В статье рассматривается проблема привязанности подростков к окружающим референтным лицам. Проводится анализ степени привязанности испытуемых к родителям, а также к друзьям с использованием соответствующего психодиагностического инструментария, также используется метод математической статистики для оценки достоверности различий эмпирических данных.
Ключевые слова: привязанность, подростковый возраст, деструктивные лидеры, референтные лица.
The article examines the problem of adolescents’ attachment to surrounding reference persons. An analysis is carried out of the degree of attachment of the subjects to their parents, as well as to friends, using the appropriate psychodiagnostic tools, and the method of mathematical statistics is also used to assess the reliability of differences in empirical data.
Keywords: attachment, adolescence, destructive leaders, reference persons.
Повышение интереса отечественных ученых к исследованию феномена привязанности у подростков обусловлено возросшим вниманием в социальных науках к проблематике оптимизации человеческих взаимоотношений. При этом привязанность подростков к деструктивным лидерам может вести к негативным последствиям для их просоциального развития и благополучия. Ведь деструктивные лидеры в подростковой среде — это те, которые используют свою власть и влияние для достижения собственных целей, нередко нарушая права и интересы окружающих [2].
Проведенные исследования (Н. Н. Авдеева, А. И. Ахмедзянова, Н. Н. Доронина, Е. И. Зиборова, С. В. Шкилев и др.) показали, что деструктивное лидерство в школах может влиять на социальную адаптацию и успешность образования подростков, а порой наносить и вред их физическому и психическому здоровью. Подростки, привязанные к деструктивным лидерам, имеют более высокий уровень тревожности, повышенную склонность к агрессивному поведению и к нарушениям поведения, чем их сверстники. Возникающая привязанность подростков к деструктивным лидерам может быть вызвана различными факторами, включая недостаток уверенности школьников в себе, стремление к идентичности, желание получить признание от авторитетных сверстников. Деструктивные лидеры при неблагоприятном социально-психологическом климате в коллективе класса выступают для подростков как харизматичные фигуры, которые обещают им поддержку и повышение значимости. Однако возникающее у подростка чувство принятия деструктивными лидерами часто создается за счет манипуляции, а также психологического давления, угроз. Подростки могут стать жертвами эмоционального, физического или сексуального насилия со стороны таких лидеров. Они также могут оказаться вовлеченными в незаконные или опасные виды деятельности, в том числе такие как наркотики или преступления [1].
В связи с этим нами была выбрана тема для исследования, которая раскрыта в данной статье. В ходе данного исследования мы изучили параметры привязанности к родителям и сверстникам учащихся 8–9 классов по русскоязычной версии методики «Опросник привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга (в адаптации Н. В. Сабельниковой, Д. В. Каширского, Т. Ю. Садовниковой). На рисунке 5 графически показаны результаты по средним значениям в группах испытуемых (учебных классах 8«А» и 9«Б»).
Методика исследования привязанности предполагает три шкалы для измерения заявленного конструкта: привязанность к матери, привязанность к отцу, привязанность к другу. Для оценки утверждений использовалась стандартная пятибалльная шкала Лайкерта. Глядя на рисунок, можно заметить, что в обеих группах (n1=30 человек, n2=30 человек) наблюдаются сравнительно более низкие показатели привязанности к родителям, в отличии от привязанности к другу. Отец (без учета гендерных характеристик групп) в рамках данного исследования оказывается наименее мощным объектом привязанности. Скорее всего, данная тенденция может свидетельствовать о подростковом кризисе испытуемых (15–16 лет), который часто проявляется в нарастающей конфликтности и упрямстве, а позиция отца в среднестатистической семье чаще всего консервативная и авторитарная, соответственно, привязанность к отцу находится не на высоком уровне (3–3,3 балла). Тем не менее, привязанность к матери (3,7–3,9 балла) является также не настолько сильной, как привязанность к другу (4,5–4,6 балла).
Рис. 1. Результаты эмпирического исследования привязанности к родителям и сверстникам по опроснику Г. Армсдена и М. Гринберга (в адаптации Н. В. Сабельниковой, Д. В. Каширского, Т. Ю. Садовниковой)
По всей вероятности, в возрасте 15–16 лет подростки отдаляются от семьи, возникает тенденция к поиску авторитетных лиц среди круга друзей и сверстников, что порождает потребность быть частью какой-либо группы, разделять определенный спектр интересов в кругу лиц своего возраста. Данная тенденция является нормой, однако без должного психолого-педагогического сопровождения создается потенциально опасная ситуация, характеризующаяся высоким риском попадания подростков под влияние деструктивных лидеров, высоким риском принятия социально неприемлемых моделей поведения.
