В статье рассматривается проблема психологического благополучия в среднем и пожилом возрасте и его связь с наличием дружеских отношений.
Ключевые слова: психологическое благополучие, средний возраст, пожилой возраст, дружеские отношения, социальные связи, одиночество, ресурсы благополучия, личностный рост, жизненные цели, самопринятие, возрастная динамика, эмпирическое исследование.
Психологическое благополучие является важным показателем позитивного функционирования и развития личности, оно определяет качество жизни человека и связано с его физическим здоровьем. Однако факторы и особенности благополучия в среднем и пожилом возрастах изучены недостаточно. Средний и пожилой возраста являются переломными периодами развития, когда происходят значительные изменения в жизни человека, для этих периодов характерны специфические кризисы и задачи развития. Изучение особенностей благополучия позволит лучше понять закономерности развития в этих возрастах. Дружеские отношения играют важную роль в жизни человека, оказывая поддержку и влияя на разные аспекты благополучия, однако роль дружеских связей в благополучии в среднем и пожилом возрастах практически не изучалось, что определяет новизну данного исследования.
Изучение проблемы субъективного благополучия началось в прошлом веке с трудов К. Рифф [6], Н. Брэдберна, Э. Динера [12; 13] и в дальнейшем получило широкое распространение в связи с развитием позитивной психологии М. Селигмана [17; 18], К. Патерсона и др. Одновременно с понятием субъективного благополучия в отечественной и зарубежной научной литературе используется целый ряд смежных понятий: психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, качество жизни, эмоциональный комфорт, счастье. Во всем разнообразии исследований выделяются различные по содержанию и количеству компоненты и факторы.
Понятие благополучие весьма часто встречается в нашей повседневной речи. В общепринятом смысле под благополучием понимают «удачу, благосостояние, спокойное и счастливое состояние, обычное, без отклонений от нормы или нежелательных явлений состояние кого-либо» [1, с. 74]. Л. В. Карапетян отмечает, что трактовки понятия «благополучие» в целом сходны в научной психологии и в обыденном сознании людей [3].
Исследование проблемы благополучия личности М. Селигман начал в 60-х годах, постепенно выстраивая концепцию личности, способную сознательно влиять на процесс мышления, а, следовательно, и на собственное благополучие. В широко известном труде «Ребенок-оптимист» М. Селигман объясняет психологическое благополучие человека как результат прожитых положительных чувств и достижений (положительного опыта) [17]). В 2012 году М. Селигман представил теоретически-практическую модель благополучия личности «PERMA». Решая проблему способов определения, количественной оценки и достижения благополучия личности, ученый выбрал пять компонентов, формирующих благополучие личности и которые можно измерять независимо друг от друга: P — Положительные эмоции (рositive emotion); E — Вовлеченность (еngagement); R — Отношения (relationships) M — Смысл (мeaning) A — Достижения (аccomplishments) [15].
В период зрелости происходит консолидация социальных и профессиональных ролей. Зрелый возраст может быть назван возрастом практической, профессиональной жизни человека. По Э. Эриксону, главной задачей развития на этом возрастном этапе является генеративность в противовес поглощению себя. Ученый считал, что человек в стадии генеративности действует в трех направлениях: прокреативном, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения; продуктивном, сочетая работу с семейной жизнью и создавая новое поколение; креативном, путем повышения культурного потенциала в более широком масштабе [10].
Психологическая зрелость личности в рамках гуманистической психологии рассматривается как показатель личностного развития. Так, в теории А. Маслоу зрелость личности напрямую зависит от уровня самоактуализации, то есть способности постичь и удовлетворить все ступени пирамиды потребностей [7].
Средний взрослый возраст — это не только период личностных и профессиональных достижений, но также анализа и переоценки ценностей, что видоизменяет приоритеты, и, как следствие, провоцирует характерные для этого возраста жизненные кризисы. Жизненные кризисы разделяют периоды жизненного пути и изменяют способ детерминации процессов развития
Пронина Е. Н. конкретизирует возрастной промежуток средней взрослости как сензитивный для целенаправленного развития жизнетворческой активности личности [8].
В старости, в целом, и в преклонном возрасте, в частности, актуализируются проблемы, связанные с одиночеством. Одиночество является сложным и противоречивым феноменом, который в отдельных случаях обуславливается деградационными процессами в развитии личности, ибо сопровождается чувством недовольства собой, своим местом в окружающем мире и своими отношениями. Оно часто свойственно лицам, находящимся в определенных кризисных ситуациях, периодах изменений, одним из которых считают период пожилого возраста.
Основными факторами психологического благополучия, в пожилом возрасте являются проявление субъектности, позитивные отношения с миром, стремление к развитию, наличие смысла жизни и ценность общения.
Результаты исследования . Было проведено эмпирическое исследование с целью изучить психологическое благополучие взрослых людей, находящихся на разных уровнях дружеских отношений с другими людьми. Выборку составили 80 человек — две возрастные категории (по 40 человек в каждой) лица среднего возраста 35–59 лет; лица пожилого возраста 60–80 лет. Особенности психологического благополучия определялись с помощью методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (Адаптация: Т. Д. Шевеленкова и Т. П. Фесенко).
