Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 05.04.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Асалиева, Ф. А. Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля / Ф. А. Асалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 192-193. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112637/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преимущества использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, что позволяет говорить о возможности их применения для мотивации студентов к изучению гуманитарных дисциплин, в том числе истории в вузе экономического профиля.

Ключевые слова: гуманитарные науки, история, электронные образовательные ресурсы, электронный учебник, гуманитарное образование, студенты-экономисты.

Преподавание дисциплин гуманитарного цикла (история, философия, психология, иностранный язык, культурология, русский язык и др.) в высшем учебном заведении экономического профиля имеет свою специфику. Это определяется характеристиками качества, уровня и объёма знаний, полученных студентами в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях, а также их представлениями о будущей профессии. Очень часто восприятие этих дисциплин студентами как «ненужных» для выбранной ими профессии делает занятия по истории и другим гуманитарным дисциплинам совершенно бесполезным предметом.

В высших учебных заведениях часто наблюдается негативное отношение студентов ко всему гуманитарному циклу. Чаще всего это проявляется у молодых людей, чей выбор был сделан в пользу обучения на экономическом факультете, и чьи интересы уже практически сформированы, то есть они видят свое будущее в связи с выбранной специальностью, а значит, уверены в необходимости изучения только специальных дисциплин [4, с. 32].

В настоящее время на фоне идейных изменений, отсутствия мотивации (часто можно услышать от студентов такую фразу: «зачем будущему экономисту знать историю?»), в условиях колоссальной нехватки времени, обусловленной тем, что молодежь начинает работать уже на первом курсе, отсутствием навыков самостоятельной работы, студенты испытывают серьезные трудности при изучении гуманитарных дисциплин, особенно истории. Знания об исторических процессах, приобретенные в школе, обычно очень разрознены. Между тем историческое знание в контексте сложных политических процессов, происходящих в мире, чрезвычайно важно. Они позволяют сформировать систему экономических, политических, философских взглядов, учат молодого человека мыслить масштабно и самостоятельно, избегать, мало связанных с реальностью, односторонних оценок и выводов. Историческое знание позволяет через призму прошлого заглянуть в будущее [1, с. 25].

Именно дисциплины гуманитарного цикла, особенно история, позволяют формировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и духовным и интеллектуальным потенциалом, а также развивает способность к самоуправлению, творчеству, являются незаменимыми в развитии коммуникативных, общекультурных и профессиональных компетенций.

Сегодня, в связи с тем, что общемировая тенденция образования предполагает переход учебного процесса на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий, открываются новые возможности для привлечения интереса к истории через внедрение в образование электронных образовательных ресурсов.

Каковы преимущества использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения истории?

Одной из главных отличительных черт дисциплины истории является ее неформальный характер. Учебники истории обычно содержат информацию преимущественно в текстовой форме и сопровождаются обширным иллюстративным материалом. Это является препятствием при создании электронных образовательных ресурсов, так как такие тексты трудно структурируются, необходимы для текстовой организации учебного материала [3, с. 41].

Таким образом, электронным образовательным ресурсом, который наиболее часто используется при изучении истории, является учебник, основанный на использовании гипертекста, видео — и аудиоприложений, большого объема иллюстративного материала-электронный учебник. Хороший электронный учебник содержит минимум текстовой информации. Важную роль в электронном учебнике играет верстка текста, графика и другой материал. Электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, сортировать их в любом порядке [2, с. 15].

Электронные образовательные ресурсы по дисциплинам гуманитарного цикла, в том числе истории, помимо электронного учебника, могут включать в себя практикум, словарь, тесты или банк контрольных вопросов и заданий.

Такие ресурсы могут быть классифицированы по различным критериям.

— программно-методические электронные образовательные ресурсы: учебная программа, учебный план;

— учебные электронные образовательные ресурсы: электронный текстовый учебник, электронный учебник, лекционный курс в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;

— вспомогательные электронные образовательные ресурсы: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, словарь, справочник;

— учебно-методические электронные образовательные ресурсы: методические указания, методические рекомендации;

— управление электронными образовательными ресурсами: программы тестирования, банки контрольных вопросов и заданий.

Следует отметить, что электронные образовательные ресурсы по дисциплине история ориентированы на разные категории студентов.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе изучения истории в высшем учебном заведении экономического профиля имеет следующие преимущества:

  1. Процесс обучения становится более динамичным в связи с тем, что формирование мировоззрения студентов происходит на основе мультимедийной информации.
  2. Учебная информация имеет компьютерную визуализацию, которая помогает представить как реальные, так и« виртуальные " процессы и явления.
  3. Существует возможность архивного хранения достаточно больших объемов информации.
  4. Решена проблема быстрого поиска и доступности источников знаний.
  5. Имеется возможность осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности. Использование электронных образовательных ресурсов является очень эффективным инструментом в обучении и воспитании молодого поколения, позволяющим формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности студента.

Литература:

  1. Гуркова О. М. Электронный учебник как эффективное средство повышения качества образования / О. М. Гуркова / / конференция. -2009.
  2. Можаева Г. В. Преподавание истории в системе дистанционного образования / / новые информационные технологии в университетском образовании: материалы Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17–19 марта 1999 года.
  3. Можаева Г. В., Фещенко А. В. Электронные ресурсы в историческом образовании. Открытое и дистанционное образование. Томск, 2004.
  4. Сломинская Е. В. Методологические особенности преподавания истории в технических вузах. Современные проблемы науки и образования. — 2014. — Вып.6.
Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарный цикл, ресурс, электронный учебник, история, экономический профиль, высшее учебное заведение, историческое знание, преимущество использования, учебный процесс, электронный вид.


Похожие статьи

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики

В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметног...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Механизм формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов в процессе изучения экономических дисциплин

В статье рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов, определена значимость компетенций в образовательном процессе. В результате исследования уточнено и конкретизировано понятие «механизм», ...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Похожие статьи

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики

В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметног...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Механизм формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов в процессе изучения экономических дисциплин

В статье рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов, определена значимость компетенций в образовательном процессе. В результате исследования уточнено и конкретизировано понятие «механизм», ...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Задать вопрос