Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка для развития словарного запаса учащихся 5–9-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Кандаурова, Е. С. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка для развития словарного запаса учащихся 5–9-х классов / Е. С. Кандаурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 250-260. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112728/ (дата обращения: 16.11.2024).



Анализируется процесс расширения словарного запаса учащихся 5–9 класса на уроках русского языка в школе с помощью использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в частности, рассматриваются возможности таких ЭОР как LearningАpps, Interacty, еТреники, предлагаются варианты заданий для расширения словарного запаса учащихся.

Ключевые слова: методика, русский язык, словарный запас, ЭОР в обучении.

Работа по расширению словарного запаса учащихся является одной из важнейших в системе изучения русского языка в основной школе. Это обуславливается тем, что богатый словарный запас — основа формирования коммуникативной компетенции учащихся. Жизнь в современном обществе меняется с огромной скоростью; технический прогресс, новые достижения в науке ведут к тому, что появляется все больше и больше новых слов для номинации новых явлений и предметов в жизни. При этом чем больше в запасе у человека слов, тем комфортнее и эффективнее происходят коммуникации, тем легче получать новые знания и быть всегда в курсе тенденций, происходящих в обществе. Школьник, который имеет большой словарный запас и стремится к его пополнению, легко понимает прочитанное, успешнее выполняет разные виды заданий и упражнений, имеет большой потенциал средств для взаимодействия в обществе.

Для каждого школьника обогащение словарного запаса — основа развитой речи, которая является не только средством общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [1, с.274]

Обогащение словарного запаса учащихся — одна из важнейших задач школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется разными причинами:

 важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию — понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах — предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей).

 потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме).

Источники расширения словарного запаса слов учащихся выявляются в методике обучения русскому языку уже в XIX веке: учебная речь учителя, чтение книг, изучение учебных курсов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В XX веке к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок. В XXI веке значительное влияние на расширение словарного запаса человека оказывает такой источник информации, как интернет. Часто слова, пришедшие в речь школьника из вышеуказанного источника, только перенасыщают его речь жаргонизмами, словами, которые нельзя использовать вне конкретной ситуации общения в интернете. Именно поэтому в рабочей программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского к предметной линии учебников по русскому языку для 5–9 классов прописано, что «овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам. Важное направление изучения русского языка — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» [6, с.34]. Также М. Т. Баранов утверждает, что «обогащение словарного запаса обучающихся — одна из важнейших задач школьного курса русского языка, наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке» [2, с.19].

Мы живем в мире, который динамично и стремительно развивается. Это касается всех сфер жизни, в том числе и образования. Изменения, происходящие в обществе, отражаются на требованиях, которые выдвигаются в отношении построения образовательного процесса в современной школе. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен применять на уроке инновационные технологии.

М. А. Габова утверждает: «Развитие средств обработки информации влечет за собою их внедрение в самые разнообразные области. В современном мире имеет место непрерывная информационная эволюция, затрагивающая социальную, культурную, научную и производственную сферы деятельности общества» [4, с.3].

Внедрение информационных технологий в сферу образования расширило методическую копилку учителя. Современные уроки русского языка уже невозможно представить без использования ИКТ-технологий.

Средством для создания увлекательного и качественного урока русского языка в последние десятилетия становятся электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

М. А. Габова так определяет термин «электронные образовательные ресурсы (ЭОР)»: «Образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [3, с.90].

Можно добавить, что в последнее время термином «электронные образовательные ресурсы» стали называть весь набор средств обучения, разработанных и воспроизводящихся на основе компьютерных технологий.

Применение ЭОР при планировании и проведении современного урока делает образовательный процесс более увлекательным, результативным и качественным. Учитель-филолог для более результативной работы по расширению словарного запаса учащихся может совмещать традиционные методы обучения и современные электронные образовательные ресурсы (платформы, приложения, конструкторы и др.). Соответственно, целью нашего исследования являлась разработка методических материалов по развитию речи с применением ЭОР.

