Исследованы основные проблемы удовлетворенности трудом для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Раскрыты научные подходы к понятию психологическая безопасность образовательной среды и удовлетворенность трудом. Даны рекомендации, к обеспечению психологической безопасности образовательной среды исходя из компонентов удовлетворенности трудом и самой психологической безопасности образовательной среды.
Ключевые слова: удовлетворенность трудом, психологическая безопасность, образовательная среда, педагоги.
Психологическая безопасность это одна из составляющих безопасности образовательной среды и как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами [7].
Для измерения и анализа индивидуального отношения к психологической безопасности используются различные шкалы. Эти шкалы включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты. Когнитивный аспект охватывает мысли, убеждения и представления об индивидуальной психологической безопасности в образовательной среде. Эмоциональный аспект касается чувств и эмоций, связанных с этим отношением, таких как уверенность, страх или радость. Поведенческий аспект относится к конкретным действиям и реакциям, проявляемым лицом в контексте психологической безопасности.
Фактор, который оценивает отношение людей к системе образования, является показателем ее значимости для всех участников образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей).
Образовательная среда, это открытая система, которая включает в себя общественную среду, социальное окружение и особые качества, некоторые из них могут представлять угрозу для безопасности образовательной системы, например, психологическая безопасность [2].
Психологи играют ключевую роль в поддержании эмоционального благополучия учащихся, предупреждении и разрешении конфликтов, а также помогают в решении проблем, связанных с адаптацией к учебному процессу. Их работа способствует созданию дружелюбной и уважительной атмосферы, в которой каждый ученик может чувствовать себя комфортно и безопасно. Важно поддерживать и развивать работу психологической службы, так как она имеет огромное значение для общего успеха обучающихся и образовательной организации в целом. Подтверждено Концепцией развития психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования Российской Федерации на период до 2025 года, в которой одной из задач службы является «участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды» [11].
Вот некоторые ключевые компоненты, которые можно выделить для достижения психологической безопасности и комфортной атмосферы:
- Взаимное уважение и доверие: Открытая и поддерживающая атмосфера взаимного уважения и доверия создает основу для психологической безопасности. Каждый должен чувствовать, что его мнение и идеи ценят, и что он может высказаться без страха негативных последствий.
- Четкая коммуникация: Важно развивать навыки эффективной коммуникации, чтобы избегать недоразумений и конфликтов. Ясное и понятное выражение мыслей и чувств помогает создать комфортную среду, где каждый может быть понят и услышан.
- Управление конфликтами: Конфликты неизбежны, но важно развивать навыки по их управлению. Это включает в себя умение слушать и понимать точки зрения других людей, проявлять толерантность, искать компромиссы и находить решения, которые будут удовлетворять всех участников.
- Поддержка и сплоченность: Наличие поддержки и сплоченность в коллективе играют важную роль в создании психологической безопасной и комфортной среды. Коллектив должен быть готов поддерживать других, выслушивать их проблемы и помогать решать их, что способствует развитию доверия и взаимной поддержки.
- Разнообразие и инклюзивность: Разнообразие в коллективе и создание инклюзивной среды позволяет каждому участнику чувствовать себя важным и уважаемым. Стремление к включению разных взглядов и опыта помогает сделать среду более креативной и продуктивной. [3;5].
Вышеуказанные компоненты помогут создать психологически безопасную и комфортную среду, где каждый участник будет чувствовать себя ценным и защищенным. Такая среда способствует повышению эффективности работы, развитию талантов и достижению общих целей
Проблема в том, что психологи системы образования в основном занимаются диагностикой, консультированием и коррекционной работой с учащимися, в то время как педагоги остаются в стороне. Важно, чтобы педагоги также получали необходимую поддержку и обучение в сфере психологии, чтобы эффективно работать со своими учениками. Уравновешенное взаимодействие и сотрудничество между психологами и педагогами поможет в создании здоровой и благоприятной образовательной среды для развития всех участников образовательного процесса [4].
Для этого была разработана модель психологически безопасной образовательной среды для педагога рис 1.
Рис. 1.Модель психологически безопасной образовательной среды для педагога
Данная модель представляет 7 компонентов, которые поддерживают психологически здоровую личность педагога.
Психологическая безопасность в образовательной среде играет ключевую роль в развитии личности как учащихся, так и педагогов. Она определяется комфортностью окружения и способствует позитивному отношению участников к школьной среде. Образовательная среда считается психологически безопасной, когда большинство людей в ней чувствуют себя удовлетворенными, защищенными и радушно встречаемыми [1].
Психологическая безопасность образовательной среды не может быть рассмотрена во всём объеме, если не уделить внимание такому важному феномену, как удовлетворенность трудом.
Удовлетворенность трудом это сложный процесс, который является одним из показателей психологической безопасности и влияет на эффективность трудовой деятельности любого сотрудника образовательной организации.
