В статье автор анализирует проблемы, связанные с избыточностью данных, а именно возникающее затруднение в восприятии важных сведений и искажение коммуникативных посланий, оказывающее существенное воздействие на культурные аспекты общения.
Ключевые слова: изобилие информации, процесс коммуникации, поток информации, визуально-звуковое общество.
«Мы живем в обществе изобилия, но это не только изобилие материальных благ, это еще и изобилие информации, информационный взрыв. Все больше книг и журналов громоздятся на наших письменных столах. Нас переполняет стимуляция <…> Если пресыщенный человек хочет устоять перед этой стимуляцией, переполняющей СМИ, он должен знать, что важно, а что нет, что существенно, а что нет, иначе говоря, что имеет смысл, а что нет» [1, с.158].
Так еще во второй половине прошлого столетия выразился Виктор Франкл. Несмотря на то, что с того момента прошло менее пятидесяти лет (что по меркам прогресса является ничтожно малым числом), складывается ощущение, что человечество преуспело в развитии технологического общества в такой мере, которая могла бы описать несколько тысячелетий развития. Проблема, описанная Франклом, остается насущной и сегодня за единственным исключением — место печатной продукции практически полностью занял Интернет, и можно с большой уверенностью сказать, что мы живем в визуально-звуковом обществе.
Чтобы понять, насколько это изменение является пагубным, необходимо проследить историю развития процесса передачи информации. Долгое время скорость передачи информации зависела от расстояния между адресантом и адресатом, но с изобретением телеграфа информация стала свободной от пространственных ограничений, и скорость ее передачи от нескольких дней или месяцев сократилась до нескольких минут. Это породило серьезную проблему, связанную с утратой необходимости сортировать информацию. Если раньше люди обменивались только действительно важными сообщениями, имеющими непосредственное отношение к ним самим, экономике или политике их государства, то, получив возможность получать неограниченное количество сообщений в течение короткого времени, возросло и их желание получать эти сообщения вне зависимости от их важности. Как отметил Нил Постман, «Мужчина в штате Мэн и мужчина в Техасе могли общаться, но не о том, что кто-либо из них знал или о чем-то, что их сильно волновало. Телеграф, возможно, и превратил страну в „единый район”, но он был своеобразным, населенным незнакомцами, которые не знали друг о друге ничего, кроме самых поверхностных фактов» [3, с. 67]. Новости считались значимыми уже потому, что они звучали интересно или шокирующе, а скорость передачи стала их важнейшей характеристикой. Информация стала товаром.
Это положение вещей сохраняется и сейчас — журналисты борются за возможность быстрее других сообщить последние новости, пользователи социальных сетей распространяют сплетни с невероятной скоростью даже тогда, когда они являются крайне несущественными. «Абсолютно все стало делом каждого. Впервые нам начали давать информацию, которая не отвечала ни на один заданный нами вопрос и которая в любом случае не давала права на ответ» [3, с. 69].
В результате поток информации становится настолько нескончаемым, что действительно полезные факты тонут в море маловажных сообщений. Более того, информация стала оторванной от контекста. В напечатанном тексте предложения связаны между собой, последовательно раскрывая тему сообщения, тем самым давая возможность изучить сведения в полном объеме. Изобретение телеграфа и дальнейшее развитие технологий превратило слоганы, заголовки и другие короткие тексты в самодостаточную форму информации. Это привело к тому, что мы перестали успевать полноценно усваивать данные. Вместо этого за короткий промежуток времени мы подвергаемся череде новостных сообщений разных тематик, которые в свою очередь являются недостаточными для формирования правильного взгляда на проблему, и мы вынуждены искать ответы на возникающие у нас вопросы, опираясь на имеющийся опыт, что зачастую приводит к ошибочным выводам. Более того, интеллект отдельного человека стал оцениваться не глубиной его познаний, а тем количеством материалов, с которым он поверхностно ознакомился.
Необходимо отметить также переход от текстовой информации к визуальной. Текстовые сообщения в своем первоначальном, не подверженном влиянию технологий, виде побуждали читателя мысленно проверять достоверность прочитанного. В тот момент, когда фотографии и видео стали едва ли не единственным воспринимаемым информационным источником, осмысление сведений стало излишним, так как они приобрели готовый вид. Кроме того, транслируемое с экранов стало восприниматься как единственно верное, и любое отклонение реальности от увиденного начинает вызывать сомнения и недовольство. Новостные же передачи и вовсе приобрели развлекательный характер, сообщая новости разных форматов — от катастроф и убийств до позитивных событий — в одной безэмоциональной манере.
Таким образом, в XXI веке общество стало свидетелем внушительного роста доступности и такого же сокращения объема информации. Несмотря на положительные стороны этой тенденции, которые могли бы пойти на пользу обществу, изобилие информации стало главной проблемой столетия, которая требует глубокого анализа последствий для населения в целом и каждого индивида в отдельности. Ежедневно возрастающая подверженность информационному воздействию требует формирования стратегий эффективного управления информационным потоком для обеспечения гармоничного существования индивида в развивающемся обществе. Как написал французский философ Жиль Делез: «Мы изобилуем бессмысленными разговорами, безумным количеством слов и образов. Глупость никогда не бывает слепой или немой. Поэтому проблема не в том, чтобы заставить людей выразить себя, а в том, чтобы обеспечить небольшие промежутки одиночества и тишины, в которых они могли бы в конечном итоге найти, что сказать <…> какое облегчение приносит состояние “нечего сказать”, право ничего не говорить, потому что только тогда есть шанс сформулировать редкую и даже более редкую вещь, которую, возможно, стоило бы сказать»» [2, с. 129].
Литература:
- Франкл В. Подсознательный бог: Психотеpапия и pелигия. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022.
- Deleuze G. Negotiations 1972–1990. — NY: Columbia University Press, 1995.
- Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. — Penguin Books, 1985.