«Как мы ждали дождя»
Я воспитатель в детском саду уже много лет. Каждый день для ребенка хочется превратить в интересное путешествие в наш загадочный мир. Хочется ребенка привлечь. заинтересовать к получению знаний и самый лучший способ –это исследования. Однажды на прогулке на дорожку выполз большой червяк и кто –то сказал; «Завтра будет дождь-так бабушка говорит». И тут мы начали рассматривать червяка искали у него глазки и ушки и наконец то решили проверить, а правда ли червяки выползают на дождь, откуда они знают, что пойдет дождь ведь, у них нет ушек и глазок? Мы решили проверить и стали ждать дождь, который пошел ночью. Сколько радости было на следующий день, дети с удовольствием беседовали об умном червячке, который предсказал нам, что скоро пойдет дождь. Я сказала, что народные приметы часто сбываются, и мы с детьми решили проверить, как часто сбываются народные приметы о погоде. Дети стали с интересом наблюдать за живой и неживой природой, расспрашивать о народных приметах, даже немножко придумывать свои приметы (так им очень хотелось). Наблюдения за природой стало интересным и увлекательным занятием у нас в группе.
Цели:
– Наблюдения –это познавательная, доступная, интересная для ребенка деятельность. -Знакомство с приметами позволяет детям открыть неизвестное новое в хорошо знакомом.
– Прогнозирование погоды приобщает детей к сокровищнице народной культуры, народному опыту, а это воспитывает уважение к народным традициям, обеспечивает связь поколений.-Знания народных примет, результаты собственных наблюдений по их проверке выступают как средство развития не только интеллектуального, но и творческого потенциала ребенка. (Рифмовка, рисование примет, схематичное изображение, придумывание знаков обозначения погоды)
– Наблюдения дает возможность малышу радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы
– Знакомство с живыми «барометрами» способствуют формированию бережного отношения к объектам природы
– Дети учатся понимать язык природы (о чем «предупреждает ласточка, лягушка»)
– Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природой.
Свои исследования мы начинали со знакомства примет которые предсказывали дождь. Наблюдения проводили в разное время суток в детском саду, а также дети наблюдали за разными объектами и дома с родителями и по дороге в детский сад, затем бурно обсуждали увиденное в детском саду. Объектами наших наблюдений стали солнце. тучи, ветер, роса, пузыри в лужах во время дождя и конечно же поведение растений, животных, птиц, насекомых. Мы отобрали объекты для наблюдений более распространенные в нашей местности «живые барометры» (одуванчик, ноготки, бальзамин, Муравьи стрекозы, пауки, кузнечики, дождевые черви, лягушки, ласточки, голуби, куры, кошки)
Дети знакомились не только с особенностями реакций животных и растений, но и с научным объяснением механизмов предчувствия. Например, недостаток кислорода в воде при низком атмосферном давлении ощущают рыбы, что вынуждает их перед дождем держаться близко к поверхности воды [2].
Прочитав статью Левиной Р., Я решила в своей работе перенять ее опыт по творческому процессу, он заключался в рифмовке. Приметы легче запоминаются в стихотворной форме. Я так же стала пользоваться таблицами-опорами
Таблица 1
Кто? Что? |
Что делает? |
Какая будет погода? |
Клевер |
Наклоняется |
Дождик ожидаетя |
Таблица 2
Кто?Что? |
Что делает? |
Если погода ….. |
Лягушка |
Сидит в воде |
ясная |
Таблица 3
Кто?Что? |
Что делает? |
Изменения погоды |
Одуванчик |
Шар сжимает |
Дождик капать начинает |
Таблица 4
Кто? Что? |
Что делает? |
Изменение в поведении людей |
Клевер |
листики прижал |
Папа зонт с собою взял |
Дети не умеют писать, читать и поэтому мы взяли карандаши и нарисовали схематично примету. Рифма и рисунок очень хорошо сказывается на память детей, развитие мелкой моторики, художественно-эстетическое развитие.
Вот так перевели результаты собственных наблюдений и известные народные приметы на современный доступный детям язык.
Ласточки летают высоко — значит, дождик далеко.
Ласточки летают низко — значит, дождик близко, близко.
Собака по земле катается — значит, дождик ожидается.
Воробьи решили искупаться — знать, дождя нам надо опасаться.
Лягушки скачут по земле — значит, быть большой воде.
Приметы, предсказывающие дождь и ненастье. Даже метеорологи не отрицают значения народных примет в прогнозе погоды для того или иного региона. Какие народные приметы предсказывают дождь?
– Затяжное ненастье предсказывают продолжительные раскаты грома, а на неустойчивую погоду с дождями и грозами указывают дождевые черви, которые ползают на поверхности земли.
– Перед дождем и грозой в природе происходят и такие изменения: Солнце заходит за облака или находится в облаках.
– Утром нет росы на траве.
– Шумят вороны и галки.
– Вода в реке пенится.
– Дым расстилается по земле или направляется из трубы книзу.
– Небольшие облака нарастают.
– Одуванчики, водяные лилии, вьюны закрывают соцветия
– Муравьи быстро бегают по муравейнику и закрывают все входы.
– Воробьи «купаются» в пыли. Звон колокола раздается глухо.
– Скот сбивается в группу, мало пьет, спит днем.
Верные предсказания дождливой погоды помогают правильно спланировать день, надеть плащ, взять зонт. Для земледельцев такие прогнозы важны при проведении посевов и сбора урожая.
Детям также давались домашние задания, например, наблюдения за кошкой.
А может ли кошка предсказывать погоду?
Многие верят, что кошки могут предсказывать погоду. В старину английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды.
В наше время не без оснований считается, что если кошка сворачивается клубком и спит, уткнувшись мордочкой в живот — это к морозу или непогоде.
– Спит брюхом к верху — к теплу или жаре.
– Лижет хвост — к непогожему ветру,
– Лижет лапу и моется — к хорошей погоде.
Об одной из примет рассказывает в своем стихотворении А. А. Фет:
Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать вчера не даром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-
Видно, есть мороз.
(Конспект занятия в подготовительной группе по заучиванию стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка»)
В нашей группе мы сделали дневники наблюдений для каждого наблюдаемого объект, сделали зарисовки по таблице, что намного улучшало качество запоминаний примет в рифмовках, так как у детей преобладает наглядно- образное мышление. У детей появился интерес не только к народным приметам, но и к научным обоснованиям, что воспитывает любовь к книгам, формируется устойчивый интерес к знаниям, открытиям, исследовательской деятельности.
Уважаемые коллеги делитесь своим опытом в воспитании детей, давайте учиться друг у друга и тогда открытий в этом мире будет еще больше, а воспитание в детском саду увлекательным и интересным.
Литература:
1. Конспект занятия в подготовительной группе по заучиванию стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка» https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-po-zauchivaniyu-stihotvorenija-a-feta-mama-gljan-ka-iz-okoshka.html
- Журнал «Обруч № 4–2000 г. Р. Левина» стр. 27 «О чем предупреждает» Лягушка?