В статье автор рассматривает особенности организации процесса преемственности при переходе обучающихся общеобразовательной школы из начального звена в среднее.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, преемственность, обучающиеся общеобразовательной школы.
На сегодняшний день вопросы организации обучения и воспитания занимают центральное место в развитии государства Российской Федерации. Это неудивительно, ведь на момент 2023–2024 учебного года Министерством просвещения Российской Федерации реализуются и разрабатываются многочисленные проекты, направленные на улучшение качества российского образования — наиболее известным является федеральный проект «Современная школа», реализуемый во всех регионах нашей страны и направленный на улучшение условий и создание благоприятной психолого-педагогической среды для всех участников образовательного процесса [1]. Вместе с тем, все больше внимание начинает уделяться психологическому и эмоциональному состоянию школьников, что является важным для создания благоприятной образовательной среды. В рамках данного направления всё больше внимания начинают обращать на вопросы преемственности ступеней образования в общеобразовательных школах. На протяжении всего периода обучения школьники несколько раз переживают переход из одной учебной ступени в другую. Эти переходы всегда сопровождаются процессом адаптации и приспособлениям к новым условиям обучения. Особенно остро этот аспект ощущается при переходе обучающихся из начального звена в среднее, где дети, ранее привыкшие к «комфортным» условиях начальной школы, резко сталкиваются с совершенной новой системой «школьной жизни» и организацией «школьного быта». Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что данный период является «кризисным» для обучающихся и в случае его не благоприятного прохождения, в будущем могут возникнуть серьезные нарушения: нарушения поведения, успеваемости, снижение интереса к обучению и другие. Именно поэтому вопрос организации психолого-педагогической преемственности начального и среднего звена фактор адаптации пятиклассников к условиям основной школы является актуальным для изучения и практической разработки.
Вопросам преемственности в образовательном учреждении свои научные труды посвящают многие известные педагоги и психологи. Стоит отметить научные труды Воронцовой А. В., которая отмечала, что между процессом организации преемственности и психологическим благополучием школьника есть прямая, закономерная связь [3, с. 44]. Большое внимание этому вопросу также уделяли Вальчук Е. В. и Зверева И. Д., рассматривающие в своих трудах вопрос преемственности, как один из основополагающих факторов успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения [1, с. 55].
Целью данной статьи является теоретическое изучение и анализ процесса организации преемственности начального и среднего звена общеобразовательной школы как фактора адаптации пятиклассников к условиям основной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
- Изучение научно-педагогической и психологической литературы по теме исследования;
- Изучение и анализ базового понятийного аппарата по теме исследования;
- Анализ психологического аспекта процесса адаптации обучающихся пятых классов и преемственности ступеней образования;
- Изучение условий и теоретической модели организации процесса преемственности и адаптации.
Для детального изучения темы исследования нами была изучена научно-педагогическая и психологическая литература по теме исследования, что позволило нам выделить следующие базовые понятия: педагогический процесс, преемственность, психолого-педагогические условия.
Большинство ученых и педагогов трактуют понятие педагогического процесса, как своеобразный путь, который включает в себя деятельность по обучению и воспитанию детей специально обученными профессионалами (педагогическими работниками) в образовательных учреждениях любого вида и типа [5, с. 77–78]. В структуру образовательного процесса входят следующие компоненты:
— непосредственно сам процесс обучения;
— воспитательный процесс;
— процесс общения (социализации);
В ходе проведения и участия в педагогическом процессе, обучающиеся проходят разные этапы обучения, в течение которых они адаптируются к новым условиям и социальным ситуациям. Для более благоприятного «перехода» из одной ступени в другую, образовательным учреждением создается система преемственности образования.
В соответствии с современными исследованиями в сфере педагогики и психологии большинством ученых принято следующее понятие преемственности в образовании: «Преемственность — это процесс, обеспечивающий плавный переход между этапами образовательной деятельности начального общего и основного общего образования» [5, с. 79].
В структуру преемственности в образовательном учреждении можно представить в виде модели, продемонстрированной на рисунке 1.