Д. П. Тевс утверждает, что «важная цель использования электронных образовательных ресурсов на уроках — выведение образовательного процесса на новый уровень, в котором нуждаются современные школьники» [7, с.63].

Рассматривая ЭОР как инструмент обучения, согласимся с утверждением С. М. Куценко: «Электронные образовательные ресурсы являются мощным средством обучения и выступают инструментом повышения его качества» [5, с.130].

Современные информационные технологии для образования очень разнообразны. В последние годы создается и разрабатывается все большее количество электронных ресурсов, которые может использовать в своей работе учитель. Рассмотрим на примере нескольких сервисов, как ЭОР может использовать учитель-словесник на своих уроках для обогащения словарного запаса учащихся.

Мы рассмотрим несколько заданий, направленных на расширение словарного запаса при изучении разных разделов лингвистики, которые созданы с использованием ЭОР, для обучающихся разных классов.

Школьной программой не предусмотрены специальные часы на работу по обогащению словарного запаса, поэтому она должна органически вписываться в материал каждого урока. Чтобы улучшить процесс запоминания новых слов и разнообразить деятельность учащихся на уроке русского языка, мы предлагали учащимся варианты заданий, разработанных с помощью разных ЭОР.

1. Электронный образовательный ресурс L earningАpps

В 5 классе в начале учебного года обучающиеся на уроках русского языка повторяют материал, изученный в начальных класса. При повторении раздела «Фонетика. Орфография» для обогащения словарного запаса мы можем использовать такой электронный ресурс как L earningАpps . Данный образовательный ресурс представляет собой конструктор, с помощью которого учитель может создать разные интерактивные задания в необычной форме («Найди пару», «Сортировка картинок», пазл «Угадай-ка» и другие) (Рис.1.). Учитель может выбрать уже имеющиеся задания из банка заданий или создать свое индивидуальное. Ресурс является русскоязычным, интерфейс очень понятен и прост, предлагаемые шаблоны заданий легко адаптировать в урок русского языка.

.

Рис. 1.

Рассмотрим такой тип задания, который можно использовать в 5 классе, — «Скачки» (Рис.2.).

Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Скачки» для 5 класса

Рис. 2. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Скачки» для 5 класса

.

Рис. 3.

Для данного упражнения было выбрано слово «косьба». Сначала учащиеся определяют его лексическое значение, подбирают однокоренные слова, составляют предложение. Затем в игровой форме с помощью упражнения «Скачки» выполняется фонетический разбор слова (на рисунке 3 представлен пример буквы К из слова). Если учащийся правильно определяет характеристику звука, наездник продвигается вперед к финишу, если неверно — остается на месте.

Приведем еще один пример использования ЭОР LearningАpps на уроках в 5–7 классах. Для развития навыков правильного произношения слов, а также и расширения словарного запаса можно использовать шаблон «Пазл «Угадай-ка»» (Рис. 4.). Предложенные слова должны быть распределены учащимися по 3 колонкам: с ударением на 1, 2, 3 слогах соответственно. Если всё будет распределено верно, откроются части пазла, из которых сложится картинка (Рис. 5,6).

Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Пазл «Угадай-ка»» для 5–7 класса

Рис. 4. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Пазл «Угадай-ка»» для 5–7 класса

2023-10-01_16-19-57.png

Рис.5

2023-10-01_16-21-02.png

Рис.6

В 9-х классах задания для расширения словарного запаса с помощью ЭОР Learningapps можно использовать, например, при изучении раздела «Синтаксис сложного предложения».

Работая над темой «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», учитель может использовать такие задания, которые также будут способствовать расширению словарного запаса учащихся. Приведем пример такого задания.