В таблице 1 представлены результаты сравнения (с помощью U-критерия Манна-Уитни) показателей респондентов по показателям психологического благополучия в зависимости от возраста.
Таблица 1
Сравнение показателей респондентов показателям психологического благополучия в зависимости от возраста
Показатели психологического благополучия |
Возраст |
Средний ранг |
Асимп. знач. (p) |
Позитивные отношения |
от 35 до 59 лет |
49,38 |
0,001 |
от 60 до 80 лет |
31,63 |
||
Автономия |
от 35 до 59 лет |
46,98 |
0,013 |
от 60 до 80 лет |
34,03 |
||
Управление средой |
от 35 до 59 лет |
50,20 |
0,000 |
от 60 до 80 лет |
30,80 |
||
Личностный рост |
от 35 до 59 лет |
46,00 |
0,034 |
от 60 до 80 лет |
35,00 |
||
Цели в жизни |
от 35 до 59 лет |
47,63 |
0,006 |
от 60 до 80 лет |
33,38 |
||
Самопринятие |
от 35 до 59 лет |
48,01 |
0,004 |
от 60 до 80 лет |
32,99 |
||
Общий уровень психологического благополучия |
от 35 до 59 лет |
48,50 |
0,002 |
от 60 до 80 лет |
32,50 |
||
Баланс аффекта |
от 35 до 59 лет |
49,19 |
0,001 |
от 60 до 80 лет |
31,81 |
||
Осмысленность жизни |
от 35 до 59 лет |
48,64 |
0,002 |
от 60 до 80 лет |
32,36 |
||
Человек как открытая система |
от 35 до 59 лет |
48,33 |
0,003 |
от 60 до 80 лет |
32,68 |
||
Автономия (психол. благоп.) |
от 35 до 59 лет |
46,51 |
0,020 |
от 60 до 80 лет |
34,49 |
При сравнении групп респондентов 35–59 лет и 60–80 лет были обнаружены статистически значимые различия по всем показателям психологического благополучия (p<0,05). По всем шкалам средние ранги выше в группе 35–59 лет — это значит, что у респондентов этой возрастной группы показатели психологического благополучия выше. Наибольшие различия наблюдаются по шкалам: позитивные отношения (p=0,001); управление средой (p=0,000); самопринятие (p=0,004). Результаты проведенного исследования показывают, что существуют значимые различия в уровне психологического благополучия между респондентами среднего (35–59 лет) и пожилого (60–80 лет) возраста. По всем анализируемым показателям психологического благополучия — позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, наличие целей в жизни, самопринятие — представители среднего возраста продемонстрировали более высокие результаты. Особенно заметна разница в таких аспектах как позитивные отношения с окружающими, ощущение контроля над собственной жизнью и принятие себя и своего прошлого — это может свидетельствовать о том, что люди в возрасте 35–59 лет имеют большую удовлетворенность взаимоотношениями, чувствуют себя более независимыми и самодостаточными, а также в большей степени принимают себя как личность.
В целом полученные данные говорят о том, что психологическое благополучие с возрастом имеет тенденцию к снижению. Период активной социальной и профессиональной жизни (35–59 лет) более благоприятен для ощущения субъективного психологического благополучия, чем период ухода на пенсию и старости (60–80 лет), что важно учитывать при оказании психологической поддержки людям разных возрастных групп.
Анализируя данные о различиях (с помощью H-критерия Краскела-Уоллиса) в зависимости от количества близких друзей и психологического благополучия, были получены следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2
Сравнение показателей респондентов показателям психологического благополучия в зависимости от количества близких друзей
Показатели психол. благополучия |
1. Сколько близких друзей есть у Вас в настоящее время |
Средний ранг |
Асимп. знач. (p) |
Позитивные отношения |
Нет близких друзей (n=20) |
17,43 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
41,78 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
48,86 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
57,33 |
||
Автономия |
Нет близких друзей (n=20) |
19,23 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
37,78 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
49,80 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
58,79 |
||
Управление средой |
Нет близких друзей (n=20) |
19,63 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
35,25 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
49,43 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
63,21 |
||
Личностный рост |
Нет близких друзей (n=20) |
17,13 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
39,45 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
47,86 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
64,04 |
||
Цели в жизни |
Нет близких друзей (n=20) |
17,68 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
37,50 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
48,84 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
64,08 |
||
Самопринятие |
Нет близких друзей (n=20) |
16,93 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
36,25 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
50,05 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
64,58 |
||
Общий уровень психологического благополучия |
Нет близких друзей (n=20) |
16,93 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
37,40 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
49,82 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
63,21 |
||
Баланс аффекта |
Нет близких друзей (n=20) |
13,60 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
36,03 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
53,23 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
63,08 |
||
Осмысленность жизни |
Нет близких друзей (n=20) |
23,93 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
37,55 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
44,95 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
62,67 |
||
Человек как открытая система |
Нет близких друзей (n=20) |
24,65 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
38,00 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
43,77 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
63,46 |
||
Автономия (психол. благоп.) |
Нет близких друзей (n=20) |
23,90 |
0,000 |
1–2 близких друга (n=20) |
34,80 |
||
3–5 близких друзей (n=28) |
48,20 |
||
Более 5 близких друзей (n=12) |
59,71 |
Как видим из таблицы 2, наблюдается четкая положительная динамика по всем показателям психологического благополучия в зависимости от увеличения количества близких друзей (p<0,001). Наименьшие средние ранги по всем шкалам продемонстрировали респонденты, у которых нет близких друзей. С увеличением количества друзей показатели психологического благополучия последовательно растут.
