В статье рассматривается понятие «пространственные представления». Рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Приведены примеры цифровых сервисов для диагностики и коррекции пространственных представлений у данной категории детей.
Ключевые слова: пространственные представления, младшие школьники, умственная отсталость.
Неотъемлемой составляющей психического развития ребенка являются пространственные представления. Они служат предпосылкой для развития математических представлений, навыков рисования, чтения и письма. По исследованиям Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой недоразвитие отдельных компонентов пространственных представлений к младшему школьному возрасту может стать причиной стойких проблем с обучением. Данная зависимость наблюдает не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе мы опирались на определение Б. Г. Ананьева: «Пространственные представления — это образ предмета или явления, имеющий пространственные свойства и состоящий в пространственных отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении» [1, с.28].
У детей с интеллектуальными нарушениями формирование пространственных представлений происходит своеобразно и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся сверстников, что связано с нарушением взаимодействия различных анализаторов и особенностями зрительного восприятия [6, с.55].
В начале обучения в специальной (коррекционной) школе у детей с умственной отсталостью выявляется недоразвитие пространственных представлений, затрудняющее выполнение даже самых простых задач — ориентировку на плоскости парты, тетрадного листа.
Недоразвитие пространственных представлений у ребенка с умственной отсталостью становится отчетливо видно на уроках рисования. В рисунках обучающихся часто искажены расстояния между элементами рисунка, сами изображенные предметы сильно смещены в какую-либо часть листа (право, лево, верх, низ) [2, с.883].
Исследователями отмечается взаимосвязь между уровнем речевого развития и развитием пространственных представлений у ребенка с умственной отсталостью. Для младших школьников с умственной отсталостью большую трудность представляет выполнение заданий по пространственной ориентировке по словесной инструкции. Дети не могут дать вербальный отчет о проделанной работе. Обучающимся с умственной отсталостью требуется большое количество времени для усвоения слов, обозначающих пространственные качества и признаки объектов. Дети затрудняются определять пространственные отношения предметов и обозначают их такими словами, как «там», «здесь» [5, с.84].
При письме у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается неумение ориентироваться в тетрадном листе, зеркальное написание цифр и букв. Схожие ошибки наблюдаются и при чтении.
На основании вышеизложенного можно сказать, что пространственные представления младших школьников с умственной отсталостью имеют следующие особенности:
— Сложность и замедленность усвоения понятий, обозначающих пространственные отношения предметов;
— Отсутствие закрепления за словом, обозначающим пространственные свойства и качества предметов, определенного образа;
— Нарушение пространственной ориентировки.
Определение уровня развития пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью невозможно без знания структуры данного феномена. Данным вопросом занимались такие ученые, как А. В. Семенович, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. По их мнению, в структуру пространственных представлений входят пространственные представления о собственном теле, пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, вербализация пространственных представлений и лингвистические представления [4, с.28]. Данные структурные компоненты могут рассматриваться в качестве критериев диагностических методик, направленных на изучение уровня развития пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью. Приведем несколько примеров диагностических методик: «Ориентировка в схеме тела» (О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова), «Разрезные картинки» (С. Д. Забрамная), «Словесная ориентировка» (Л. И. Плаксина), «Инвертированные и пассивные речевые конструкции» (М. М. Семаго, Н. Я. Семаго).
Осуществление диагностики и коррекционной работы дефектологом претерпело изменения в связи с современной тенденцией цифровизации образования — в своей работе специалисты стали использовать различные цифровые инструменты и веб-сервисы. Так, для диагностики пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью дефектолог может воспользоваться сервисами для создания тестов, например: Google формы, Online Test Pad, Socrative, Mentimeter. Данные сервисы позволяют вставлять графические, аудио-, видеофайлы, вести протокол тестирования по каждому ученику или классу, собирать и отображать статистику. Для проведения коррекционно-развивающих занятий дефектологу могут пригодиться конструкторы для создания интерактивных заданий, например: Quizizz, Flippity, Joyteka, LearningApps. Данные сервисы позволяют создать интерактивные задания разного вида (викторины, пазлы, квесты и пр.), настроить разные уровни сложности заданий, дополнить задания звуковым, графическим файлом [3, с. 13]. Рассмотренные цифровые инструменты упрощают работу специалистов, автоматизируя процесс сбора и статистической обработки информации, а также делают материалы дефектологов более наглядными и красочными, что оказывает положительное влияние на внимание детей с умственной отсталостью.
Таким образом, мы рассмотрели понятие «пространственные представления» и выделили особенности развития данного феномена у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Замедленность развития и своеобразие пространственных представлений, а также их влияние на познавательное развитие детей с умственной отсталостью обуславливают необходимость дальнейшего изучения пространственных представлений и организации коррекционно-развивающей работы по данному направлению.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
- Ибрагимова А. Р., Мироненко В. С. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых детей // Аллея науки. 2019. Т. 3, № 12 (39). С. 881–884.
- Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. М.: Про-Пресс, 2020. 33 с.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
- Сухонина Н. С., Эннанова М. М. Особенности развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Academy. 2018. № 6. С. 82–85.
- Щекодина Е. В., Бекирова М. И. Формирование пространственных представлений у обучающихся младших школьников с умственной отсталостью // Проблемы педагогики. 2023. № 1(62). С. 54–57.