Для того, чтобы доказать единство тенденций в обеих группах испытуемых, а впоследствии разделить общую совокупность на две категории (с низким и с высоким уровнем привязанности к другу), мы использовали непараметрический критерий оценки достоверности различий эмпирических данных — U-критерий Манна-Уитни [4].
Оценка достоверности различий эмпирических данных учащихся 8–9 классов по U-критерию Манна-Уитни.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны.
- Перенести все показатели испытуемых на индивидуальные карточки.
- Пометить карточки испытуемых группы 1 определенным цветом, например красным, карточки испытуемых группы 2 — синим. (Можно использовать, естественно, и любые другие обозначения.)
- Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь с тем, к какой группе относятся карточки, как если бы мы работали с одной объединенной выборкой.
- Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Надписать на каждой карточке ее ранг. Общее количество рангов будет равняться количеству испытуемых в объединенной выборке.
- Вновь разложить карточки по группам, ориентируясь на цветные или другие принятые обозначения.
- Подсчитать суммы рангов отдельно по каждой группе. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.
- Определить большую из двух ранговых сумм.
- Подсчитать значение критерия U по формуле:
(1)
где n 1 - количество испытуемых в выборке 1;
n 2 - количество испытуемых в выборке 2;
n x - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;
T x - большая из двух ранговых сумм.
- Определяем критические значения U кр по таблице критических значений.
Таблица 1
Результаты расчетов эмпирических значений U -критерия Манна-Уитни
Название шкалы |
U эмпирическое |
Степень достоверности |
Опросник привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга (в адаптации Н. В. Сабельниковой, Д. В. Каширского, Т. Ю. Садовниковой) |
||
Привязанность к матери |
714 |
Не достоверно |
Привязанность к отцу |
873 |
Не достоверно |
Привязанность к другу |
854 |
Не достоверно |
Судя по результатам математико-статистической оценки достоверности различий эмпирических данных, можно сказать, что с использованием U-критерия Манна-Уитни из трех шкал первой примененной методики из психодиагностического инструментария нами не было обнаружено достоверных различий. Таким образом, можно сделать вывод, что группы испытуемых по критериям привязанности к отцу, к матери и к другу имеют одинаковую выраженность признака. Соответственно, мы можем считать объединенную совокупность испытуемых однородной и разделить ее на две группы по критерию силы привязанности (в нашем случае, привязанности к другу).
Примем за разделитель медианное значение массива данных. В нашем случае, оно составило 3,7 балла. Всех испытуемых, которые показали значения ниже этого уровня, мы отнесем к группе с низким уровнем привязанности, а тех, чьи значения оказались выше — к группе с высоким уровнем привязанности.
Таким образом, по результатам применения психодиагностической методики и метода математической статистики нам удалось объективно выделить две группы испытуемых, с которыми будет продолжено эмпирическое исследование особенностей привязанности подростков к деструктивным лидерам в школе.
Литература:
- Логвинова М. И., Логвинова, Т.И., Дроздов, С. В. Психологические особенности личности деструктивного лидера-подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 4496–4500. — URL: http://e-koncept.ru/2015/85900.html (Дата обращения 10.10.2023)
- Русскоязычная версия «Опросник привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга (в адаптации Н. В. Сабельниковой, Д. В. Каширского, Т. Ю. Садовниковой) // Психологический журнал, 2023, том 44, № 2, с. 89–104
- Рязанкина Е. В. Деструктивное лидерство и профилактика зависимого поведения в подростковой средe [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 3. С. 63–72. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2010/n3/41073.shtml (дата обращения: 13.11.2023)
- Факторный анализ и корреляция. // Электронный ресурс. URL: https://studme.org/262073/sotsiologiya/faktornyy_analiz (Дата обращения 02.05.2023)
- Федяй, Д. С. Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков как направление социально-психологического сопровождения участников образовательных отношений: учебно-методическое пособие // Д. С. Федяй, Е. П. Федотова, Я. К. Нелюбова -Саратов:ГАУ ДПО «СОИРО», 2020.– С. 80