Сопровождение детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития осуществляется в следующих направлениях:
1) диагностическое: в рамках данного направления изучаются особенности психофизиологического состояния ребенка, его образовательные потребности. Данная деятельность организуется соответствующими специалистами (дефектологом) не менее двух раз в год;
2) мониторинг успешности решения детьми соответствующих учебных задач, успешность в учебе;
3) коррекционно-развивающее: в русле данного направления по результатам диагностики и мониторинга учитель-дефектолог разрабатывает и проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые способствуют преодолению нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР, выравнивают их обучение, устраняют пробелы в освоении учебных программ;
4) консультативное, которое включает в себя консультирование родителей и педагогов. Консультирование родителей проводится учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом по результатам выявленных особенностей нарушений психических функций, познавательного развития в целом, эмоционально-личностной сферы в ходе самостоятельно организованной учителем-дефектологом и другими специалистами диагностики или по результатам ППК [1, 3–17];
Консультирование педагогов затрагивает такие темы, как индивидуальные, возрастные особенности детей подготовительной к школе группы с данным типом нарушений, методы и приемы осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его образовательными потребностями, методы активизации познавательной активности в решении определенных образовательных задач, имеющими отставание в какой-либо образовательной сфере и так далее [2].
В соответствии с этим, дефектолог организует консультации для педагогов, родителей и непосредственно самих детей с ЗПР.
5) просветительско-профилактическое, которое обеспечивает распространение дефектологических знаний, профилактику отклонений в поведении и дезадаптации учащихся с ЗПР.
Таким образом, основным видом работ, которые осуществляет учитель-дефектолог при организации дефектологического сопровождения является коррекция нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития, проведение коррекционно-развивающих занятий. Содержание и количество занятий для каждого ребенка определяется в соответствии с проведенной диагностикой, рекомендациями ПМПК и учитывает требования ФГОС НОО ОВЗ [3, 5–18].
Так как коррекционно-развивающая деятельность является основной в дефектологическом сопровождении, реализуемом различными специалистами, рассмотрим ее подробнее. Данная работа осуществляется в соответствии с принципами оказания помощи при устранении нарушений, обусловленных задержкой психического развития [4,5]:
1) принцип единства коррекционно-развивающего воздействия, заключающийся во взаимодействии специалистов различного профиля при оказании помощи ребенку с ЗПР, которое обеспечивает преемственность и взаимодополняемость усилий, прилагаемых для устранения психофизического дефекта педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом, педагогом-психологом, врачами. Также рассматривается взаимодействие с родителями (комплексное воздействие);
2) принцип последовательности коррекционного воздействия, которое в данном случае рассматривается как совокупность элементов и звеньев, взаимосвязанных друг с другом, призванных на определенном этапе коррекции восстанавливать специфичные психологические качества ребенка;
3) принцип учета сензитивных периодов развития ребенка. Сензитивный период — это наиболее благоприятный период для развития какой-либо психической функции (внимание, восприятие, память, словесно-логическое, наглядное мышление), например сензитивным периодом для развития речи считается возраст от двух до трех лет [6, 15–19];
4) принцип единства диагностики и коррекции, данный принцип свидетельствует о взаимосвязи видов работ по выявлению особенностей развития и устранению нарушений, осуществляемых специалистами;
5) учет развития ребенка, при понимании того, что нервная система, познавательная сфера, эмоционально-личностные особенности воспитанника находятся в постоянном развитии;
6) принцип ранней помощи, который заключается в начале оказания коррекционного воздействия именно в тот период, когда психика ребенка наиболее восприимчива к коррекционной помощи, так как еще не сложилась окончательно основная структура дефекта (первичный дефект, вторичный дефект), то есть на раннем периоде формирования отклонения в психике ребенка [7];
7) учет ведущего вида деятельности (так, еще долгое время после поступления в школу, дети с ЗПР стремятся к игре, поэтому одним из наиболее эффективных методов коррекционного воздействия в данном возрасте является игровой);
8) принцип поэтапности формирования познавательных, регулятивных и других умений. Всегда надо учитывать, что в формировании и развитии какого-либо положительного качества выделяется подготовительный (усвоение предпосылок формирования того или иного качества), основной (наиболее интенсивное усвоение умения) и заключительный период, после которого учащийся может применят приобретенный навык в различных образовательных и жизненных ситуациях (универсальные знания, умения и навыки);
9) принцип коммуникативного развития, который предполагает создания речевой среды, стимулирующей речевую активность младших школьников с ЗПР;
10) принцип индивидуального подхода к ребенку. Согласно данному принципу при осуществлении коррекционного воздействия учитываются индивидуальные особенности младшего школьника: его характер, темперамент, особенности дефекта, именно благодаря изучению данных свойств личности отслеживается динамика развития, успешность формирования определенных личностных качеств, решения образовательных задач;
11) принцип учета ближайшей зоны развития ребенка с ЗПР, согласно мнению Л. С. Выготского на различных этапах развития ребенка всегда есть предпосылки развития определенных способностей, которые формируются при совместной деятельности ребенка и взрослого, в ходе которой учащийся получает определенные знания, помощь педагога. Вследствие помощи педагога, сотрудничества в решении, например, образовательных задач, какое-либо качество личности ребенка претерпевает окончательное развитие и выступает в форме новообразований возрастных периодов, либо в форме универсального умения, происходит перенос способа действий из одной ситуации в другую [8].
Итак, основным элементом дефектологического сопровождения детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития является коррекционно-развивающая работа.
Литература:
- Бабкина, Н. В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. — 2020. — № 1. — с. 3–17.
- Обучение и воспитание детей группы риска: хрестоматия / сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — Москва: Ин-т. практ. психологии, 1996. — 219с.
- Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. — 2009. — № 1. — с. 15–18.
- Дети с задержкой психического развития / Под. ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — Москва: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Специальная психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Петрова, Т. В. Розанова; под общей редакцией В. И. Лубовского. — Москва: Академия, 2009. — 553 с.
- Лубовский, В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — с. 15–19.
- Основы специальной психологии: учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под общей редакцией Л. В. Кузнецовой. — Москва: Издательский центр «Академия», 2006. — 480 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1995. — 5 т.