Анализируется процесс расширения словарного запаса учащихся 5–9 класса на уроках русского языка в школе с помощью использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в частности, рассматриваются возможности таких ЭОР как LearningАpps, Interacty, еТреники, предлагаются варианты заданий для расширения словарного запаса учащихся.
Ключевые слова: методика, русский язык, словарный запас, ЭОР в обучении.
Работа по расширению словарного запаса учащихся является одной из важнейших в системе изучения русского языка в основной школе. Это обуславливается тем, что богатый словарный запас — основа формирования коммуникативной компетенции учащихся. Жизнь в современном обществе меняется с огромной скоростью; технический прогресс, новые достижения в науке ведут к тому, что появляется все больше и больше новых слов для номинации новых явлений и предметов в жизни. При этом чем больше в запасе у человека слов, тем комфортнее и эффективнее происходят коммуникации, тем легче получать новые знания и быть всегда в курсе тенденций, происходящих в обществе. Школьник, который имеет большой словарный запас и стремится к его пополнению, легко понимает прочитанное, успешнее выполняет разные виды заданий и упражнений, имеет большой потенциал средств для взаимодействия в обществе.
Для каждого школьника обогащение словарного запаса — основа развитой речи, которая является не только средством общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [1, с.274]
Обогащение словарного запаса учащихся — одна из важнейших задач школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется разными причинами:
важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию — понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах — предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей).
потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме).
Источники расширения словарного запаса слов учащихся выявляются в методике обучения русскому языку уже в XIX веке: учебная речь учителя, чтение книг, изучение учебных курсов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В XX веке к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок. В XXI веке значительное влияние на расширение словарного запаса человека оказывает такой источник информации, как интернет. Часто слова, пришедшие в речь школьника из вышеуказанного источника, только перенасыщают его речь жаргонизмами, словами, которые нельзя использовать вне конкретной ситуации общения в интернете. Именно поэтому в рабочей программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского к предметной линии учебников по русскому языку для 5–9 классов прописано, что «овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам. Важное направление изучения русского языка — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» [6, с.34]. Также М. Т. Баранов утверждает, что «обогащение словарного запаса обучающихся — одна из важнейших задач школьного курса русского языка, наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке» [2, с.19].
Мы живем в мире, который динамично и стремительно развивается. Это касается всех сфер жизни, в том числе и образования. Изменения, происходящие в обществе, отражаются на требованиях, которые выдвигаются в отношении построения образовательного процесса в современной школе. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен применять на уроке инновационные технологии.
М. А. Габова утверждает: «Развитие средств обработки информации влечет за собою их внедрение в самые разнообразные области. В современном мире имеет место непрерывная информационная эволюция, затрагивающая социальную, культурную, научную и производственную сферы деятельности общества» [4, с.3].
Внедрение информационных технологий в сферу образования расширило методическую копилку учителя. Современные уроки русского языка уже невозможно представить без использования ИКТ-технологий.
Средством для создания увлекательного и качественного урока русского языка в последние десятилетия становятся электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
М. А. Габова так определяет термин «электронные образовательные ресурсы (ЭОР)»: «Образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [3, с.90].
Можно добавить, что в последнее время термином «электронные образовательные ресурсы» стали называть весь набор средств обучения, разработанных и воспроизводящихся на основе компьютерных технологий.
Применение ЭОР при планировании и проведении современного урока делает образовательный процесс более увлекательным, результативным и качественным. Учитель-филолог для более результативной работы по расширению словарного запаса учащихся может совмещать традиционные методы обучения и современные электронные образовательные ресурсы (платформы, приложения, конструкторы и др.). Соответственно, целью нашего исследования являлась разработка методических материалов по развитию речи с применением ЭОР.
Д. П. Тевс утверждает, что «важная цель использования электронных образовательных ресурсов на уроках — выведение образовательного процесса на новый уровень, в котором нуждаются современные школьники» [7, с.63].
Рассматривая ЭОР как инструмент обучения, согласимся с утверждением С. М. Куценко: «Электронные образовательные ресурсы являются мощным средством обучения и выступают инструментом повышения его качества» [5, с.130].
Современные информационные технологии для образования очень разнообразны. В последние годы создается и разрабатывается все большее количество электронных ресурсов, которые может использовать в своей работе учитель. Рассмотрим на примере нескольких сервисов, как ЭОР может использовать учитель-словесник на своих уроках для обогащения словарного запаса учащихся.
