Проблемы определения должностного лица, как субъекта получения взятки (статья 290 УК РФ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 05.04.2024

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Кабардина, Я. С. Проблемы определения должностного лица, как субъекта получения взятки (статья 290 УК РФ) / Я. С. Кабардина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112603/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье обращается внимание на различные подходы к пониманию «должностных лиц» в контексте применения его в уголовном законодательстве. Анализируется взаимосвязь примечаний к ст. 285 и ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обосновывается целесообразность нормативного закрепления функций должностного лица в примечании к ст. 285 УК РФ.

Ключевые слова: получение взятки, специальный субъект, должностные лица, представитель власти, функции представителя власти, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции.

Получение взятки является преступлением коррупционной направленности, предусмотренное ст. 290 УК РФ и понимается, как получении от другого лица незаконной выгоды (взятки) в обмен на выполнение определенных действий или бездействие должностного лица.

Законы многих стран устанавливают строгие наказания за получение взятки. В Российской Федерации, например, за это преступление предусмотрены серьезные штрафы, арест, лишение свободы, запрет занимать определенные должности и другие меры наказания.

Для решения вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности в соответствии с ст. 8 УК РФ необходимо наличие совершенного деяния, содержащего все признаки состава преступления.

Среди всех признаков состава преступления в статье 290 УК РФ особое место занимает субъект преступления. Субъект получения взятки является одной из центральных фигур, который вызывает много вопросов и противоречий как в доктрине уголовного права, так и в правоприменительной практике.

Следует уяснить, что отличительной чертой взяточничества является то, что оно совершается специальным субъектом.

Под специальным субъектом в теории уголовного права принято понимать лицо, которое на ряду с основными (общими) признаками (физической природой, возрастом, вменяемость) обладает дополнительными (например, пол, семейно-родственные отношения, особый статус).

Специальным субъектом получения взятки являются должностные лица. Понятие должностных лиц дано в ч.1 примечания к статье 285 УК РФ, согласно которому должностными лица в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Данное понятие несколько раз дополнялось законодателем расширяя при этом круг должностных лиц подлежащих ответственности за совершения преступлений входящих в главу 30 УК РФ. Но несмотря на данные дополнения законодателя, проблем в определении статуса лица, как должностного не стало меньше.

Раскрывая данное понятие через функции, возникает несколько проблем.

Первая проблема заключается во взаимосвязи двух примечаний:

– примечание к статье 285 УК РФ;

– примечание к статье 318 УК РФ.

Законодатель, давая определение должностного лица в ч.1 примечания к ст.285 УК РФ, распространяет его только на положения главы 30 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица….), а понятие «представителя власти», которое дано в примечании к ст.318 — на все остальные статьи УК РФ (Представителем власти внастоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается….).

Из этого следует логический вывод, что понятие «представителя власти» — является более широким, нежели понятие «должностного лица».

Но суждение о широте понятия «представителя власти» является ошибочным, поскольку, обращаясь к примечанию к ст. 318 для более четкой конкретизации понятия «должностного лица», мы встречаем понятие представителя власти как должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо , наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Т. е. эти два примечания обладают «двойственным отсылочным характером» или моделью «обратного механизма», что может порождать проблемы в применении закона.

Помимо этого, в примечании к ст.285 УК РФ отсутствуют понятия: «функции представителя власти», «организационно-распорядительных функций» и «административно-хозяйственных функций», что является вторым проблемным аспектом при установлении статуса лица, как должностного.

Так, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции ….

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» раскрываются данные функции.

Так, например под организационно-распорядительными функциями следует понимать ряд задач и обязанностей, направленных на организацию и управление деятельностью в соответствии с установленными правилами и процедурами. Эти функции включают в себя:

  1. Руководство трудовым коллективом.
  2. Распределение задач и обязанностей сотрудникам, контроль их выполнения.
  3. Организация работы по достижению поставленных целей и задач.
  4. Управление ресурсами, включая финансы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы и другие (применения мер поощрения или награждения, наложение дисциплинарных взысканий)
  5. Принятие оперативных решений по текущим вопросам деятельности (полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущее юридические последствия)
  6. Взаимодействие с другими структурами и учреждениями, регулирование отношений с партнерами и контрагентами.
  7. Контроль за исполнением поставленных задач и отчетность перед вышестоящими органами.

