В данной статье автор исследует гибкую модель образования, а именно специфику определения разными экспертами термина «гибкая система образования», с целью выработки наиболее подходящего определения термина «гибкая система обучения» в условиях высшего профессионального образования и выявления качественных характеристик, присущих данной системе.
Ключевые слова: гибкое обучение, высшее образование, гибкая модель образования, гибкая система образования, обучение, учебный процесс, гибкая система обучения, студент, термин.
В настоящее время, по данным различных источников, более 30 % выпускников отечественных вузов не работают по той специальности, которую они получили в университете, а среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю обучения только 61 % [1]. Более того, с каждым годом уменьшается количество желающих получать высшее образование, по статистике, предоставленной ВШЭ, за последние 15 лет количество студентов снизилось на 59 % — с 7 млн. человек в 2006 году до 4 млн. в 2022 [2], при этом, по данным Министерства Образования, 21 % студентов Российских вузов прерывают свое обучение в университете, не дойдя до получения диплома [3]. Эти факторы свидетельствуют об имеющихся на данный момент проблемах в Российской системе высшего образования, при этом переход экономики с индустрии 4.0. к индустрии 5.0., в которой на первый план выходит фактор человеческого капитала, требует наличия более замотивированных, хорошо обученных специалистов, целенаправленно получающих образование по тому направлению подготовки, по которому они планируют работать в дальнейшем, поэтому именно сейчас необходимо начинать процесс реформирования существующей отечественной системы высшего образования. В настоящее время в мире успешно реализуется гибкая модель образования в университетах, особенно часто она используется высшими учебными заведениями, входящими в мировые рейтинги 100 лучших университетов.
Для того чтобы построить такую модель образовательной системы в России, необходимо понять, что понимается под гибкой системой образования и из каких компонентов она состоит. Специалисты Европейского центра по развитию профессионального образования и такие авторы, как Платонова И. А., Абросимова Г. А. и Кондратьева И. Г. [4–6] исследовали гибкую модель образования, с точки зрения того, что она является системой, позволяющей обучающимся адаптировать свой путь обучения по мере продвижения по нему в соответствии со своими интересами, способностями и профессиональными потребностями в текущий момент времени. Гаврилюк Т. В., Погодаева Т. В., Клод Мюллер, Торальф Милденбергер и Даниэль Штайнгрубер [7–8] рассматривают гибкую модель образования через призму её эффективности, в частности, отечественные авторы исследуют эффективность данной модели на примере внедрения индивидуальных образовательных траекторий в ТюмГУ. Такие авторы, как: Зеленцова Л. С., Сюзанна Бринк, Карл Йохан Карлссон, Микаэль Энелунд, Элизабет Келлер, Рейдар Люнг, Чарльз Маккартан, Фредрик Георгссон, Константинова Л. В., Гагиев Н. Н., Смирнова Е. А., Петров А. М. и Никонова О. Д. [9–11] исследовали актуальность использования гибкой образовательной модели в современном мире. Все эти авторы так или иначе исследовали гибкую образовательную модель, однако, каждая из этих работ включает разные понятия определения гибкой системы образования, поэтому все эти исследования невозможно объединить в единое, выстроить из них определенную систему исследований для проведения глубокого анализа, ибо все они разрознены и для нас существует проблема определения единого термина гибкой образовательной системы.
В профессиональной среде не существует единого определения термина гибкой модели образования, различные авторы по-разному трактуют этот термин, некоторые из них используют близкие понятия, такие как: индивидуальные образовательные траектории, гибкие условия обучения (flexible learning environments), личный учебный путь (personal learning pathway), гибкий учебный путь (flexible learning pathway), часто данный термин применяют как синоним других подходов к обучению, например, «дистанционное обучение», «студентоцентричное обучение» и т. д., это связано с тем, что в гибких образовательных моделях, в том числе, могут использоваться эти подходы при построении учебного процесса. Однако, такая неясность в определении данного термина может быть контрпродуктивной, так как не позволяет дать однозначный ответ на вопрос что такое гибкая модель образования и какие у неё должны быть ключевые параметры. Целью данного исследования является выработка наиболее подходящего определения гибкой системы обучения в условиях высшего профессионального образования и выявление качественных характеристик, присущих данной системе.