Мы рассмотрим несколько заданий, направленных на расширение словарного запаса при изучении разных разделов лингвистики, которые созданы с использованием ЭОР, для обучающихся разных классов.
Школьной программой не предусмотрены специальные часы на работу по обогащению словарного запаса, поэтому она должна органически вписываться в материал каждого урока. Чтобы улучшить процесс запоминания новых слов и разнообразить деятельность учащихся на уроке русского языка, мы предлагали учащимся варианты заданий, разработанных с помощью разных ЭОР.
1. Электронный образовательный ресурс L earningАpps
В 5 классе в начале учебного года обучающиеся на уроках русского языка повторяют материал, изученный в начальных класса. При повторении раздела «Фонетика. Орфография» для обогащения словарного запаса мы можем использовать такой электронный ресурс как L earningАpps . Данный образовательный ресурс представляет собой конструктор, с помощью которого учитель может создать разные интерактивные задания в необычной форме («Найди пару», «Сортировка картинок», пазл «Угадай-ка» и другие) (Рис.1.). Учитель может выбрать уже имеющиеся задания из банка заданий или создать свое индивидуальное. Ресурс является русскоязычным, интерфейс очень понятен и прост, предлагаемые шаблоны заданий легко адаптировать в урок русского языка.
Рис. 1.
Рассмотрим такой тип задания, который можно использовать в 5 классе, — «Скачки» (Рис.2.).
Рис. 2. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Скачки» для 5 класса
Рис. 3.
Для данного упражнения было выбрано слово «косьба». Сначала учащиеся определяют его лексическое значение, подбирают однокоренные слова, составляют предложение. Затем в игровой форме с помощью упражнения «Скачки» выполняется фонетический разбор слова (на рисунке 3 представлен пример буквы К из слова). Если учащийся правильно определяет характеристику звука, наездник продвигается вперед к финишу, если неверно — остается на месте.
Приведем еще один пример использования ЭОР LearningАpps на уроках в 5–7 классах. Для развития навыков правильного произношения слов, а также и расширения словарного запаса можно использовать шаблон «Пазл «Угадай-ка»» (Рис. 4.). Предложенные слова должны быть распределены учащимися по 3 колонкам: с ударением на 1, 2, 3 слогах соответственно. Если всё будет распределено верно, откроются части пазла, из которых сложится картинка (Рис. 5,6).
Рис. 4. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Пазл «Угадай-ка»» для 5–7 класса
Рис.5
Рис.6
В 9-х классах задания для расширения словарного запаса с помощью ЭОР Learningapps можно использовать, например, при изучении раздела «Синтаксис сложного предложения».
Работая над темой «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», учитель может использовать такие задания, которые также будут способствовать расширению словарного запаса учащихся. Приведем пример такого задания.
В ЭОР LearningАpps существует шаблон «Парочки»: необходимо найти пару понятию, персонажу, слову и т. д. Этот шаблон может быть применен и отредактирован в соответствии с целью работы на уроке в 9 классе: повторить правила постановки знаков препинания в сложном предложении с бессоюзной связью и обогатить словарный запас.
Задание «Собери пары» (Рис.7.): девятиклассники должны собрать пары: предложение — произведение, из которого оно взято. При этом учащиеся должны объяснить постановку знаков препинания в каждом из предложений, определить лексическое значение выделенных слов (Рис.8.) . Таким образом, задание направлено на закрепление темы «Бессоюзные сложные предложения», на обращение к читательскому опыту и расширению словарного запаса.
Рис. 7. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Парочки»» для 9 класса
Рис. 8.
2. Электронный образовательный ресурс I nteracty
Электронный образовательный ресурс Interacty — удобная платформа для создания интерактивного контента для образования (аудио, видео, тесты, интерактивы, игры). На сайте представлено более 20-ти игровых механизмов и шаблонов для учителей. Интерфейс понятен и прост в использовании.
В качестве примера использования ЭОР Interacty для расширения словарного запаса рассмотрим несколько заданий для 6-го класса. В 6 классе учащиеся изучают значение и правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Изучая эту тему, школьники также расширяют лексикон, так как значении приставок во многих словах с при-/пре- объяснить практически невозможно или очень сложно. Некоторые слова предлагается запомнить.