Тем не менее, некоторые авторы статей выражают негодование, связанное с тем, что такие ключевые понятия, как функции описаны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, а не в УК РФ. Данное негодование вполне обосновано, поскольку Уголовный кодекс РФ является актом, который всегда будет обладать большей юридической силой, нежели постановление Пленума Верховного Суда РФ.

Исходя из этого возникает потребность в закреплении и четком раскрытии признаков должностных лиц в примечании к ст.285 УК РФ, где после понятия следует нормативно закрепить следующие определения:

– «представитель власти»;

– «функции представителя власти»;

– «организационно-распорядительные функции»;

– «административно-хозяйственные функции».

Данное закрепление перечисленных определений будет способствовать совершенствованию уголовного законодательства и обеспечит единообразное применение норм как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии судебного разбирательства.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, что проблема, связанная с определением статуса должностного лица как субъекта получения взятки (ст.290 УК РФ) является актуальной. От качества деятельности должностных лиц зависит эффективность работы не только определённых органов, но и всего государства в целом.

Несмотря на все дополнения законодателя, понятие «должностных лиц» всё же требуется в доработке, которая в дальнейшем приведёт к единому пониманию и сэкономит время в поиске норм при установлении статуса такого лица как должностное.

Литература:

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Справочная правовая система «Консультант»
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Справочная правовая система «Консультант»
  3. Хазиева, Р. Р. Основные проблемы квалификации действий должностного лица как субъекта преступления в точки зрения признаков / Р. Р. Хазиева // Вестник научных трудов «Юристъ»: По материалам заседания III Совета молодежных общественных организаций и объединений Республики Татарстан в сфере противодействия коррупции. В 2-х частях, Казань, 05 декабря 2019 года / Под редакцией С. Л. Алексеева [и др.]. Том Выпуск 8. Часть 2. — Казань: Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия социального образования», 2020. — С. 254–260.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, должностное лицо, лицо, функция, Верховный Суд РФ, получение взятки, постановление Пленума, представитель власти, примечание, специальный субъект.


Ключевые слова

получение взятки, специальный субъект, должностные лица, представитель власти, функции представителя власти, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции

Похожие статьи

Толкование уголовного закона на примере статьи 197 Уголовного кодекса Российской Федерации

В статье рассматриваются оценочные понятия статьи 197 УК РФ: «заведомо ложное публичное объявление», «крупный ущерб», проблемы их определения, а также значимость существования. Кроме того, в данной работе рассмотрена проблема взаимодействия органов д...

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: проблемы квалификации и применения

Статья посвящена комплексному исследованию состава ст.169 УК РФ. Анализу объективных и субъективных признаков. Дается характеристика понятия «иной деятельности», а также разбор понятия «должностного лица» применительно к исследуемому составу. Проблем...

К вопросу о разграничении составов преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ

В данной статье рассматривается вопрос о разграничении ст. 285 и 286 УК РФ, которые находятся в гл. 30 УК РФ и относятся к должностным преступлениям, так как именно в них возникают ошибки при квалификации деяний. Названы критерии, по которым можно вы...

Превышение должностных полномочий как состав преступления: проблемы квалификации и правоприменения

На сегодняшний день перед правоприменителями встал острейший вопрос квалификации преступления по ст.286 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) и разграничение со злоупотреблением должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ, так как это вызывает определ...

Теоретико-правовое обоснование понятия «депутат» в законодательстве субъектов Российской Федерации

В статье рассмотрены нормативные и теоретический основы, регламентирующие статус и понятие «депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». Дается общая характеристика понятия «депутат», анализируются правовые...