Рис. 1. Модель организации преемственности в общеобразовательном учреждении
В соответствии с данной моделью, процесс преемственности в образовании не является статичным и находиться в постоянном взаимодействии со всеми компонентными внутри школьной образовательной системы. Так, в процессе обучения учащиеся начиная с начальной школы могут контактировать с педагогами и обучающимися из более старших классов, при этом данный процесс обеспечен методическим и психологическим сопровождением со стороны педагогов и администрации и не прекращается на протяжении всего периода обучения [7, с. 5].
Так как эта модель не является статичной, на нее значительное влияние могут оказывать следующие факторы (аспекты):
— технический (бытовой) аспект — технологическое и методическое обеспечение образовательного учреждения. Заключается в создании благоприятных бытовых условий в образовательном учреждении;
— профессиональный аспект , который предполагает единство администрации и педагогического коллектива в обеспечении плавного перехода из одного учебного звена в другое;
— социальный аспект — это социум, который строиться в самом образовательном учреждении. В него входят все участники образовательного процесса- педагоги, обучающихся и их родители. В зависимости от характера их взаимодействия друг с другом зависит процесс и структура перехода;
— психологический аспект — плавно вытекает из предыдущего и заключается в организации благоприятного психологического климата и поддержании психолого-педагогического баланса в образовательном социуме, оказание необходимой психологической помощи и проведение психологической профилактики возникающих трудностей у участников образовательного процесса.
Исходя из данных аспектов, важным условием организации преемственности образовательного процесса является создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучающихся, «смягчающих» процесс адаптации их перехода из начального звена в среднее.
В соответствии с педагогическим словарем под психолого-педагогическими условиями мы понимаем «целенаправленно созданную среду, в котором в общем взаимодействии представлены совокупности психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогическому сотруднику, психологу, социальному служащему осуществлять свою деятельность в образовательном учреждении, а обучающимся обучаться и развиваться, приобретать социальные навыки [8].
Создание благоприятных психолого-педагогических условий оказывает влияние на общее эмоциональное и психологическое состояние школьников по следующим причинам:
- 1.Обучение в стабильной, «рабочей» атмосфере значительно повышает шансы обучающегося на более сосредоточенную и тщательную работу;
- В благоприятной социальной обстановке обучающие себя чувствую более «расковано», что позволяет им раскрыться как в социальном, так и творческом аспекте учебной деятельности;
- Сбалансированность учебного процесса дает возможность вариативности деятельности обучающегося и педагогов, и, как следствие предлагает значительный потенциал к взаимодействию и практической деятельности в стенах образовательного учреждения.
Учитывая данные причины, мы можем отметить, что поддержка психолого-педагогических условий теоретически может оказать влияние на улучшение качества процесса преемственности и оказать значительное влияние на улучшение процесса адаптации к новым условиям.
Проанализировав психолого-педагогические источники, можно отметить, что «школьная адаптация» — это процесс включения и приспособления, обучающегося к новым социально-психологическим условиям в рамках образовательного учреждения и переход к новой системе обучения и воспитания [8, с. 34]. Процесс школьной адаптации включает в себя три взаимосвязанных между собой звена, а именно: физическую адаптацию, социальную адаптацию и психологическую адаптацию. Стоит отметить, что эти же аспекты активно и затрагиваются в системе преемственности образования. Главной сложностью адаптации младшего подростка к новым условиям является смена привычной «статичной» системы начальной школы на «динамичную» средней, а именно: смена учителей, смена требований, смена режима дня, повышения учебной и вне учебной нагрузки.
