготовке к ЕГЭ должна проходить на высоком уровне сложности. То есть, не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса, а также включать задания из олимпиадных заданий.

Если смысловые компетенции формируются в «тематическом принципе», то формирование ИКТ-компетенций, происходит через арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по каждому предмету. А именно; всевозможные пособия с тестами для самоподготовки, различные онлайн тренажеры, обучающие компьютерные программы. Рассмотрим основные направления:

  1. На уроках используется система презентаций и видео-уроков
  2. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф). Этот информационный ресурс можно использовать для организации: тематического повторения; текущего контроля знаний; итоговых работ; прохождения тестирования и т. д.
  3. Хочется остановиться на сайте СтатГрад, с которым я уже работаю более семи лет и активно внедряю в работу методического объединения учителей математики.

Опыт показывает, что детям, как правило, начинается нравиться учиться и заниматься в частности математикой, когда они ее понимают. Но при этом надо понимать, что у каждого ребенка есть свой «потолок», свой уровень компетентности. Выход в область некомпетентности часто влечет за собой потерю интереса к математике. Занижение «потолка», решение слишком простых задач для данного ребенка приводит к тому, что он «стоит на месте».

Завышение «потолка» влечет за собой потерю интереса к математике: «я все равно ничего не понимаю и ничего не смогу». Поэтому на занятиях мы стараемся найти баланс между целью, которую ставит ребенок или его родитель (сдать ЕГЭ на нужный балл, подтянуть предмет) и тем, что в реальности можно требовать и ждать от конкретного ребенка.

Я не разбираю десятки однотипных задач, но при этом стараюсь показать школьнику полный спектр задач, умение решать которые необходим для успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. От простого — к сложному. От внимания школьника не ускользнут самые коварные задания, которые могут встретиться на экзамене. Поэтому я использую подборку заданий и тесты с сайта СтатГрад.

Особое внимание в процессе деятельности по подготовки учащихся к ЕГЭ, занимает мониторинг качества обученности, который должен быть систематическим и комплексным [1]. В этих целях я провожу входную диагностику, диагностические контрольные работы, тренировочные работы, все это я беру в системе СтатГрад.

Чтобы зайти на данный сайт, необходимо получить доступ: логин и пароль у администрации школы. Доступ имеют только учителя. Тесты, составленные на данном сайте, очень приближены к реальным. Задания можно скачать бесплатно, но только по математике, причем за любой год. Вариантов четыре, развернутые ответы имеются только ко второй части, профильного теста. К вариантам так же скачивается база Excel, в которую необходимо учителю вбить фамилию ученика, его вариант и ответы, с бланка, который сдал ученик. И сразу мы получаем картинку результата. Может минус, а может плюс в том, что дети не имеют доступа к данному ресурсу, а также «решебника»: ответы к базовому уровню и первой части профильного уровня отсутствуют.

Отдельное важное направление подготовки к экзамену — формирование эффективной стратегии деятельности ребенка на экзамене. Прежде всего, конечно, речь должна идти о выявлении уже существующих особенностей учебной деятельности выпускников. В этом могут помочь и диагностика психолога, и самоанализ самого ученика (он важен не только для получения полезной информации, но и как одно из средств повышения активности и ответственности ребенка), и экспертные оценки педагогов, хорошо знающих ребенка [3].

Для формирования у детей эффективной стратегии деятельности на экзамене в нашем Лицее периодически проводят «пробники» ЕГЭ, варианты берутся с сайта СтатГрад. После завершения, уже через час, дети и учителя уже знали результаты, не только оценку, но и могли посмотреть именно по заданиям, где они допустили ошибки. Затем на основе статистики выявляются и отрабатываются западающие темы, что способствует повышению сопротивляемости стрессу, развитию навыков самоконтроля, осознанию собственной ответственности, анализу своих установок.

У нас в лицее, нынешние 11-е классы, а в том году это 10-е классы, раз в неделю пишут варианты ЕГЭ — базовый и профильный уровень по математике. И в конце того учебного года, некоторые обучающиеся набирали 17–18 баллов на базовом уровне. Все тренировочные тесты проводятся с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя: за какое время сколько заданий они успевают решить. Тренировочные тесты проводятся с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя: за какое время сколько заданий они успевают решить. Привыкнув к этому, учащиеся чувствуют себя на экзамене намного спокойнее, увереннее, целеустремленнее.

Все это, безусловно, способствует не только формированию предметных универсальных учебных действий и повышению обученности и качества знаний обучающихся, но и развивает личностные универсальные учебные действия, позволяет ставить цели по самодиагностике, самооценке, повышает психологическую устойчивость выпускников, снижает напряжение и тревожность у детей накануне экзамена.

Использование информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает работу учителя при организации учебного процесса, являются важным элементом, способствующим более качественной подготовке к единому государственному экзамену.

Литература:

  1. Болотов В. А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. М.: Логос, 2007.
  2. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г., Саплина Е. В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): единый государственный экзамен, задание, ребенок, базовый уровень, ЕГЭ, какое время, ограничение времени, потеря интереса, профильный уровень, психологическая подготовка обучающихся.


Ключевые слова

единый государственный экзамен, СтадГрад, ИКТ — компетенции

Похожие статьи

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС

Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.

Проверка развёрнутых ответов обучающихся с помощью искусственного интеллекта: можно ли доверять результатам?

В статье автор рассматривает возможности использования нейросетей для оценки развернутых ответов ЕГЭ и ОГЭ на основе опыта проекта по внедрению искусственного интеллекта в онлайн-сервис «Облако знаний».

Использование интернет-ресурса myQuiz для организации тестирования учащихся в условиях дистанционного обучения

В статье автор рассматривает алгоритм конструирования тестов для контроля знаний обучающихся школы с использованием интернет-ресурса myQuiz в условиях дистанционного обучения, схему организации тестирования, достоинства и недостатки этого электронног...

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Похожие статьи

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС

Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.

Проверка развёрнутых ответов обучающихся с помощью искусственного интеллекта: можно ли доверять результатам?

В статье автор рассматривает возможности использования нейросетей для оценки развернутых ответов ЕГЭ и ОГЭ на основе опыта проекта по внедрению искусственного интеллекта в онлайн-сервис «Облако знаний».

Использование интернет-ресурса myQuiz для организации тестирования учащихся в условиях дистанционного обучения

В статье автор рассматривает алгоритм конструирования тестов для контроля знаний обучающихся школы с использованием интернет-ресурса myQuiz в условиях дистанционного обучения, схему организации тестирования, достоинства и недостатки этого электронног...

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Задать вопрос