Наиболее выраженная положительная динамика наблюдается у респондентов, имеющих более 5 близких друзей. Их показатели психологического благополучия значительно выше остальных групп. Итак, наличие близкого круга друзей имеет очень сильную положительную связь с психологическим благополучием человека. Чем больше у человека близких друзей, тем выше его субъективное ощущение благополучия и удовлетворенности жизнью.
Выводы. Психологическое благополучие является важным показателем позитивного функционирования и развития личности, определяющим качество жизни человека. Средний и пожилой возраст представляют собой переломные периоды развития, для которых характерны специфические кризисы и задачи развития.
Дружеские отношения играют важную роль в жизни человека, оказывая поддержку и влияя на различные аспекты благополучия, однако их влияние на благополучие в среднем и пожилом возрастах изучено недостаточно.
В результате эмпирического исследования выявлено, что существуют значимые различия в уровне психологического благополучия между людьми среднего (35–59 лет) и пожилого (60–80 лет) возраста. По всем показателям благополучия (позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие) более высокие результаты продемонстрировали респонденты среднего возраста.
Обнаружены значимые различия в уровне психологического благополучия в зависимости от количества друзей — чем больше у человека близких друзей, тем выше его показатели благополучия по всем шкалам. Наименьшие показатели благополучия продемонстрировали респонденты, у которых нет близких друзей. Наибольшие показатели — у тех, кто имеет более 5 близких друзей. Дружеские отношения являются чрезвычайно важным фактором, положительно влияющим на психологическое благополучие в среднем и пожилом возрасте. Дружеские связи, вероятно, обеспечивают человеку необходимую эмоциональную поддержку, возможность самораскрытия и сохранения ощущения причастности к социуму.
В целом, результаты подчеркивают необходимость уделять особое внимание проблеме психологического благополучия в позднем возрасте и важную роль дружеских отношений как одного из ресурсов для его поддержания на должном уровне.
Литература:
- Берзин, Б. Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — Т. 24. — № 4. — С. 74–81.
- Борисов, Г. И. Личностные факторы достижения психологического благополучия людьми пожилого возраста / Г. И. Борисов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2019. — № 1(53). — С. 53–62.
- Карапетян, Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 1. — С. 171–182.
- Крайг, Г. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум; [перевели с английского А. Маслов и др.]; научный редактор перевода Т. В. Прохоренко. — 9-е изд. — СПб. [и др.]: Питер, 2021. — 939 с.
- Краснова О. В. Социальная психология старости / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.
- Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. — 2007. — № 3. — С. 24–37.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [перевели с английского Т. Гутман, Н. Мухина]. — 3-е изд. — СПб. [и др.]: Питер, 2021. — 399 с.
- Пронина, Е. Н. Психология и педагогика: учеб. для студентов вузов / Е. Н. Пронина, В. В. Лукашевич. — М.: Элит, 2004. — 351 с.
- Слободчиков, В. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. — М.: Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т: Изд-во ПСТГУ, 2014. — 395 с.
- Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Эрик Эриксон. — СПб. [и др.]: Питер, 2020. — 447 с.
- Яцемирская Р. С. Социальная геронтология (лекции): учебное пособие для вузов / Раиса Сергеевна Яцемирская. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с.
- Diener, E. Most People Are Happy // Psychological Science. — 1996. — 7(3). — P. 181–185.
- Diener, E. Advances and Open Questions in the Science of Subjective Well-Being // Collabra: Psychology. — 2018. — Vol. 4(1). — 15 p.
- Havighurst, R. J. Social Roles, Work, Leisure, and Education / R. J. Havighurst // The Psychology of Adult Development and Aging / edited by Carl Eisdorfer, M. Powell Lawton. — Washington, DC: American Psychological Association, 1973. — P. 598–618.
- Madeson, M. The PERMA Model: Your Scientific Theory of Happiness // PositivePsychology.com. — URL: https://positivepsychology.com/perma-model (дата обращения: 10.03.2024)
- Pinquart, M. Influences of Socioeconomic Status, Social Network, and Competence on Subjective Well-Being in Later Life: A Meta-Analysis // Psychology and Aging. — 2000. — June. — Vol 15(2). — P. 187–224.
- Seligman, M. E. The optimistic child / M. E. P. Seligman, K. Reivich, L. Jaycox, J. Gillham. — Houghton, Boston, Mass.: Houghton Mifflin, 1995. — 336 p.
- Seligman, M. E. Positive Psychology Progress: Empirical Validation of Interventions // American Psychologist. — 2005. — Vol. 60(5). — P. 410–421.