Повышение этого значения благоприятно скажется на существенном снижении текучести кадров, и повышению психологической безопасности.
Согласно мнению авторов Н. Л. Волошинова, В. А. Прокофьевой, Н. В. Журина, К. М. Гуревич, удовлетворенность профессиональной деятельностью положительно влияет на эффективность ее осуществления, которую они называют результативностью [8].
Оценка удовлетворенности трудом педагогических работников на современном этапе развития разработки стратегий представляется очень актуальной задачей. Эта оценка является значимым идентификатором для успешного социально-экономического развития страны.
Необходимо рассматривать психологическую безопасность в профессиональной сфере, изучая ее расширенно не только межличностные отношения, но и деловые, исследовав потребности, удовлетворение которых обеспечиваются выполнение обязанностей.
Взаимосвязь психологической безопасности среды может рассматриваться через структурный анализ удовлетворенности трудом.
Определенные параметры удовлетворенности трудом позволяют оценить не только психологическую безопасность среды, но и реакцию человека на различные параметры ситуации в профессиональной деятельности.
Создание психологически безопасной и комфортной среды является важной задачей, которая требует внимательного и комплексного подхода.
Основная цель — создание такой образовательной среды, в которая будет удовлетворять основные потребности педагога.
Выделим следующие психологические компоненты удовлетворенностью трудом:
- Социально-психологический климат.
- Стиль руководства.
- Ощущение ответственности за результаты.
- Важность профессии.
- Участие в принятии решений [6].
Рекомендации, к обеспечению психологической безопасности образовательной среды исходя из компонентов удовлетворенности трудом и самой психологической безопасности образовательной среды:
– благоприятное (позитивное) отношение в коллективе;
– удовлетворенность определенными составляющими образовательной среды (благоприятный психологический климат, материально-техническая база, возможность профессиональной самореализации).
– показатель надежности психологической безопасности (уровень защищенности от психологического насилия) [9;10].
Таким образом к негативным последствиям приводит снижение удовлетворенности трудом, тем самым отрицательно влияя на психологическую безопасность, а именно:
– Ухудшается качество работы;
– Снижается удовлетворенность в работе;
– Повышенный уровень стресса и профессиональное выгорание;
– Повышение текучести кадров;
– Увеличение числа конфликтов.
От удовлетворенности трудом, зависит психологическая безопасность образовательной среды, когда человек чувствует себя благоприятно, испытывает удовлетворение от работы — он эмоционально устойчив, меньше подвержен стрессу, открыто взаимодействует в коллективе и стремится к самореализации.
Важно помнить, что психологическая безопасность помогает не только преодолевать трудности, но и способствует личностному росту и развитию педагогов.
Литература:
- Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить / И. А. Баева // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей, Москва, 17–18 марта 2020 года. — Москва: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2020. — С. 280–284. — DOI 10.24411/9999–044A-2020–00064. — EDN QEAGUW.
- Березина Т. Н., Деулин Д. В., Сечко А. В., Розенова М. И. Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 193–210. DOI: 10.17759/psylaw.2023130314.
- Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности / С. А. Водяха // Дискуссия, 2012. — № 2. — C. 132–138.
- Гучкова Т. Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов сельской школы / Т. Н. Гучкова, Е. С. Крючкова // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции, Псков, 11–13 апреля 2019 года / Под редакцией Д. Я. Грибановой. — Псков: Псковский государственный университет, 2019. — С. 72–76. — EDN KLNRBX.
- Гуцыкова С. В. К вопросу о предикторах психологической безопасности: климат и культура безопасности / С. В. Гуцыкова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2016. — № 4. — С. 53–62. — EDN WYYNGP.
- Казаков Д. О. Социально-психологические условия удовлетворенности трудом педагогического коллектива / Казаков Д. О. // XXII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования. Наставничество в педагогической и научной деятельности: исследования и практики. — Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. — С. 116–121.
- Литвинова А. В., Котенева А. В., Кокурин А. В., Иванов В. С. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 8–16. DOI: 10.17759/jmfp.2021100101.
- Москалюк В. Ю. Профессиональная мотивация и удовлетворенность трудом как факторы психологической безопасности личности / В. Ю. Москалюк // Психологическая безопасность личности: международная коллективная монография / под общ. ред. И. В. Волженцевой. — Переяслав (Киев. обл.), 2020. — С. 408–425.
- Сечко А. В. Социально-психологическая технология профилактики и преодоления профессионального выгорания у педагогов общеобразовательных организаций: монография / кол. авторов; под общ. ред. А. В. Сечко. Москва: РУСАЙНС, 2023. 268 с.
- Сечко А. В. Психологическая модель профессионального выгорания педагогического состава / А. В. Сечко // Психология обучения. — 2017. — № 6. — С. 86–96. — EDN YQFWGB.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 30 мая 2022 г. № ДГ-1349/07. О направлении Концепции и плана (вместе с Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404785745/ (дата обращения: 31.03.2024).