В ЭОР LearningАpps существует шаблон «Парочки»: необходимо найти пару понятию, персонажу, слову и т. д. Этот шаблон может быть применен и отредактирован в соответствии с целью работы на уроке в 9 классе: повторить правила постановки знаков препинания в сложном предложении с бессоюзной связью и обогатить словарный запас.

Задание «Собери пары» (Рис.7.): девятиклассники должны собрать пары: предложение — произведение, из которого оно взято. При этом учащиеся должны объяснить постановку знаков препинания в каждом из предложений, определить лексическое значение выделенных слов (Рис.8.) . Таким образом, задание направлено на закрепление темы «Бессоюзные сложные предложения», на обращение к читательскому опыту и расширению словарного запаса.

Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Парочки»» для 9 класса

Рис. 7. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Парочки»» для 9 класса

.

Рис. 8.

2. Электронный образовательный ресурс I nteracty

Электронный образовательный ресурс Interacty — удобная платформа для создания интерактивного контента для образования (аудио, видео, тесты, интерактивы, игры). На сайте представлено более 20-ти игровых механизмов и шаблонов для учителей. Интерфейс понятен и прост в использовании.

В качестве примера использования ЭОР Interacty для расширения словарного запаса рассмотрим несколько заданий для 6-го класса. В 6 классе учащиеся изучают значение и правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Изучая эту тему, школьники также расширяют лексикон, так как значении приставок во многих словах с при-/пре- объяснить практически невозможно или очень сложно. Некоторые слова предлагается запомнить.

Мы предлагаем такое задание с использованием ЭОР Interactyдля закрепления знаний по теме «Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-» и обогащения словаря школьника как «ПРАВИЛьное печенье» (Рис. 9.).

Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «ПРАВИЛьное печенье»» для 6 класса

Рис. 9. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «ПРАВИЛьное печенье»» для 6 класса

Используя готовый шаблон «Печенье с предсказанием», мы создали задание, которое позволит школьникам не только получить приятные предсказания, но и вспомнить разные орфограммы, а также узнать новое словосочетание — «претворить мечту в жизнь» (на уроках изучения темы «Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-» изучается разница в сочетаниях «претворить мечту в жизнь», «притворить дверь»). Задание позволяет в занимательной и нестандартной форме повторить разные виды орфограмм, закрепить знания по изучаемой теме (Рис. 10, 11).

.

Рис. 10.

. .

Рис.11.

Также именно в 6-м классе изучаются разделы «Лексикология» и «Фразеология», которые являются большой и значимой частью по работе над расширением словарного запаса учащихся. С помощью электронного образовательного ресурса Interacty можно в интерактивной форме проверить знания учащихся, например, после изучения профессионализмов. Мы разработали интерактивный тест «Мир профессий» с использованием шаблона «Проверьте свои знания». Данный тест представляет собой не просто текст, а красочное и современное задание, которое заинтересует школьников, а также расширит лексикон (Рис. 12).

Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Мир профессий»» для 6 класса

Рис. 12. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Мир профессий»» для 6 класса

Каждый вопрос дополнен иллюстрацией (все они перепутаны, чтобы сделать работу над тестом более увлекательной и нестандартной), обязательно использованы новые слова, которые связаны с той или иной сферой деятельности человека (Рис. 13,14).

.

Рис. 13.

.

Рис. 14.

3. Электронный образовательный ресурс еТреники

ЭОР еТреники представляет собой онлайн-конструктор учебных тренажеров. Интерфейс русскоязычный, очень удобный и понятный новым пользователям. Всего этот ЭОР располагает пятью шаблонами тренажеров с необычными названиями — занимательными и адаптированными под потребности современного школьника: «Картофан», «Кокла», «Криптон», «Морфанки», «НЛО» (Рис.15).

.

Рис.15.

В качестве примера использования ЭОР еТреники на уроках русского языка мы предлагаем задание для 8 класса для закрепления знаний по теме «Функциональные разновидности языка».

