В статье авторы исследуют творчество Карла Петера Фаберже и значение его творчества для развития декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: искусство, пасхальные традиции, Романовы.
Словосочетание «яйца Фаберже» давно стало символом богатства Дома Романовых и дореволюционной России. Ювелирные изделия, созданные в период с 1885 по 1917 гг. фирмой Карла Петера Фаберже, и в наши дни представляют невероятный интерес со стороны ювелиров, искусствоведов, историков и коллекционеров всего мира. Но в чем заключается успех и популярность творчества ювелира, чьи работы оцениваются в несколько миллионов долларов[1]? Для того, чтобы ответить на этот вопрос и определить ценность и значение произведений Карла Фаберже для мирового искусства, обратимся к творчеству ювелира.
Карл Петер Фаберже, русский ювелир немецкого происхождения, в 1870 году возглавил фирму своего отца, основанную в 1842 году в Санкт-Петербурге. «Дом Фаберже» был известен созданием изысканных произведений, инкрустированных драгоценными камнями. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия «Дома Фаберже» привлекли внимание императора Александра III. В 1885 году Александр III, решив удивить супругу, императрицу Марию Федоровну, сделал ей особый подарок — яйцо с секретом. Автором произведения был Карл Фаберже. Это было драгоценное яйцо, покрытое плотным слоем белой эмали, поперек которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нем, в свою очередь, сидела золотая курочка. Все детали были выполнены филигранно, можно было разглядеть и гребешок, и круглые глазки, и даже перышки. В курочке тоже был сюрприз — рубиновое яичко и императорская корона (рис. 1).
Рис. 1. Пасхальное яйцо «Курочка», 1885 г. Представлено в Музее Фаберже Санкт-Петербург
Воодушевленный произведенным эффектом, Александр III взял за правило на каждую Пасху преподносить своей супруге новое «чудо». Продолжил эту традицию Николай II, сын Александра III, который к пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге. Петер Карл Фаберже получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».
При создании пасхальных яиц императорской серии ювелиру предоставлялась полная свобода. Даже сам император не знал, какими они будут, единственными условиями были наличие внутри сюрприза и уникальность каждого яйца. Кроме того, содержание произведения должно быть связано с жизнью членов царской семьи. Так, в 1895 г. Николай II преподнес супруге, Александре Федоровне, первое пасхальное яйцо («Яйцо с бутоном розы»), посвященное воспоминаниям о ее родном городе Дармштадте, гордившимся своими цветами и парками. В 1896 году в честь коронации на русский престол Александра Федоровна получила в подарок «Коронационное» яйцо. Оно представляло собой точную копию императорской кареты, использованной при коронации. В 1898 г. Николай II подарил своей матери, Марии Федоровне, пасхальное яйцо «Вдова»[2], раскрывающее ее общественную деятельность: произведение содержит восемь миниатюр-картин, демонстрирующих учреждения, основанные вдовствующей императрицей. В 1903 г. к 200-летию основания Санкт-Петербурга Николай II презентует императрице Александре Федоровне пасхальное яйцо «Петр Великий», внутри которого находилась модель памятника «Медный всадник» скульптора Э. М. Фальконе. Тяжелое положение страны во время Первой мировой войны наложило отпечаток на произведения ювелирного искусства. В 1916 году Александра Федоровна получает в подарок яйцо под названием «Военное стальное». Сувенир был выполнен из стали, на которой ювелиры разместили золотой герб и корону.
Таким образом, если проследить за сюжетами пасхальных яиц, то можно видеть не только художественный вкус русской императорской фамилии, но и изучить страницы жизни, глубоко раскрывающие ее радости и переживания. Все семейные ценности императорской семьи воплощались в христианской форме «раскрашенного» пасхального яйца, приобретая не только фамильную, но и историческую значимость [1, с. 156].
Для изготовления яйца требовалось от одного до двух лет работы. В каждом изделии участвовала целая команда ювелиров разной специализации — искусные кузнецы, мастера обработки алмазов, специалисты по работе с эмалью, художники, занимавшиеся росписью изящных изделий. Каждый год Фаберже старался привносить в свое главное изделие что-то новое, используя неожиданные материалы и придумывая новые приспособления.
Предметом особой гордости мастеров Фаберже был их уровень техники выполнения гильошировки[3] — на золотую или серебряную поверхность яйца наносился рисунок из линий, напоминающих лучи солнца или волны, покрытых эмалью. Техника гильшировки применена, например, при произведении яйца «Петр Великий». Это было очень сложной технической задачей, так как весь процесс гравировки, нанесения эмали и полировки выполнены на небольшой по размеру вогнутой поверхности [3, с. 39].
Несомненным достижением мастеров «Дома Фаберже» была целая линейка переливчатых эмалей самых разных оттенков — от пастельно-нежных до насыщенных темных. Например, блестящее розовое покрытие пасхального яйца «Герцогиня Мальборо» состоит из слоя оранжево-желтой эмали на золоте, поверх которого нанесено несколько полупрозрачных слоев розового цвета. В зависимости от угла падения света, оттенки поверхности меняются от теплого прозрачного розового до почти светонепроницаемого розовато-лилового цвета [3, с. 38].
