В статье автор исследует современные способы разработки интернет-магазинов с целью повышения эффективности работы бизнеса розничной торговли, за счет современных веб-технологий.
Ключевые слова: интернет-магазин, сайт, SEO-оптимизация, JWT, поисковая выдача.
С развитием интернета появилось множество способов онлайн-торговли, призванные упростить покупку товаров. Онлайн-платформы стали важнейшим каналом для сбыта и приобретения товаров и услуг, предоставляя пользователю широкий выбор, удобство и доступность в любое время и в любом месте. Индустрия интернет-магазинов представляет собой динамичный сектор розничной торговли, который стремительно развивается с расширением веб-технологий.
Интернет-магазин — неотъемлемый инструмент для современных предприятий, стремящихся к привлечению новых клиентов, увеличению продаж и оптимизации бизнес-процессов. Эффективное онлайн-присутствие предоставляет ряд преимуществ и возможностей, которые позволяют компаниям достичь своих целей и оставаться конкурентоспособными.
Для продвижения бизнеса онлайн-торговли очень важно сделать сайт доступным во всех поисковых системах. Для решения этой задачи необходимо провести всестороннее развитие и продвижение сайта с целью попадания наверх в результатах поисковой выдачи, или провести SEO-оптимизацию. SEO (Search Engine Optimization) — это комплекс мероприятий по внутренней и внешней оптимизации для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей [1].
Для успешного SEO-продвижения сайта необходимо:
– составить семантическое ядро, соответствующее тематике сайта;
– провести техническую оптимизацию: проработать структуру сайта, добавить полезный тематический контент, прописать мета-теги (заголовки h1-h6, title, description);
– анализировать эффективность продвижения, делать выводы по результатам работы и, опираясь на них, вносить изменения.
Без SEO-оптимизации риск провала онлайн-бизнеса значительно возрастает. Сайт, не находящийся на первых страницах поисковой выдачи, теряет большую часть потенциальных клиентов, которые обращаются к более высоко ранжированным конкурентам. Это может привести к уменьшению продаж, снижению прибыли и даже к полному краху бизнеса.
Разрабатываемый программный модуль должен обеспечить выполнение следующих функций:
– регистрация пользователя;
– авторизация пользователя;
– отображение главной страницы сайта с рекламными баннерами, новинками, акциями, категориями, брендами, хэдером и футером;
– поиск в каталоге товаров;
– отображение списка всех категорий товаров;
– фильтрация товаров;
– сортировка товаров;
– просмотр детальной карточки товара;
– хранение в хранилище браузера корзины неавторизованного пользователя;
– просмотр избранных товаров;
– выбор страны и адреса доставки;
– отображение страницы созданного заказа;
– возможность повторить заказ;
– отображение списка всех заказов;
– обработка ошибок входных данных, введенных пользователем.
Анализ существующих языков и технологий программирования является ключевым этапом при разработке программного модуля для интернет-магазина. Выбор правильного языка программирования и соответствующих технологий влияет на эффективность разработки, производительность программного продукта, его масштабируемость и совместимость с другими системами.
В качестве языка программирования был выбран JavaScript. Было принято решение разрабатывать модуль на основе веб-фреймворка Nuxt [2]. Nuxt — это фреймворк для создания универсальных приложений на Vue.js. Он предоставляет набор инструментов и паттернов, которые помогают разработчикам быстро создавать веб-приложения с использованием Vue.js, включая серверный рендеринг, статическое генерирование и другие продвинутые функции. Nuxt включает в себя поддержку SSR, что позволяет генерировать HTML на сервере для каждой страницы перед отправкой клиенту. Это улучшает производительность и оптимизацию для поисковых систем. Nuxt обладает расширяемой архитектурой, которая позволяет легко интегрировать сторонние модули и плагины для добавления новой функциональности и улучшения разработки.
На рис. 1 приведена Use case диаграмма для определения основного набора функций разрабатываемого модуля. Актор, расположенный в левой части диаграммы, представляет пользователя, который взаимодействует с сайтом через клиентскую часть интернет-магазина.
Основные варианты взаимодействия:
- Авторизация/Регистрация. Пользователь может создать новый аккаунт или войти в существующий.
- Оформление заказа. Пользователь может оформить заказ, пройдя последовательно все шаги, показанные на диаграмме.
- Выход из аккаунта. Пользователь может выйти из своего аккаунта, нажав на соответствующую кнопку в личном кабинете.
Рис. 1. Use case диаграмма
Рассмотрим алгоритм авторизации/регистрации пользователя, представленного на рис. 2.
При регистрации пользователь отправляет запрос на сервер с данными для создания учетной записи. Сервер создает учетную запись пользователя и сохраняет ее в базе данных, хешируя пароль для безопасного хранения. Для аутентификации пользователь вводит свои учетные данные на клиентской стороне, которые отправляются на сервер. Сервер проверяет учетные данные, и при успешной аутентификации генерирует JWT токен, содержащий идентификатор пользователя или другую информацию, который возвращается клиенту [3].
Клиент сохраняет полученный JWT токен, обычно в локальном хранилище браузера. При попытке доступа к защищенным ресурсам пользователь отправляет запрос на сервер с JWT токеном в заголовке Authorization. Сервер проверяет токен на подлинность, декодирует его и проверяет подпись.
При успешной проверке сервер разрешает доступ к защищенным ресурсам, иначе возвращает ошибку аутентификации. При истечении срока действия токена, пользователю необходимо пройти повторную аутентификацию. Для этого он отправляет запрос на сервер с истекшим токеном, и при его валидности сервер создает новый токен и отправляет его пользователю. Пользователь может выйти из системы, удалив JWT токен из локального хранилища браузера.
Рис. 2. Алгоритм авторизации/регистрации
Таким образом, разработанный программный модуль, позволяет повысить эффективность онлайн-торговли в розничном сегменте. При разработке основные акценты были сделаны на значимости SEO-оптимизации для привлечения трафика и клиентов, а также на выборе подходящих языков программирования и технологий, способствующих созданию высокопроизводительных и масштабируемых интернет-магазинов.
Литература:
1. Симонова В. Р., Сазонов С. Ю. Понятия и применения seo-оптимизации //Информационные системы и технологии. — 2018. — С. 110–111.
2. Kok L. T. Hands-on Nuxt. js Web Development: Build universal and static-generated Vue. js applications using Nuxt. js. — Packt Publishing Ltd, 2020.
3. Jones M., Bradley J., Sakimura N. Json web token (jwt). — 2015. — №. rfc7519.