Мы предлагаем такое задание с использованием ЭОР Interactyдля закрепления знаний по теме «Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-» и обогащения словаря школьника как «ПРАВИЛьное печенье» (Рис. 9.).
Рис. 9. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «ПРАВИЛьное печенье»» для 6 класса
Используя готовый шаблон «Печенье с предсказанием», мы создали задание, которое позволит школьникам не только получить приятные предсказания, но и вспомнить разные орфограммы, а также узнать новое словосочетание — «претворить мечту в жизнь» (на уроках изучения темы «Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-» изучается разница в сочетаниях «претворить мечту в жизнь», «притворить дверь»). Задание позволяет в занимательной и нестандартной форме повторить разные виды орфограмм, закрепить знания по изучаемой теме (Рис. 10, 11).
Рис. 10.
Рис.11.
Также именно в 6-м классе изучаются разделы «Лексикология» и «Фразеология», которые являются большой и значимой частью по работе над расширением словарного запаса учащихся. С помощью электронного образовательного ресурса Interacty можно в интерактивной форме проверить знания учащихся, например, после изучения профессионализмов. Мы разработали интерактивный тест «Мир профессий» с использованием шаблона «Проверьте свои знания». Данный тест представляет собой не просто текст, а красочное и современное задание, которое заинтересует школьников, а также расширит лексикон (Рис. 12).
Рис. 12. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Мир профессий»» для 6 класса
Каждый вопрос дополнен иллюстрацией (все они перепутаны, чтобы сделать работу над тестом более увлекательной и нестандартной), обязательно использованы новые слова, которые связаны с той или иной сферой деятельности человека (Рис. 13,14).
Рис. 13.
Рис. 14.
3. Электронный образовательный ресурс еТреники
ЭОР еТреники представляет собой онлайн-конструктор учебных тренажеров. Интерфейс русскоязычный, очень удобный и понятный новым пользователям. Всего этот ЭОР располагает пятью шаблонами тренажеров с необычными названиями — занимательными и адаптированными под потребности современного школьника: «Картофан», «Кокла», «Криптон», «Морфанки», «НЛО» (Рис.15).
Рис.15.
В качестве примера использования ЭОР еТреники на уроках русского языка мы предлагаем задание для 8 класса для закрепления знаний по теме «Функциональные разновидности языка».
Для создания задания мы использовали шаблон «НЛО». Задача учащихся — удалить «лишние» объекты (жанры из другого стиля) из группы. Если все выполнено верно, НЛО «забирает» правильные ответы, а школьники переходят к следующему этапу. В каждую группу — стиль речи — мы добавили такие жанры, с которыми школьники могли не встречаться, следовательно, нужно будет узнать значение слова, посмотреть примеры, что способствует расширению словарного запаса (Рис. 16, 17).
Рис. 16. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Стили речи»» для 8 класса
Рис.17.
Отметим, что подобные задания, созданные с помощью ЭОР, активизируют креативное мышление учащихся, расширяют возможности для творческой деятельности и способствуют успешному усвоению материала через нестандартные виды и формы работы, позволяет заинтересовать школьника XXI века.
Как видим, электронные образовательные ресурсы обладают богатым инструментарием для создания необычных заданий для учащихся, являются помощником учителя в современном образовательном процессе, позволяют включать в уроки (помимо традиционных упражнений и карточек) элемент игровой деятельности и способствуют активизации творческих способностей учащихся. Богатство и разнообразие современных ЭОР помогает учителю знакомить учащихся с миром слов русского языка, выходя за рамки традиционных видов работы.
Использование в деятельности учителя-филолога электронных образовательных ресурсов для расширения словарного запаса учащихся позволяет разнообразить уроки и способствует активизации креативности не только школьников, но и у самого учителя.
Литература:
1. Аратюнова Н. А. Язык о языке. — Москва: Языки русской культуры, 2000. — 624 с.
2. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе.– М.: Академия, 2000. — 189 с.
3. Габова М. А. Электронные образовательные ресурсы в подготовке студентов: дидактические возможности и технология использования// Вестник коми государственного педагогического института. — 2011. — № 9. — с.90–99.
4. Габова М. А. Электронные образовательные ресурсы: теория и практикум по разработке. — Республика Коми: Коми республиканский институт развития образования, 2007. — 115 с.
5. Куценко С. М., Косулин В. В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2017. — № 4. — с.127–133.
6. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2016. — 111 с.
7. Тевс Д. П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. — Барнаул: БГПУ, 2006. — 230 с.