Работа посвящена причинам и условиям девиантного поведения подростков. Раскрываются различные аспекты, отрицательно влияющие на формирование личности. Подростки, подверженные влиянию негативных факторов, активно противостоят событиям, с которыми не могут согласиться, что нередко принимает опасную форму, вредную для всего общества.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, детерминанты девиантного поведения.
Поведение подростков и его различные феномены традиционно занимают в психологии ведущее положение, которое требует его глубокого, масштабного изучения и совершенствования. Проблема отклоняющегося поведения, как одна из форм и вариаций образа действий подростков, требует особого внимания со стороны родителей, педагогов и психологов.
Исследованию данной проблемы посвящены многие научные труды, в данном направлении удалось достичь немалых результатов. В числе специалистов, занимающихся вопросами подростковых девиаций, стоит отметить достижения педагога А. С. Макаренко, который разработал и удачно применил уникальный метод перевоспитания подростков; современными исследователями девиантного поведения молодого поколения являются такие ученые как Л. Б. Шнейдер, А. Г. Эфендиева и другие.
Изучая причины и условия отклоняющегося поведения подростов, особое внимание уделяется социологической теории, которая тесным образом связана с психологией, имеет различные ответвления, своих последователей, множество подходов и мнений.
Так, тяжелое материальное положение приводит к тому, что подростки вынуждены совмещать работу с учебой, что в свою очередь препятствует получению квалифицированного образования. В дальнейшем наблюдается тенденция снижения уровня мотивации к получению образования, в результате чего эти подростки становятся потенциальными безработными в будущем. Раннее начало трудовой деятельности приводит к усвоению взрослых стереотипов: употребление алкоголя, курение, нередко наркомания [3, 10].
Причины девиантного поведения среди несовершеннолетних могут быть обусловлены потерей авторитета семьи. Это происходит в случае, когда родители ведут аморальный образ жизни, не способны поддержать, направить или защитить своего ребенка. В таком случае дети нередко пытаются найти авторитет среди сверстников, и чаще всего это приводит к тому, что подросток попадает в неблагоприятную компанию.
Кроме того, обязанность родителя воспитать свое дитя, скорректировать его личностные черты, которые являются негативными, помочь ребенку избавиться от злых намерений и мыслей, если такие присутствуют. В случаях, когда это не происходит, отрицательные эмоции и негативные для общества цели закрепляются в подростковом мировоззрении и не позволяют ему мыслить и действовать не иначе, как девиантно.
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних во многом объясняется и их психикой. Из-за ее несформированности и неустойчивости подростки склонны романтизировать преступный мир и легко поддаются влиянию [1, с.128].
Мощными детерминаторами агрессии могут стать некоторые устойчивые черты личности. К ним относятся: раздражительность, боязнь общественного неодобрения, предвзятость отношений), склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.
Многие психологические исследования подтверждают тот факт, что отклоняющееся поведение свойственно подросткам либо с очень низкой, либо с высокой самооценкой. В первом случае это обусловлено тем, что непризнанные молодые люди пытаются всячески привлечь к себе внимание и заявить о себе в обществе. Во втором случае- стремлением к власти, нежеланием быть как все [6, 143].
В. В. Мудрик, И. С. Кон выделяют типичные психологические черты, характерные для подросткового возраста: стремление к новизне, к оригинальности поведения, желание утверждаться, изменять существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения, что и становится почвой для девиантного поведения [5, 32].
В норме существует гармония между направленностью на достижение цели с направленностью на сотрудничество с другими людьми. В ситуациях, когда эта гармония нарушается — возникает внутренний конфликт — чувство неполноценности, которое приводит к депрессиям, неврозам, ухудшению качества жизни. В результате чего человек начинает употреблять алкоголь и наркотики, и отсюда уже не просто асоциальное, а антисоциальное (опасное) для общества) поведение.
И наконец, стоит обозначить еще один момент, являющийся дискуссионным уже долгие годы: влияние психопатологии личности на формирование девиантного поведения. При сочетании психического расстройства с определенными условиями можно ожидать возникновения патологического аффекта, который существенно снижает вменяемость человека (нарушается способность осознавать свои действия и контролировать их).
Итак, подводя итог стоит отметить, что формированию девиантного поведения в подростковой среде способствуют такие факторы как неблагоприятный социально-психологический климат в семье, недостаточное знание родителями психологических особенностей личности своих детей [7, 15]; уровень самооценки подростков; неокрепшая психика, легко подающаяся влиянию; стремление к самоутверждению и выделению из общей массы; пагубное влияние со стороны окружения.
Литература:
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. ‒ М.: Академический проект, 2019. ‒ 240 с.
- Беличева, С. А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие / С. А. Беличева. ‒ СПб.: Питер, 2018. ‒ 336 с.
- Дидрих М. П. Преодоление семейного неблагополучия как способ предупреждения преступности несовершеннолетних //Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1(4) — С. 9–13
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Сфера, 2006. — 464с.
- Мудрик А. В. М. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
- Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2006. — 237 с.
- Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Социально-психологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2018, с. 14–21.