Ограничение прав и свобод человека и граждан в период действия военного положения и уровней реагирования на территории Российской Федерации и в отдельных ее субъектах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Вакуленко, Л. А. Ограничение прав и свобод человека и граждан в период действия военного положения и уровней реагирования на территории Российской Федерации и в отдельных ее субъектах / Л. А. Вакуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112708/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность статьи обусловлена введением Президентом Российской Федерации режима военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и уровней реагирования в некоторых субъектах Российской Федерации. В настоящей статье исследованы отдельные конституционные и законодательные акты, регламентирующие порядок введения режима военного положения, наделяющие органы публичной власти полномочиями по ограничению прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотрены нормы, не допускающие такие ограничения.

Ключевые слова: военное положение, уровень реагирования, ограничение прав и свобод человека и гражданина, национальные интересы, оборона.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. Россия принимает и руководствуется всеми международно-правовыми стандартами и принципами прав человека. В Российской Федерации (далее — РФ) гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституция РФ).

Широкий перечень прав и свобод человека и гражданина установлен в главе 2 Конституции РФ. Главной целью и задачей государства Конституция РФ провозглашает обеспечение и защиту этих прав и свобод, безопасность личности. Достижение поставленной цели особо значимо проявляется при непосредственной угрозе их ограничения. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом исключительно в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) [1]. Возможность таких ограничений предусмотрено также нормами международного права (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека) [2].

Установление ограничений прав и свобод человека и гражданина разрешается при наличии обстоятельств, нарушающих нормальные условия деятельности общества и государства. Конституция РФ (п. 1 ст. 56) допускает такие ограничения в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя с указанием пределов и срока их действия. Например, при массовых беспорядках, террористических актах, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [3]. Однако, относить указанные ограничения только в период действия режима чрезвычайного положения будет ошибочно. При наступлении обстоятельств, подрывающих оборону страны и безопасность государства, уполномоченным лицом может вводиться режим военного положения. Режимы чрезвычайного и военного положения — это особые правовые режимы, которые являются вынужденной мерой и вводятся государством в исключительных случаях на всей территории РФ и/или в отдельных местностях. Целью введения внутригосударственных режимов является обеспечение суверенитета и обороны государства; общественного порядка и общественной безопасности; охраны здоровья и жизни граждан; функционирования институтов гражданского общества [4, с. 182]. Учитывая общую характерную направленность указанных режимов, верно будет прийти к выводу, что нормы Конституции РФ, устанавливающие ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения также допускают введение этих ограничений в период действия режима военного положения.

Права и свободы, которые не подлежат ограничению закреплены в п. 3 ст. 56 Конституции РФ. Это право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу совести и вероисповедания, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на судебную защиту [1].

Рассмотрим, какие нормы законов применяет государство к общественным отношениям при необходимости ограничить права и свободы человека и гражданина в условиях военного положения. Основными нормативными актами по введению указанного режима являются — Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (Закон № 1-ФКЗ) [5], Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (Закон № 61-ФЗ) [6]. Некоторые положения содержатся в Федеральном законе от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [7], Федеральном законе от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [8].

Основанием для введения режима военного положения являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против РФ (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ). При этом агрессией называют «незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства» [9, с. 16].

Несмотря на то, что Конституция РФ определяет порядок введения военного положения толкование самого понятия «военное положение» не содержит. Такое определение дает п. 1 ст. 1 Закона № 1-ФКЗ, в соответствии с которым, под военным положением понимается «особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии» [5]. В свою очередь, А. В. Мелехин в своих трудах выводит, что «военное положение — это особый правовой режим, устанавливаемый в результате приведения в действие чрезвычайного законодательства по возникновению внешних реальных угроз личности, обществу или государству» [4, с. 211].

