Долгосрочный исследовательский проект «Погода и народные приметы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 12.04.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Песоцкая, Т. В. Долгосрочный исследовательский проект «Погода и народные приметы» / Т. В. Песоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112863/ (дата обращения: 07.11.2024).



«Как мы ждали дождя»

Я воспитатель в детском саду уже много лет. Каждый день для ребенка хочется превратить в интересное путешествие в наш загадочный мир. Хочется ребенка привлечь. заинтересовать к получению знаний и самый лучший способ –это исследования. Однажды на прогулке на дорожку выполз большой червяк и кто –то сказал; «Завтра будет дождь-так бабушка говорит». И тут мы начали рассматривать червяка искали у него глазки и ушки и наконец то решили проверить, а правда ли червяки выползают на дождь, откуда они знают, что пойдет дождь ведь, у них нет ушек и глазок? Мы решили проверить и стали ждать дождь, который пошел ночью. Сколько радости было на следующий день, дети с удовольствием беседовали об умном червячке, который предсказал нам, что скоро пойдет дождь. Я сказала, что народные приметы часто сбываются, и мы с детьми решили проверить, как часто сбываются народные приметы о погоде. Дети стали с интересом наблюдать за живой и неживой природой, расспрашивать о народных приметах, даже немножко придумывать свои приметы (так им очень хотелось). Наблюдения за природой стало интересным и увлекательным занятием у нас в группе.

Цели:

– Наблюдения –это познавательная, доступная, интересная для ребенка деятельность. -Знакомство с приметами позволяет детям открыть неизвестное новое в хорошо знакомом.

– Прогнозирование погоды приобщает детей к сокровищнице народной культуры, народному опыту, а это воспитывает уважение к народным традициям, обеспечивает связь поколений.-Знания народных примет, результаты собственных наблюдений по их проверке выступают как средство развития не только интеллектуального, но и творческого потенциала ребенка. (Рифмовка, рисование примет, схематичное изображение, придумывание знаков обозначения погоды)

– Наблюдения дает возможность малышу радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы

– Знакомство с живыми «барометрами» способствуют формированию бережного отношения к объектам природы

– Дети учатся понимать язык природы (о чем «предупреждает ласточка, лягушка»)

– Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природой.

Свои исследования мы начинали со знакомства примет которые предсказывали дождь. Наблюдения проводили в разное время суток в детском саду, а также дети наблюдали за разными объектами и дома с родителями и по дороге в детский сад, затем бурно обсуждали увиденное в детском саду. Объектами наших наблюдений стали солнце. тучи, ветер, роса, пузыри в лужах во время дождя и конечно же поведение растений, животных, птиц, насекомых. Мы отобрали объекты для наблюдений более распространенные в нашей местности «живые барометры» (одуванчик, ноготки, бальзамин, Муравьи стрекозы, пауки, кузнечики, дождевые черви, лягушки, ласточки, голуби, куры, кошки)

Дети знакомились не только с особенностями реакций животных и растений, но и с научным объяснением механизмов предчувствия. Например, недостаток кислорода в воде при низком атмосферном давлении ощущают рыбы, что вынуждает их перед дождем держаться близко к поверхности воды [2].

Прочитав статью Левиной Р., Я решила в своей работе перенять ее опыт по творческому процессу, он заключался в рифмовке. Приметы легче запоминаются в стихотворной форме. Я так же стала пользоваться таблицами-опорами

Таблица 1

Кто? Что?

Что делает?

Какая будет погода?

Клевер

Наклоняется

Дождик ожидаетя

Таблица 2

Кто?Что?

Что делает?

Если погода …..

Лягушка

Сидит в воде

ясная

Таблица 3

Кто?Что?

Что делает?

Изменения погоды

Одуванчик

Шар сжимает

Дождик капать начинает

Таблица 4

Кто? Что?

Что делает?

Изменение в поведении людей

Клевер

листики прижал

Папа зонт с собою взял

Дети не умеют писать, читать и поэтому мы взяли карандаши и нарисовали схематично примету. Рифма и рисунок очень хорошо сказывается на память детей, развитие мелкой моторики, художественно-эстетическое развитие.