Одним из самых любимых приемов у ювелира было сочетание драгоценных материалов и недорогих (золото, серебро, хрусталь, древесина). Так, изящные стебли и прочные опорные стойки на пасхальном яйце «Ландыши» изготовлены из золоченой бронзы, а чашелистики цветов сделаны из позолоченного серебра [2, с. 752]. Также в яйце «Ландыши» впервые был использован заводной механизм — из яйца появляются и раскладываются веером три миниатюрных портрета — императора и двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны (рис. 2).
Рис. 2. Пасхальное яйцо «Ландыши», 1898 г. Представлено в Музее Фаберже Санкт-Петербург
Пасхальные яйца завоевали статус высокохудожественного новаторства, став флагманским изделием Дома Фаберже. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году фирма получила золотую медаль, снискав признание парижских ювелиров.
Фирма Фаберже получила множество заказов и приобрела клиентов по всему миру. Так, Карл Фаберже создал 7 произведений по заказу Александра Фердинандовича Кельха, русского предпринимателя и мецената. Также еще известно как минимум об одиннадцати экземплярах. Заказчики части из них неизвестны, однако, точно установлено, что некоторыми владели богатые и влиятельные люди из Америки и Европы. Например, в 1902 году пасхальное яйцо у фирмы Фаберже заказала Консуэло Вандербильт, герцогиня Мальборо. Кроме того, заказчиками изделий Дома Фаберже были и обычные люди.
В 1916 году Петер Карл Фаберже руководил производством двух декоративных яиц, которые в апреле 1917 года должны были стать пасхальными подарками для императрицы Марии Федоровны и царицы Александры Федоровны. Однако Фаберже так и не удалось закончить работу над этими яйцами. Царствование Романовых, длившееся три столетия, было прервано. Семья была вынуждена покинуть город, оставив, помимо прочего, и коллекцию из пятидесяти яиц Фаберже, созданную в период с 1885 по 1916 гг. Эти произведения искусства стали впоследствии символом императорского дома и дореволюционной России в целом. В марте 1917 года Николай II отрекся от престола. Но царскую семью это не спасло. Только Мария Федоровна смогла покинуть Россию, с собой она забрала на память лишь одно яйцо — «Орден Святого Георгия».
После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже. В ноябре 1918 года Карл Фаберже покинул Петербург. Оттуда он перебрался в Германию, а в сентябре 1920 года Петер Карл Фаберже скончался в Пули, пригороде Лозанны.
К императорской серии исследователи относят 52 яйца, но до сих пор идут искусствоведы ведут споры, включать ли в их число еще 2 экземпляра, «Воскресение Христово» и «Весенние цветы». До нашего времени сохранилось только 48 пасхальных яиц. В России находятся далеко не все из них. Девять ювелирных изделий находятся в фондах Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Еще десять пасхальных яиц хранятся в собрании Оружейной палаты Московского Кремля. Остальные произведения в XX веке были вывезены за границу. В 2013 году в Санкт-Петербурге состоялось открытие Музея Фаберже, где хранятся девять императорских яиц — все из коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Он приобрел эту коллекцию в 2004 году у американского предпринимателя М. Форбса и вернул в Россию.
Таким образом, отметим неоспоримый вклад Петера Карла Фаберже в развитие русского искусства на рубеже XIX–XX вв., сформировавшего основные направления и жанры в декоративно-прикладном искусстве, которые и сегодня развиваются мастерами-ювелирами [4, с. 170]. Кроме того, несомненна ценность и исторической составляющей в произведениях ювелира: пасхальные яйца Фаберже — это документальное летописание жизни императорской династии Романовых. Именно поэтому спустя годы пасхальные яйца Фаберже все так же остаются несравненным произведением ювелирного мастерства, привлекающими не только своей изысканностью, красотой и роскошью, но и обладающими особой ностальгической ценностью в связи с драматичной историей семьи Романовых.
Литература:
- Таирова, Н. М. «Пасхальный мир» Николая II, когда звонил колокол по Витте / Н. М. Таирова // Управленческое консультирование. — 2017. — № 10(106). — С. 150–165.
- Ростовцева, Н. А. Ювелирное искусство Карла Фаберже / Н. А. Ростовцева // Перспективные направления развития современного образования: Материалы VIII международной научно-практической конференции в 3 -х частях, Москва, 05–26 апреля 2023 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2023. — С. 750–755.
- Ренкель, А. Фаберже — творец пасхальных яиц / А. Ренкель // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2015. — № 1. — С. 37–42.
- Перфильева, И. Ю. Стиль Фаберже в отечественном ювелирном искусстве 1980–2010-х годов // Вестник СПбГИК. — 2017. — № 1 (30) — С. 169–172.
[1] Например, яйцо «Коронационное» было продано на аукционе коллекционеру Виктору Вексельбергу за 24 миллиона долларов. Ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
[2] Второе название пасхального яйца - «Пеликан», символ благотворительной деятельности.
[3] Процесс гравировки на поверхности металла сетки волнистых, закономерно переплетающихся линий.