В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение определённых противоречий. С одной стороны, педагогический коллектив — это разные люди, которые обладают своей неповторимой индивидуальностью. С другой стороны, должна возникнуть психологическая совместимость при решении общих задач образовательной организации.
Ключевые слова: психология, коллектив, управление
В настоящее время становится актуальной задача повышения эффективности деятельности любой образовательной организации. Это стало следствием агрессивной политики недружественных стран, ограничением доступа для России к международным образовательным стандартам и базам данных. Рассматривая множество факторов, влияющих на успех организации, хотелось бы особое внимание уделить психологическому климату. Общеизвестно, что при наличии эффективной системы, результат её работы больше суммы работ отдельных её элементов. По нашему мнению, именно благоприятный психологический климат позволяет сделать из педагогического коллектива в частности и трудового коллектива в целом эффективную систему. Проведём анализ основ формирования психологического климата.
Рассмотрим понятие психологического климата. Во-первых, учёные определяют психологический климат через эмоциональную окраску психологических связей в коллективе. Благоприятный психологический климат характеризуется наличием симпатии среди сотрудников, их желанием работать друг с другом, находится в трудовом коллективе, вести совместную трудовую деятельность, с оптимизмом смотреть в будущее, добиваться поставленной цели [3]. Во-вторых, учёные характеризуют психологический климат как основное условие для успешной самореализации человека в профессиональной деятельности. Согласно классическому набору потребностей человека, потребность в самореализации является наиболее высокой потребностью. Ей предшествуют такие потребности как желание быть частью общего и желание быть признанным в этом общем. Без благоприятного психологического климата эта потребность не может быть реализована, а значит человек не сможет прейти к удовлетворению потребности в самореализации. Это в свою очередь снижает эффективность профессиональной деятельности человека, а далее и эффективности самой организации [4]. В-третьих, учёные делают акцент на взаимосвязи психологического климата и работой организации как саморегулируемой системы. Положительный психологический климат необходим любой организации для достижения своих целей. Это так называемый экзогенный аспект определения психологического климата и своеобразный экономический аспект, так как имеет место оценка затрат и результатов достижения цели. В случае с педагогической организацией необходимо добиться превышения результатов, а именно высоких оценок учеников, над затратами, которые необходимы для организации и функционирования учебного процесса [6].
Данные рассуждения подводят нас к исследованию состава и структуры психологического климата. Это возможно сделать, изучая статичный и динамичный аспекты психологического климата как для личности со стороны коллектива, так и для коллектива со стороны личности. В этой связи различают структуру психологического климата, которая состоит из горизонтальных связей с коллегами по работе, из вертикальных связей с подчинёнными (учениками) и начальниками (высшим педагогическим руководством), из предметных связей по своей профессиональной деятельности. Последний из перечисленных элементов структуры психологического климата имеет глубокий потенциал для познания. Этот процесс будет успешным только в благоприятном психологическом климате. Здесь уместно говорит о человеке, участнике трудового коллектива, имеющего права и обязанности и профессионале своего дела.
Для успешного функционирования образовательной организации участники педагогического коллектива должны иметь совместимость между собой. Эксперты различают следующие виды совместимости: физиологическую, социальную и психологическую [1]. Физиологическая совместимость означает соответствие участников трудового коллектива одному уровню физиологического (интеллектуального) развития. Например, для педагогического коллектива — это наличие у всех высшего педагогического образования и различных профессиональных категорий, которые подтверждают соответствие всех членов команды одним федеральным государственным образовательным стандартам. Социальная совместимость означает соответствие участников трудового коллектива единым ценностным установкам, нормам морали и этики, взглядам, убеждениям, традициям. Например, для педагогического коллектива — это наличие у всех опыта воспитательной деятельности с подрастающим поколением, привития ему принципов уважения старших, необходимости вежливого общения в своей среде, неприятия любых проявлений экстремизма и терроризма, почитания традиций и законов государства и региона проживания. Психологическая совместимость означает максимальную схожесть соответствие участников трудового коллектива по характеру, темпераменту, типу мышления, эмоционально-волевым качествам. Например, для педагогического коллектива — это наличие у всех общих положительных свойств характера — целеустремлённости, трудолюбия, коммуникабельности, желания работать в одной команде.
Таким образом, чем более близки члены трудового коллектива по описанным критериям, тем более сплочённее может быть педагогический коллектив. С другой стороны, является объективным фактом то обстоятельство, что все люди разные. Даже по темпераменту члены педагогического коллектива могут значительно отличаться [5]. Различают холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Но в данном случае это может только укрепить сплочённость команды. Все будет зависеть от грамотного управления такой командой. В различные фазы образовательного процесса ключевую роль будут играть и различные по темпераменту члены команды. Например, холерики необходимы для принятия ответственности и быстрых оперативных решений; флегматики хороши для систематизации множества фактов и в монотонной, единообразной работе (отчёты, аналитика); сангвиники идеально подходят для делегирования им каких-то отдельных задач, требующих быстрого и комплексного выполнения; меланхолики могут быть хорошими подчинёнными, ответственно выполняющими свою часть общей работы. Если в образовательном процессе функции работников будут выстроены согласно их темпераменту, это положительно будет влиять на психологический климат команды. Такой же анализ должен быть проведён и в отношении типов мышления, по которым все люди могут быть разделены на аналитиков, прагматиков, реалистов, идеалистов и критиков [2]. Необходимо гибко направлять на выполнение задач образовательного процесса в складывающихся условиях соответствующих подчинённых с определёнными типами мышления.
В заключение необходимо отметить взаимосвязь между успехом педагогического коллектива, психологической совместимостью, темпераментом и типами мышления. Эффективный руководитель начнёт свою управленческую деятельность с глубокой диагностики участников своей команды. Насколько близко и правильно руководитель определит психологические параметры своих подчинённых, настолько эффективно сможет подобрать и методы управления коллективном. От адекватности управления трудовым коллективом будет зависеть и уровень благоприятности психологического климата.
Литература:
- Безменова Е. К. Развитие понятия психологической совместимости в отечественной и зарубежной психологической науке // Человеческий капитал, — № 9 (177), — 2023, — DOI: 10.25629/HC.2023.09.07
- Выготский Л. Психология. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 106 с
- Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. — 2018. — № 6 (18). — С. 53–64.
- Карась Л. Управленческая диагностика — основа совершенствования менеджмента // Проблемы теории и практики управления. — 2018. — № 6. — с. 78
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Просвещение, 2010–584 с.
- Фалунина Е. В., Лодкина Е. В., Шевченко Л. А. Влияние психологического климата на эффективность педагогического процесса в образовательной организации // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». — № 4 (35). — Декабрь. — 2022. — http://ce.if-mstuca.ru