Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 11.04.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Коляденкова, А. П. Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий / А. П. Коляденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 273-273. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112859/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

Ключевые слова: технология «квест», воспитание, учащиеся, самостоятельность.

The article discusses the use of quest game technology as a way to increase the effectiveness of educational activities. The meaning of the concept “quest” and the history of its origin are determined.

Keywords: Quest technology, education, students, independence.

Воспитание — это целенаправленный процесс формирования круга духовных, моральных и эмоциональных ценностей личности учащегося. Образование отражает интересы человека, общества и страны. У всех учителей есть одна задача — учить, развивать, обучать. Правильная направленность работы учителя в сочетании с индивидуальными особенностями ребенка способствует достижению важной образовательной цели — развитию полноценной, морально зрелой, творческой личности ученика.

Сегодня цели воспитания заставляют выбирать методы и формы организации обучения, способствующие активным познавательным процессам. Это позволяет учащимся находить нужную информацию, использовать различные источники в образовательной деятельности, запоминать, думать, судить, принимать решения и быть организованными в учебе. Сегодня дети с самого рождения окружены богатой информационной средой. Компьютеры, игровые приставки и электронные игрушки занимают все более важное место в жизни учащихся. Удивить современных детей чем-то становится все труднее.

Конечно, это накладывает определенный отпечаток на развитие личности и формирование психики ребенка. Учитывая растущую конкуренцию с технологиями, педагоги вынуждены идти в ногу со временем и использовать ее для внедрения в свою деятельность современных средств обучения и воспитания, новых методов и приемов обучения, специфических форм учебно-воспитательной деятельности.

Для реализации принципов воспитательной работы учителя должны использовать современные методы организации образовательного процесса на основе совместной деятельности учителей и учащихся. Они могут стимулировать постоянный интерес детей к учебе, снижать стресс и оказывать эмоциональное воздействие на детей, способствуя получению глубоких знаний. Задача учителя на этапе планирования и проектирования образовательной работы состоит в том, чтобы выбрать только те методы обучения, которые могут принести наибольшую пользу на определенном этапе учебного процесса.

Одной из новых форм образовательной практики можно считать квест-технологии.

Квест — это приключение, в котором нужно преодолевать препятствия, чтобы достичь желаемого результата. Его важность заключается в том, что он направлен на развитие личности, самостоятельности, инициативности и исследовательской деятельности ребенка. История, используемая в квесте, может быть связана с мультфильмом, книгой или игрой. В нем дети могут столкнуться с разными проблемами. Самое главное — преодолевать препятствия и достигать целей.

Квест-технологии широко начали использоваться в образовательной деятельности с 1995 года. Берни Додж, который в то время был профессором университета в Сан-Диего, предложил использовать в образовательном процессе специальную квест-технологию. Система использовалась для решения проблем с помощью промежуточных этапов поставленной задачи, где каждый шаг был необходим для выполнения определенного действия или поиска «ключа», который важен для перехода на следующий уровень процесса обучения.

«В современной школе квест-технологию можно использовать в разных вариантах: квест-игра в виде презентации, текстовый формат, интерактивный квест, веб-квест, где используются только интернет–ресурсы, ролевой (подвижный) квест, квест-игра» [1, С. 36].

Квест имеет четкую структуру. Так, один из видов ее структуры представлен в работе О. Д. Мерцаловой, Н. А. Гладковой и В. Н. Хаустовой [2, С. 36]. Рассмотрим ее подробнее.

Первоначально ставится цель квест-игры. Участники с самого начала знают цель квестовой игры, которая определяет ее содержание, функции и правила. Независимо от того, какой элемент соперничества присутствует в игре, основная цель является общей для всех команд и связана с развитием и улучшением внутренней мотивации.

Далее приводятся этапы игры. Во время игры ребенок постоянно двигается и решает различные задачи (логические, исследовательские, творческие и т. д.). Прохождение каждого уровня в квест-игре позволяет командам игроков переходить на следующий уровень, продвигается ближе к конечной цели игры.

Во время игры поддерживается командная работа. Дети участвуют в разных игровых командах или находятся все в одной команде. На каждом уровне дети работают вместе, а не разрозненно, что помогает улучшить их навыки взаимного общения в группе.

С помощью квест-технологий каждый ребенок получает новые знания и навыки, учится работать в команде, осваивает различные технологии и методы решения возложенных на него задач, а также учится выступать на публике. Все вышеперечисленное — положительные результаты приверженности всестороннему личностному развитию.

Благодаря современным педагогическим технологиям в системе образования становится возможным выбор наиболее эффективных методов и приемов организации деятельности детей, создание наиболее благоприятных условий для общения, активности и саморазвития.

Использование образовательных технологий при организации учебной деятельности детей способствует личностному развитию учащихся, такому как активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.

Поэтому при внедрении в учебный процесс современных (инновационных) образовательных технологий педагоги используют методы и приемы обучения, применяемые в данной технологии, структурируют и проводят комплексные учебные занятия с использованием новых технологий. Нужно учить детей навыкам анализа, новым приемам в учебной деятельности и проводить оценку их образовательных результатов.

Литература:

  1. Мерцалова О. Д., Гладкова Н. А., Хаустова В. Н. Квест-игра как современная игровая технология обучения школьников // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт педагогика. — 2021. — С. 35–38.
  2. Рогачев А. М., Дурягин А. М., Мазурская О. Р. Использование игровых технологий в образовательном процессе // Magister. — 2022. — №. 1. — С. 34–38.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, ребенок, время игры, образовательный процесс, прием обучения, развитие личности, учебный процесс.


Ключевые слова

самостоятельность, воспитание, учащиеся, технология «квест»

Похожие статьи

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Геймификация как тренд в системе образования

Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Квест как один из инструментов музейной педагогики

В данной статье рассматривается проблема внедрения квест-технологии в музейно-педагогическую деятельность. Автор статьи попытался обобщить и дать свои характеристики квест-играм.

Игра как новая образовательная методика изучения экономических дисциплин

В статье рассмотрена методика разработки игры с целью развития у обучающихся гибких навыков и успешного усвоения пройденного материала.

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста

В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра как инструмент социальной работы

В настоящей статье предлагается теоретические рамки и обоснование метода социальной работы с детьми, основанного на театрализованной игре.

Похожие статьи

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Геймификация как тренд в системе образования

Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Квест как один из инструментов музейной педагогики

В данной статье рассматривается проблема внедрения квест-технологии в музейно-педагогическую деятельность. Автор статьи попытался обобщить и дать свои характеристики квест-играм.

Игра как новая образовательная методика изучения экономических дисциплин

В статье рассмотрена методика разработки игры с целью развития у обучающихся гибких навыков и успешного усвоения пройденного материала.

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста

В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра как инструмент социальной работы

В настоящей статье предлагается теоретические рамки и обоснование метода социальной работы с детьми, основанного на театрализованной игре.

Задать вопрос