Для создания задания мы использовали шаблон «НЛО». Задача учащихся — удалить «лишние» объекты (жанры из другого стиля) из группы. Если все выполнено верно, НЛО «забирает» правильные ответы, а школьники переходят к следующему этапу. В каждую группу — стиль речи — мы добавили такие жанры, с которыми школьники могли не встречаться, следовательно, нужно будет узнать значение слова, посмотреть примеры, что способствует расширению словарного запаса (Рис. 16, 17).

Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Стили речи»» для 8 класса

Рис. 16. Наведите камеру телефона, отсканируйте QR-код, чтобы попасть на страницу с упражнением «Стили речи»» для 8 класса

.

Рис.17.

Отметим, что подобные задания, созданные с помощью ЭОР, активизируют креативное мышление учащихся, расширяют возможности для творческой деятельности и способствуют успешному усвоению материала через нестандартные виды и формы работы, позволяет заинтересовать школьника XXI века.

Как видим, электронные образовательные ресурсы обладают богатым инструментарием для создания необычных заданий для учащихся, являются помощником учителя в современном образовательном процессе, позволяют включать в уроки (помимо традиционных упражнений и карточек) элемент игровой деятельности и способствуют активизации творческих способностей учащихся. Богатство и разнообразие современных ЭОР помогает учителю знакомить учащихся с миром слов русского языка, выходя за рамки традиционных видов работы.

Использование в деятельности учителя-филолога электронных образовательных ресурсов для расширения словарного запаса учащихся позволяет разнообразить уроки и способствует активизации креативности не только школьников, но и у самого учителя.

Литература:

1. Аратюнова Н. А. Язык о языке. — Москва: Языки русской культуры, 2000. — 624 с.

2. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе.– М.: Академия, 2000. — 189 с.

3. Габова М. А. Электронные образовательные ресурсы в подготовке студентов: дидактические возможности и технология использования// Вестник коми государственного педагогического института. — 2011. — № 9. — с.90–99.

4. Габова М. А. Электронные образовательные ресурсы: теория и практикум по разработке. — Республика Коми: Коми республиканский институт развития образования, 2007. — 115 с.

5. Куценко С. М., Косулин В. В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2017. — № 4. — с.127–133.

6. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2016. — 111 с.

7. Тевс Д. П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. — Барнаул: БГПУ, 2006. — 230 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, словарный запас, словарный запас учащихся, камера телефона, задание, класс, расширение, слово, электронный образовательный ресурс, ресурс.


Ключевые слова

русский язык, методика, словарный запас, ЭОР в обучении

Похожие статьи

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка

Статья посвящена рассмотрению использования ИКТ на уроках немецкого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации не только способствуют развитию творчества учителя и ...

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум

В статье представлен опыт использования мнемотехнических приемов на уроках истории в 10–11-х классах при разборе заданий с картами, в целях подготовки к единому государственному экзамену. Данные приемы использовались для повышения общего уровня знани...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Чтение аутентичных текстов на начальном этапе обучения иностранному языку в вузе

Рассматривается оптимизация применения инновационных методик и технологий при обучении чтению на уроках английского языка. Использование проблемного метода обучения и технологии критического мышления позволит приобщить учащихся к чтению текстов на ин...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного

В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языко...

Похожие статьи

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка

Статья посвящена рассмотрению использования ИКТ на уроках немецкого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации не только способствуют развитию творчества учителя и ...

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум

В статье представлен опыт использования мнемотехнических приемов на уроках истории в 10–11-х классах при разборе заданий с картами, в целях подготовки к единому государственному экзамену. Данные приемы использовались для повышения общего уровня знани...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Чтение аутентичных текстов на начальном этапе обучения иностранному языку в вузе

Рассматривается оптимизация применения инновационных методик и технологий при обучении чтению на уроках английского языка. Использование проблемного метода обучения и технологии критического мышления позволит приобщить учащихся к чтению текстов на ин...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного

В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языко...

Задать вопрос