Введение
Шахматы — это одна из старейших и наиболее популярных настольных игр в мире. Шахматы являются не только увлекательным развлечением, но и спортивной дисциплиной, требующей стратегического мышления, концентрации внимания и силы воли. В последние годы шахматы становятся все более популярными благодаря проведению крупных международных турниров и официальному признанию шахмат как вид спорта.
Цель исследования
Целью данной работы является изучение роли шахмат как спортивной дисциплины и их влияние на психофизиологическое состояние человека.
Методы исследования
Для достижения поставленной цели был проведен анализ научной литературы. Были изучены психологические и физиологические аспекты игры в шахматы, а также исследования подтверждающие положительное влияние шахмат на когнитивные функции и психическое здоровье человека
История зарождения и развития шахмат
Считается, что родиной шахмат является Индия, так как по одной из версий игра была создана индийским математиком, который также изобрел такое математическое действие, как возведение в степень. Первое письменное упоминание о шахматах датируется 570 годом до нашей эры, это была книга, в которой подробно описан путь шахмат из Индии в Персию.
Старейшим предком шахмат является индийская игра чатуранга, которая изначально рассчитывалась на четверых человек и включала в себя пять видов фигур: воин (падати), колесница (ратха), боевой слон (хасти), конница (ашва), и предводитель армии (раджа). Игра по сути являлась баталией между армиями соперников.
Но достоверные правила игры неизвестны, есть несколько источников, содержащих описание ходов фигур, но в каждом из них есть свои отличия.
Распространяясь по миру, индийская чатуранга породила множество аналогов в разных странах, где в игру добавлялись новые правила и изменялись существующие. Таким образом появились китайские сянци, таиландский макрук, корейские чанги, японские сеги.
Но дальнейшее развитие получил персидский вариант игры. Персы, переняв чатурангу из Индии, придумали новые правила и назвали ее шатранж. В него играли на квадратной доске 8х8 подобно современным шахматам. Теперь в игре было двое соперников, каждый из них имел фигуры своего цвета, в летописях это обычно черные и красные, реже черные и белые, расстановка фигур была полностью аналогична шахматной. В новый комплект фигур вошли уже привычные нам: король, ферзь, ладья, слон, конь, и пешка. Но окончательный вид игра приняла только в конце XV века, попав в Европу. Слон и ферзь получили новую систему ходов, которая используется по сей день. Позже преимущество первого хода у белых стимулировало развитие дебютной теории.
Возрастание популярности шахмат в мире к середине XIX века способствует возникновению международных соревнований, в которых принимали участие лучшие шахматисты городов и стран, позже игры стали проходить в форме турниров.
Польза шахмат для человека
Учеными было доказано, что занятия различными логическими играми способствуют повышению успеваемости обучающихся. Обучение и интеллектуальное развитие человека в целом зависит от его способности использовать свои знания. Принятие оптимальных решений зависит от уровня интеллекта, который можно развивать различными способами. Развитие мышления проходит за счет тренировки логики. Регулярно принимая логически правильные решения, мы формируем в мозге особую закономерность, которая сохраняется в памяти. Таким образом для развития умственных способностей человека идеально подходят различные процессы, тренирующие нашу логику. Среди таких процессов можно выделить кроссворды, головоломки и загадки, а также логические игры, такие как шахматы.
Игра в шахматы способствует развитию умения концентрировать внимание на конкретных вещах, запоминание различных комбинаций положительно влияет на процессы памяти, увеличивая ее объем. А также развивает умение находить оригинальные выходы из сложившейся ситуации, и принимать нестандартные решения. Во время партии ваш мозг решает логические задачи, распознает образы фигур, принимает решения визуально и аналитически. При игре в шахматы активно действуют теменная, височная и лобная доли головного мозга. Теменная обрабатывает информацию, поступившую от органов чувств при помощи сенсорного центра, что позволяет нам ориентироваться в пространстве, это означает, что теменная часть отвечает за наше пространственное мышление. Височная доля мозга участвует в образовании долговременной памяти. В области лобной доли располагаются центры, отвечающие за осознанные движения, то есть способность планировать и контролировать свои действия. Это делает шахматы комплексным тренажером для развития функций головного мозга.
Психолог Иосиф Гольфман: Во время любого когнитивного процесса, тем более творческого и требующего индивидуальных решений, мы улучшаем нейронную сеть головного мозга. Строим новые нейронные связи и восстанавливаем старые. Шахматы — как раз тот случай, когда требуется и внимание, и память, и все аспекты мышления, и принятие решений с последующей оценкой результатов. Проще говоря, это комплексный когнитивный тренинг.
Исследования показывают, что шахматы помогают развивать следующие качества:
Память. В шахматах она представляется как возможность запоминать различные комбинации ходов и расположение фигур на доске, причем не отдельных фигур, а ситуации на доске как единое целое.
Аналитическое мышление. Во время игры необходимо обдумывать каждый свой ход, стараясь предугадать, какую ответную реакцию он вызовет у соперника.
Скорость реакции. Во время некоторых партий игроки ограничены по времени, что вызывает дополнительные трудности при совершении хода, так как создает необходимость принятия решения в короткий срок, учитывая последние изменения на доске.
Концентрация внимания. Погружаясь в игру, человек перестает принимать во внимание внешние раздражители, что является достаточно ценным навыком для выполнения различной работы.
Шахматы как вид спорта
Для рассмотрения шахмат в качестве отдельного вида спорта, необходимо разобраться, что же такое спорт. По мнению одних ученых, спорт представляет собой вид воспитательной деятельности, направленной на максимальное совершенствование способностей человека, реализуемых в избранном виде соревновательной деятельности. Другие ученые подчеркивают, что спорт является многогранным общественным явлением, являясь средством этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества. Официально принятая формулировка данного понятия выглядит следующим образом: «Спорт — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе». Рассматривая шахматы, можно заметить, что партия — это состязание, цель которого состоит в том, чтобы выяснить, кто из соперников лучше владеет навыками. Также стоит отметить, что в шахматах, как и во многих видах спорта, важна физическая подготовка, так как некоторые партии могут длиться часами, и важно, чтобы разум спортсмена оставался ясным, несмотря на физическую усталость.
Вывод
В свете проведенного исследования можно утверждать, что шахматы являются не только захватывающей интеллектуальной игрой, но и вполне уважаемым видом спорта. Шахматы способствуют развитию когнитивных навыков, улучшению концентрации внимания, развитию стратегического мышления и улучшению памяти, а также улучшают физическую выносливость и координацию движений. Кроме того, шахматы способствуют улучшению психологического благополучия путем развития стратегического мышления, самодисциплины и управления стрессом. Это подтверждает важность признания шахмат как спортивной дисциплины и их включения в программы физического воспитания и спортивные мероприятия.
Литература:
- А. И. Алифиров «Влияние игры в шахматы на психофизиологическую деятельность различных систем организма»
- Н. В. Крогиус «О психологии шахматного творчества»
- В. Н. Аристов «Психологические основы развития интеллекта у студентов»
- https://cyberleninka.ru/article/n/shahmaty-kak-faktor-razvitiya-intellektualnyh-sposobnostey-studentov/viewer
- https://ru.wikipedia.org/wiki/История_шахмат