Проблемы и особенности применения административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности к юридическим лицам в контексте действующего законодательства Российской Федерации. Анализируются теоретические подходы к определению вины юридических лиц, а также проце...

Проблемы определения процессуальной функции следователя в уголовном судопроизводстве

Данная статья направлена на изучение дискуссионных как в теории, так и на практике, вопросов определения процессуальной функции следователя в уголовно судопроизводстве России. Исследуются различные подходы к определению и содержанию уголовно-процессу...

Административная ответственность должностных лиц

В данной статье автор анализирует вопрос ответственности должностных лиц в рамках административного права. В статье подчеркивается значение статьи 2.4 КоАП РФ, которая регулирует административную ответственность должностных лиц в России, включая пред...

Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации

В данной статье проводится детальное исследование правового статуса должностного лица в контексте административного законодательства Российской Федерации. Должностными лицами являются не только государственные и муниципальные служащие, но и представи...

Характеристика формулировки и разработки уголовно-правовой нормы статьи 280.3 УК РФ

В данной статье автор анализирует правовые аспекты формулирования уголовно-правовой нормы статьи 280.3 УК РФ. Проводится соотношение между существующей редакцией анализируемого уголовно-правового состава и основаниями криминализации, а также особенно...

Похожие статьи

Толкование уголовного закона на примере статьи 197 Уголовного кодекса Российской Федерации

В статье рассматриваются оценочные понятия статьи 197 УК РФ: «заведомо ложное публичное объявление», «крупный ущерб», проблемы их определения, а также значимость существования. Кроме того, в данной работе рассмотрена проблема взаимодействия органов д...

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: проблемы квалификации и применения

Статья посвящена комплексному исследованию состава ст.169 УК РФ. Анализу объективных и субъективных признаков. Дается характеристика понятия «иной деятельности», а также разбор понятия «должностного лица» применительно к исследуемому составу. Проблем...

К вопросу о разграничении составов преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ

В данной статье рассматривается вопрос о разграничении ст. 285 и 286 УК РФ, которые находятся в гл. 30 УК РФ и относятся к должностным преступлениям, так как именно в них возникают ошибки при квалификации деяний. Названы критерии, по которым можно вы...

Превышение должностных полномочий как состав преступления: проблемы квалификации и правоприменения

На сегодняшний день перед правоприменителями встал острейший вопрос квалификации преступления по ст.286 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) и разграничение со злоупотреблением должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ, так как это вызывает определ...

Теоретико-правовое обоснование понятия «депутат» в законодательстве субъектов Российской Федерации

В статье рассмотрены нормативные и теоретический основы, регламентирующие статус и понятие «депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». Дается общая характеристика понятия «депутат», анализируются правовые...

Проблемы и особенности применения административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности к юридическим лицам в контексте действующего законодательства Российской Федерации. Анализируются теоретические подходы к определению вины юридических лиц, а также проце...

Проблемы определения процессуальной функции следователя в уголовном судопроизводстве

Данная статья направлена на изучение дискуссионных как в теории, так и на практике, вопросов определения процессуальной функции следователя в уголовно судопроизводстве России. Исследуются различные подходы к определению и содержанию уголовно-процессу...

Административная ответственность должностных лиц

В данной статье автор анализирует вопрос ответственности должностных лиц в рамках административного права. В статье подчеркивается значение статьи 2.4 КоАП РФ, которая регулирует административную ответственность должностных лиц в России, включая пред...

Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации

В данной статье проводится детальное исследование правового статуса должностного лица в контексте административного законодательства Российской Федерации. Должностными лицами являются не только государственные и муниципальные служащие, но и представи...

Характеристика формулировки и разработки уголовно-правовой нормы статьи 280.3 УК РФ

В данной статье автор анализирует правовые аспекты формулирования уголовно-правовой нормы статьи 280.3 УК РФ. Проводится соотношение между существующей редакцией анализируемого уголовно-правового состава и основаниями криминализации, а также особенно...

Задать вопрос