Настоящий режим вводит Президент РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации (СФ) и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, ст.ст. 1, 3 Закона № 1-ФКЗ, п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 61-ФЗ). Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден как правило в течение 48 часов большинством голосов от общего числа сенаторов РФ, соответствующим актом СФ (подп. б ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Указ Президента РФ о введении военного положения, неутвержденный СФ, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения (пп. 5–7 ст. 4 Закона № 1-ФКЗ).

В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) (а через него государств — участников ООН) об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан (ст. 22 Закона № 1-ФКЗ). При этом необходимо обратить внимание, что с 02 ноября 2023 года, в связи с изменениями, внесенными в законодательные акты из ст. 22 Закона № 1-ФКЗ исключены положения о доведении до Генерального секретаря Совета Европы информации о введении или прекращении в РФ военного или чрезвычайного положения, а также упоминание о Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Совета Европы [10]. Указанные изменения связаны с тем, что членство России в Совете Европе с 16 марта 2022 года прекращено, в следствии чего, в отношении РФ прекратила действие Конвенция о защите прав человека и основных свобод [11].

Так, Президент РФ Указом от 19.10.2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» (Указ № 756) ввел 20 октября 2022 года с ноля часов на территориях Донецкой Народной Республики (далее — ДНР), Луганской Народной Республики (далее — ЛНР), Запорожской и Херсонской областей режим военного положения [12]. Основанием его введения явилось применение вооруженной силы против территориальной целостности РФ (преамбула Указа № 756). Указ № 756 был утвержден 19.10.2022 г. постановлением СФ Федерального собрания РФ № 462-СФ «Об утверждении Указа Президента РФ от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» [13].

При введении военного положения обеспечение и защита национальных интересов РФ осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества (п. 26 Указа Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») [14]. Именно для восстановления основ нормальной жизнедеятельности государства и общества, прекращению обстоятельств, послуживших основаниями для введения военного положения, законодатель предусмотрел возможность наделения органов исполнительной власти определенным набором полномочий по проведению необходимых мероприятий.

В целях повышения эффективности деятельности высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов РФ в условиях военного положения Президент РФ Указом от 19.10.2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» (Указ № 757) ввел четыре режима: максимальный и средний уровни реагирования, уровни повышенной и базовой готовности [15]. Следует заметить, что указанные уровни реагирования введены в законодательные акты по введению военного положения впервые. Дефиниция «уровень реагирования» закреплена в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Закон № 68-ФЗ) [16], а также в Наставлениях по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10.03.2020 г. № 1 [17]. «Уровень реагирования — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) к ликвидации ЧС, в том числе принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС в зависимости от классификации ЧС и характера развития ЧС» (абз. 7 ст. 1 Закона № 68-ФЗ).

В связи с введением военного положения, а также указанных уровней реагирования в отдельных субъектах РФ уполномоченными органами могут осуществляться мероприятия по реализации нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения, созданию для Минобороны России необходимой инфраструктуры, мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.п. (пп. 1, 3–5 Указа № 757).

В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина (п. 1 ст. 18 Закона № 1-ФКЗ). Между тем при соблюдении определенных условий, их ограничение неизбежно. Следует учитывать, что в соответствии с нормами Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены: 1) только законом (ч. 3 ст. 55); 2) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55); 3) запрещаются ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19); 4) ограничения действуют на определенной территории и вводятся на определенный срок (п. 1 ст. 56) [1].

При введении режима военного положения органы государственной власти в обязательном порядке должны быть наделены соответствующими полномочиями по ограничению прав и свобод человека и гражданина. Высшие должностные лица субъекта РФ определяют самостоятельно перечень реализуемых мер, сроки, особенности и порядок их реализации с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории этого субъекта РФ (п. 6 Указа № 756). «Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.». [4, с. 180].