По мнению Б. В. Железова, «под гибкостью программ обучения понимаются увеличение числа различных курсов; возможность продолжить обучение после перерыва; увеличение числа «точек входа и выхода»; возможности перехода с программ среднего профессионального образования на программы высшего образования; переходы с одной программы высшего образования на другую; построение программ по модульному принципу; программы повышения квалификации и зачет предыдущих периодов обучения. Таким образом, под гибкими программами обучения понимается весь спектр возможностей обучаться в течение жизни в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами обучаемых» [12].
Эксперты института умного обучения Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) переосмысливают понятие гибкого обучения, определяя ее как «личностно-ориентированную стратегию, предусматривающую выбор основных параметров учебного процесса: времени и места занятий, учебных и методических пособий, методов обучения, практических заданий и образовательных ресурсов для преподавателей и учащихся. Таким образом, процесс преподавания и обучения становится гибким, а не жестко фиксированным, что повышает степень легкости, увлекательности и эффективности обучения» [13].
По мнению автора И. Н. Голицыной, «под гибким обучением понимается использование онлайн-обучения в традиционном учебном процессе. Гибкое обучение представляет собой модель, в которой онлайн-обучение сочетается с социальным взаимодействием и сотрудничеством в классе» [14].
По мнению таких авторов как Марк Дж.У. Ли и Кэтрин Маклафлин, «гибкое обучение — широкий термин, используемый для описания разработки и проведения программ, курсов и учебных вмешательств таким образом, чтобы удовлетворить потребности учащихся в разнообразии, доступе, признании различных стилей обучения, а также контроле учащихся над процессом обучения и возможности его настройки». По их мнению, «часто данный термин неправильно используют как взаимозаменяемый термин с другими терминами, такими как «открытое обучение», «дистанционное обучение», «обучение на рабочем месте», а также «электронное обучение», которые являются примерами или формами гибкого обучения, поскольку они обеспечивают студенту гибкость с точки зрения времени, темпа, места, доступа, содержания и способа преподнесения знаний» [15].
По мнению исследователей Хесуса Салинаса, Барбары де-Бенито и Антонии Дардер, «гибкое обучение это процесс, который позволяет учащимся учиться тогда, когда они хотят (частота, время, продолжительность), как они хотят (способы обучения) и чего они хотят (то есть учащиеся могут определять, что для них представляет собой обучение)» [16].
Согласно определению, данному Рафидой Абд Карим и Рамли Мустафой, «гибкое обучение — набор образовательных философий и систем, направленных на обеспечение учащимся расширенного выбора, удобства и персонализации в соответствии с потребностями учащегося. В частности, гибкий график обучения дает слушателям решения о том, где, когда, и как обучение происходит» [17].
По мнению профессора технологического университета Сиднея Александры Ширли, «гибкое обучение это педагогика, ориентированная на ученика, которая обеспечивает преподавателям и учащимся баланс сил при выборе способа преподавания и усвоения знаний в соответствии с индивидуальными контекстами и предпочтениями студентов» [18].
Опираясь на проведенное исследование, из совокупности различных трактовок определения изученного термина, выработано для дальнейшего использования в работах, следующее определение гибкой системы образования — система, предполагающая формирование студентом индивидуальной образовательной траектории, подразумевающей принятие студентом решения о том, что, где, когда и как обучающийся хочет изучать, и дающая возможность получать знания именно в тех областях, которые для студента наиболее важны и интересны в данный момент времени.
Это определение дает нам основание для проведения глубокого исследования эффективности гибкой системы обучения в условиях высшего профессионального образования, также это определение в целом способствует пониманию термина гибкой системы образования и, следовательно, позволяет выработать параметры самой эффективной гибкой образовательной модели для её построения и внедрения в Российских реалиях.