Анализируя все вышесказанное, мы можем отметить, процесс школьной адаптации и процессы преемственности в общеобразовательном учреждении тесно связаны между собой, так как модель организации преемственности в значительной степени влияет на процесс протекания школьной адаптации пятиклассников создавая определенные психолого-педагогические условия, которые могут или улучшить ил же усложнить протекание данного процесса.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что организация благоприятной психолого-педагогической преемственность начального и среднего звена общеобразовательной школы выступают одним из важнейших факторов адаптации пятиклассников к условиям основной школы. Из этого следует предположение о том, что при правильной организации психолого-педагогической преемственности между начальным и средним возможна организация благоприятного «включения обучающихся» в условия средней школы. Это возможно при составлении психолого-педагогической модели, которая могла бы строится на следующих критериях:
- Заинтересованность всех участников образовательной деятельности в участии;
- Современность и современность применяемых методов — учет современных тенденций, использование новых методов и приемов работы с обучающимися;
- Организация социального взаимодействия между старшими и младшими школьниками, например:
— шефство 5-классников над учащимися 1-го класса — данная схема взаимодействия позволяет почеркнуть важность новой социальной роли 5-ти классиков и постепенно в течение года прививать чувство ответственности и самостоятельности, понимания своей роли в социальном взаимодействии;
— шефство 11-классников над 5-классниками — в данном случае новым учащимся среднего звена предоставляется возможность консультирования с более опытными сверстниками, что дает возможность получить необходимую информацию и снизить тревогу перед ранее неизвестными действиями и ситуациями (например, получить ответы на вопросы: «Как лучше подготовится к разным предметам» или «Как более эффективно использовать перемену, что бы успеть вовремя подготовится и провести время с пользой?» и другие вопросы)
- Организация социального взаимодействия между учителями среднего учебного звена и учителями начальных классов:
— проведение интегрированных уроков в 4-х классах учителями-предметниками;
— проведение воспитательных мероприятий с будущим классным руководителем и нынешним классным руководителем с целью знакомство детей и педагога и изучения особенностей класса;
— посещение школьниками 4-х классов совместно с учителем начальной школы открытых уроков в старшие классы с целью познакомить их с особенностями организации учебного процесса в средней школе.
— обмен профессиональным опытом между учителями начальной школы и учителями среднего звена;
- Организация психологического сопровождения:
— взаимодействие педагога-психолога с будущими пятиклассниками, проведение мотивационных тренингов, ознакомительных занятий;
— проведение предварительной диагностики готовности к школьному обучению в среднем образовательном звене;
— проведение «дней открытых дверей» для учащихся 4-х и 5-х классов в кабинете педагога психолога и учителя начальных классов;
— проведение показательных «встреч выпускников» с учениками 6-х, 7-х классов, на которым данные обучающиеся могли делиться полезным опытом прохождения адаптационного периода на личном примере;
— организация и проведение индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими трудности в социализации трудности в обучении.
- Организация совместной работы учебного учреждения, родителей и педагогов:
— проведение общешкольных родительских собраний, тренингов, семинаров, на которых родителей могли бы знакомить с системой работы каждой ступени образования;
— вовлечение в мероприятия, где участвовали бы ученики начальной школы и средней образовательной ступени;
— организация системы «консультационных дней», в рамках которой родители и законные представительные обучающихся могли бы задать свои вопросы по организации процесса адаптации и обучения своих детей.
Учитывая данные принципы, мы можем представить на рисунке 2 следующую психолого-педагогическую модель организации процесса преемственности в образовательном учреждении и охватывающим при этом процессы адаптации обучающихся.
Рис. 2. Психолого-педагогическая модель организации процесса преемственности в образовательном учреждении
Анализируя все вышесказанное, мы можем таким образом представить теоретическую психолого-педагогическую модель преемственности в образовательном учреждении в которой задействованы все участники образовательного процесса и обеспечивающих друг другу взаимную поддержку, психологически и педагогически комфортные условия процесса адаптации к новым условиям.
Литература:
1. Вальчук, Е. В. Преемственность начальной и средней школы» / Е. В. Вальчук. — 1-е издание. — Саранск: ДомКнига, 2014. — 100 c. — Текст: непосредственный.
2. Верзилин, Н. М. Проективная педагогика / Н. М. Верзилин. — 3-е изд. — Москва: Феникс, 2009. — 100 c. — Текст: непосредственный.
3. Воронцова, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцова. — 6-е издание. — Москва: Просвещение, 2018. — 190 c. — Текст: непосредственный.
4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996
5. Зверев, И. Д. Теория преемственности и развивающего обучения / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2010. — 193 c. — Текст: непосредственный.
6. Пригожин, И. Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. — 3-е издание. — Москва: КомКнига, 2015. — 174 c. — Текст: непосредственный.
7. Преображенская, А. П. Проблемы современного образования / А. П. Преображенская. — Текст: непосредственный // Материалы международной конференции «Педагогика и психология». — Екатеринбург: Просвещение, 2012. — С. 100–112.
8. Хагажеева И. Р. Акмеология достижения базисного критерия качества дошкольной системы образования // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы 9 международной научно-практической конференции, 10–12 апреля 2012, часть 1.