Так, на основании пп. 1, 2 Указа № 756, п. 2 Указа № 757, на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение, а также режим — максимальный уровень реагирования, ведется территориальная оборона. Здесь могут применяться меры и ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые на территориях, на которых введено военное положение (ст.ст. 7, 8 Закона № 1-ФКЗ). Такие как ограничение свободы передвижения по ней; изъятие необходимого для нужд обороны имущества; ограничение места жительства; запрещение или ограничение массовых мероприятий и забастовок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток; запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ и иные мероприятия [5].

На территориях Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя, на основании п. 3 Указа № 756, введен режим — средний уровень реагирования. При введении настоящего режима органы исполнительной власти могут временно отселять жителей в безопасные районы; вводить и обеспечивать особый режим въезда и выезда с территории, а также ограничивать свободу передвижения по ней; ограничивать движения транспортных средств и осуществлять их досмотр [12].

На территориях субъектов РФ, входящих в состав Центрального федерального округа и Южного федерального округа, за исключением субъектов РФ, названных выше, на основании п. 4 Указа № 756, введен режим — уровень повышенной готовности. На этих территориях могут применяться все ограничительные меры при указанном выше уровне реагирования. При этом отсутствуют полномочия, касающиеся переселения и ограничения свободы передвижения населения по территории региона [12].

На других территориях субъектов Российской Федерации, не названных выше, на основании п. 5 Указа № 756, действует режим — уровень базовой готовности. При введении настоящего режима меры, ограничивающие права и свободы человека и гражданина не предусмотрены [12].

После принятия вышеназванных Указов главы нескольких регионов незамедлительно заявили, что запрет на выезд и другие серьезные ограничения пока вводиться не будут [18]. В 2023 году и до настоящего времени ограничения в этих субъектах РФ также введены не были.

Таким образом, введение военного положения, а также соответствующих уровней реагирования на территории РФ и/или отдельных субъектов РФ— это мера государства, при которой соответствующие высшие должностные лица наделяются полномочиями по восстановлению порядка в стране и, в следствие чего, уполномочены применять меры по ограничению отдельных прав и свобод человека и гражданина. Однако это не имеет произвольный характер и является вынужденной мерой, применяемой в указанные периоды для отражения внешней агрессии, сохранения территориальной целостности РФ, восстановления нормальной жизни общества. Между тем Конституцией РФ провозглашены, а государством гарантируются права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью и не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1993. № 28. Ст. 112.
  2. Всеобщая декларация прав человека [Текст]: [(принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948)] // Российская газета. 1998. 10 декабря (№ 245). С. 3.
  3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  4. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А. В. Мелехин. 2009. 492 с. [Электронный ресурс]: URL: https://pravo-olymp.ru/wp-content/uploads/2014/09/134_melekhin1.pdf?ysclid=lumnz3gfx8852417627 (дата обращения: 05.04.2024).
  5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
  6. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
  7. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 799.
  8. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.
  9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Академия наук СССР, 1949. — 2153 с. [Электронный ресурс]: URL:https://roslib.rudn.ru/book/tolkovyj-slovar-russkogo-yazyka (дата обращения: 05.04.2024).
  10. Федеральный конституционный закон от 02.11.2023 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в статью 37 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и статьи 7 и 22 Федерального конституционного закона «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 45. Ст. 7978.
  11. Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 10. Ст. 1566.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 43. Ст. 7381.
  13. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ № 462-СФ «Об утверждении Указа Президента РФ от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 43. Ст. 7299.
  14. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.
  15. Указ Президента РФ от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 43. Ст. 7382.
  16. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
  17. МЧС России: официальный сайт. — Москва. — URL: https://mchs.gov.ru/uploads/document/2023–07–06/0cf3dda3e7c083408831193e74c896ad.pdf (дата обращения: 05.04.2024). — Текст: электронный.
  18. РБК: официальный сайт. — Москва. — URL: https://www.rbc.ru/politics/19/10/2022/634fe84c9a79470c679c3059 (дата обращения: 05.04.2024). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): военное положение, свобода человека, Конституция РФ, Российская Федерация, ограничение, гражданин, уровень реагирования, Президент РФ, Херсонская область, чрезвычайное положение.