Литература:
- Соболева Юлия. Почему много людей работают не по специальности в 2024 году: статистика и основные причины / Соболева Юлия. — Текст: электронный // УчисьОнлайн.ру: [сайт]. — URL: https://uchis-online.ru/blog/professii/pochemu-ludi-rabotayut-ne-po-spetsialnosti
- Хайрутдинов Тимур. Как в России устроена система высшего образования / Тимур Хайрутдинов. — Текст: электронный // Тинькофф Журнал: [сайт]. — URL: https://journal.tinkoff.ru/statistic-univercitites/
- Тарарыкова Александра. Все больше и больше молодых людей отчисляются из вузов по собственному желанию. / Александра Тарарыкова. — Текст: электронный // Портал студентов Воронежа «P.S. 5 сов»: [сайт]. — URL: http://5-sov.ru/blog/science/5684.html
- Flexible education and training systems. — Текст: электронный // European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop): [сайт]. — URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/tools/vet-toolkit-tackling-early-leaving/intervention-approaches/flexible-education-and-training-systems#:~:text=Flexible %20education %20systems %20enable %20learners %2Csuit %20their %20interests %20and %20abilities
- Платонова, И. С. Индивидуальные образовательные траектории в образовательном пространстве университетов: опыт и перспективы / И. С. Платонова. — Текст: непосредственный // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации. — Самара: сб. научн. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием, 2023. — С. 137–140.
- Абросимова, Г. А. Открытое образование / Г. А. Абросимова, И. Г. Кондратьева. — Текст: непосредственный // Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки. — 2017. — № 2. — С. 48–51.
- Гаврилюк, Т. В. Переход к обучению по индивидуальным образовательным траекториям в оценках студентов и преподавателей (на примере Тюменского государственного университета) / Т. В. Гаврилюк, Т. В. Погодаева. — Текст: непосредственный // Социологический журнал. — 2023. — № 2. — С. 51–73.
- Müller, C. Learning effectiveness of a flexible learning study programme in a blended learning design: why are some courses more effective than others? / C. Müller, T. Mildenberger, D. Steingruber. — Текст: непосредственный // International Journal of Educational Technology in Higher Education. — 2023. — № 20. — С. 1–25.
- Зеленцова, Л. С. Развитие системы гибкого высшего образования в эпоху цифровой экономики / Л. С. Зеленцова. — Текст: непосредственный // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2018. — № 13–1. — С. 839–841.
- Curriculum Agility: Responsive Organization, Dynamic Content, and Flexible Education / Brink, S., Carlsson [и др.]. — Текст: непосредственный // 2021 IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). — 2021. — № 2. — С. 1–5.
- Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России / Константинова, В. Л, Гагиев [и др.]. — 2. — Москва: Научно-исследовательский институт развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, 2021. — 75 c. — Текст: непосредственный.
- Железов, Б. В. Гибкость и качество: опыт реформирования структуры и содержания программ высшего образования в ЕС / Б. В. Железов. — Текст: непосредственный // Вестник международных организаций. — 2008. — № 3. — С. 4–11.
- Руководство по организации гибкого обучения в период приостановки образовательного процесса в очной форме: опыт Китая по поддержанию непрерывного обучения во время вспышки COVID-19 / Р. Х. Хуан, Д. Ц. Лю, А. Тлили [и др.]. — 2. — Пекин: Институт умного обучения Пекинского педагогического университета, 2020. — 54 c. — Текст: непосредственный.
- Голицына, И. Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе / И. Н. Голицына. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2017. — № 5. — С. 113–117.
- Lee, M. J Applying Web 2.0 Tools in Hybrid Learning Designs / M. J. Lee, С. McLoughlin. — Текст: непосредственный // Handbook of Research on Hybrid Learning Models: Advanced Tools, Technologies, and Applications. — 2010. — № 1. — С. 371–392.
- Salinas, J. Learning Design Based on Personal Paths and Learning Sequences for Activation, Development, and Closure in Teaching / J. Salinas, B. de-Benito, A. Darder. — Текст: непосредственный // Design and Measurement Strategies for Meaningful Learning. — 2022. — № 1. — С. 40–57.
- Abd, K. R. Exploring Lecturer and Student Readiness on Flexible Learning Pathways Toward SDG4 / K. R. Abd, R. Mustapha. — Текст: непосредственный // Cases on Responsive and Responsible Learning in Higher Education. — 2023. — № 1. — С. 380–403.
- Shirley, A. Flexible Learning in Higher Education / A. Shirley. — Текст: непосредственный // International Encyclopedia of Education. — 2010. — № 3. — С. 441–447.