Вот так перевели результаты собственных наблюдений и известные народные приметы на современный доступный детям язык.

Ласточки летают высоко — значит, дождик далеко.

Ласточки летают низко — значит, дождик близко, близко.

Собака по земле катается — значит, дождик ожидается.

Воробьи решили искупаться — знать, дождя нам надо опасаться.

Лягушки скачут по земле — значит, быть большой воде.

Приметы, предсказывающие дождь и ненастье. Даже метеорологи не отрицают значения народных примет в прогнозе погоды для того или иного региона. Какие народные приметы предсказывают дождь?

– Затяжное ненастье предсказывают продолжительные раскаты грома, а на неустойчивую погоду с дождями и грозами указывают дождевые черви, которые ползают на поверхности земли.

– Перед дождем и грозой в природе происходят и такие изменения: Солнце заходит за облака или находится в облаках.

– Утром нет росы на траве.

– Шумят вороны и галки.

– Вода в реке пенится.

– Дым расстилается по земле или направляется из трубы книзу.

– Небольшие облака нарастают.

– Одуванчики, водяные лилии, вьюны закрывают соцветия

– Муравьи быстро бегают по муравейнику и закрывают все входы.

– Воробьи «купаются» в пыли. Звон колокола раздается глухо.

– Скот сбивается в группу, мало пьет, спит днем.

Верные предсказания дождливой погоды помогают правильно спланировать день, надеть плащ, взять зонт. Для земледельцев такие прогнозы важны при проведении посевов и сбора урожая.

Детям также давались домашние задания, например, наблюдения за кошкой.

А может ли кошка предсказывать погоду?

Многие верят, что кошки могут предсказывать погоду. В старину английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды.

В наше время не без оснований считается, что если кошка сворачивается клубком и спит, уткнувшись мордочкой в живот — это к морозу или непогоде.

– Спит брюхом к верху — к теплу или жаре.

– Лижет хвост — к непогожему ветру,

– Лижет лапу и моется — к хорошей погоде.

Об одной из примет рассказывает в своем стихотворении А. А. Фет:

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать вчера не даром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело-

Видно, есть мороз.

(Конспект занятия в подготовительной группе по заучиванию стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка»)

В нашей группе мы сделали дневники наблюдений для каждого наблюдаемого объект, сделали зарисовки по таблице, что намного улучшало качество запоминаний примет в рифмовках, так как у детей преобладает наглядно- образное мышление. У детей появился интерес не только к народным приметам, но и к научным обоснованиям, что воспитывает любовь к книгам, формируется устойчивый интерес к знаниям, открытиям, исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги делитесь своим опытом в воспитании детей, давайте учиться друг у друга и тогда открытий в этом мире будет еще больше, а воспитание в детском саду увлекательным и интересным.

Литература:

1. Конспект занятия в подготовительной группе по заучиванию стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка» https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-po-zauchivaniyu-stihotvorenija-a-feta-mama-gljan-ka-iz-okoshka.html

  1. Журнал «Обруч № 4–2000 г. Р. Левина» стр. 27 «О чем предупреждает» Лягушка?
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, примета, ребенок, дождь, наблюдение, дождик, кошка, неживая природа, погода, Прогнозирование погоды.


Похожие статьи

Исследовательский проект «Наша теплица»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну фруктов»

Детский проект «Исследовательский центр мостостроения»

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

Экспериментальный проект «Электронные и компьютерные игры в жизни ученика начальных классов»

Творческий проект «Транспорт будущего»

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Интегрированный урок на тему «Треугольник и его виды»

Разработка тематическая информационная сеть «Гид путешественника»

Похожие статьи

Исследовательский проект «Наша теплица»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну фруктов»

Детский проект «Исследовательский центр мостостроения»

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

Экспериментальный проект «Электронные и компьютерные игры в жизни ученика начальных классов»

Творческий проект «Транспорт будущего»

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Интегрированный урок на тему «Треугольник и его виды»

Разработка тематическая информационная сеть «Гид путешественника»

Задать вопрос