Похожие статьи

Административное выдворение: теория и практика применения

В статье рассматривается теоретическая и практическая составляющие миграционной политики в целом, а именно затрагивается тема административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации. Административ...

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России

В статье выявляются и анализируются особенности применения административной ответственности к виновным лицам за нарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории...

Основания и пределы ограничений конституционных прав и свобод военнослужащих

В статье анализируются основания и пределы ограничений конституционных прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что запреты и ограничения в различных сферах для военнослужащих вытекают из сущности воинской службы,...

Ведение воинского учета в организациях: требования действующего законодательства Российской Федерации

В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации важной целью российского государства представляется обеспечение целостности и неприкосновенности свой территории. Такого рода целевая установка без сомнений связывается с ...

Правовое регулирование мер административного пресечения

В статье рассматриваются законы, регулирующие применение мер административного пресечения. Для применения мер необходимо законное основание. На сегодняшний день нет законодательного акта, который бы создал правовую базу применения мер пресечения. Но ...

Особенности правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития национального законодательства

В статье исследованы особенности правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития национального законодательства на примере некоторых конституционных прав и свобод человека, таких как пр...

Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных продуктов в сети Интернет

В настоящий момент в отечественном законодательство с введением так называемого «антипиратского закона» была сделана попытка внедрения досудебных мер реагирования по защите авторских и смежных прав в Интернет-среде. В настоящей статье затрагиваются ...

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования

Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1] в статье 43 закрепляет право на получение образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Также Конституцией РФ гарантир...

Особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы, рассмотрены полномочия Роскомнадзора по обнаружению нарушений прав интеллектуальной соб...

Правовые гарантии обеспечения реализации прав и свобод осужденных

В данной статье говорится о том, что от роли юридических гарантий прав и свобод граждан, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, зависит определение специфики всей их реализации. Только имеющиеся юридические гарантии дают возможность отб...

Похожие статьи

Административное выдворение: теория и практика применения

В статье рассматривается теоретическая и практическая составляющие миграционной политики в целом, а именно затрагивается тема административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации. Административ...

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России

В статье выявляются и анализируются особенности применения административной ответственности к виновным лицам за нарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории...

Основания и пределы ограничений конституционных прав и свобод военнослужащих

В статье анализируются основания и пределы ограничений конституционных прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что запреты и ограничения в различных сферах для военнослужащих вытекают из сущности воинской службы,...

Ведение воинского учета в организациях: требования действующего законодательства Российской Федерации

В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации важной целью российского государства представляется обеспечение целостности и неприкосновенности свой территории. Такого рода целевая установка без сомнений связывается с ...

Правовое регулирование мер административного пресечения

В статье рассматриваются законы, регулирующие применение мер административного пресечения. Для применения мер необходимо законное основание. На сегодняшний день нет законодательного акта, который бы создал правовую базу применения мер пресечения. Но ...

Особенности правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития национального законодательства

В статье исследованы особенности правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития национального законодательства на примере некоторых конституционных прав и свобод человека, таких как пр...

Внесудебная защита авторских и смежных прав образовательных продуктов в сети Интернет

В настоящий момент в отечественном законодательство с введением так называемого «антипиратского закона» была сделана попытка внедрения досудебных мер реагирования по защите авторских и смежных прав в Интернет-среде. В настоящей статье затрагиваются ...

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования

Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1] в статье 43 закрепляет право на получение образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Также Конституцией РФ гарантир...

Особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы, рассмотрены полномочия Роскомнадзора по обнаружению нарушений прав интеллектуальной соб...

Правовые гарантии обеспечения реализации прав и свобод осужденных

В данной статье говорится о том, что от роли юридических гарантий прав и свобод граждан, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, зависит определение специфики всей их реализации. Только имеющиеся юридические гарантии дают возможность отб...

Задать вопрос