Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, дошкольники, содержание, воспитатель, творчество, искусство.
Введение . Центральным новообразованием дошкольного возраста является наглядно-образное мышление, находящееся во внутрисистемной связи с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности.
В дошкольном возрасте у детей интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира. Формируются творческое воображение, мышление, отношение к окружающим людям и миру. Поэтому новые воспитательные задачи в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают изменения в сфере художественно -эстетического развития. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста заключается в соответствии с целевым разделом Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее — ФОП ДО) предусматривает: приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, культурно-досуговая деятельность.
Деятельность педагога заключается в формировании мотивации у детей к восприятию произведений искусства, в воспитании эмоциональной чувствительности и эмоционального отклика на музыкальные произведения, в обучении изобразительному искусству, в ознакомлении с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, в развитии творческого воображения и др.
Актуальным в настоящее время является патриотическое воспитание, а именно, формирование у детей патриотических чувств, сопричастности к природе родного края, к Родине, к семье, значимым людям в процессе музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности.
Анализ литературы по проблеме использования инновационных подходов к содержанию художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах ФОП ДО позволил выявить некоторые закономерности. Все авторы основываются на требованиях ФГОС ДО и ФОП ДО, а именно: приобщение детей к базовым ценностям российского народа, укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия, обеспечение развития личностных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей, воспитание художественного вкуса через искусство и красоту окружающего мира, воспитание чувства прекрасного в живописи, искусстве, повседневной жизни, в природе, в музыке.
Авторы Е. В. Петрук, И. В. Скорик описывают нестандартные методы и приемы, используемые для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников: дидактические игры, игровые ситуации, дидактические упражнения, музыкальные и театрализованные игры, направленные на формирование всесторонне развитой личности.
Проблему организации детского досуга поднимает А. Н. Полякова. Автор приводит примеры мероприятий, проводимых в рамках детского досуга, которые ориентированы на адаптацию дошкольников к современному миру и «сохранению общечеловеческих культурных ценностей».
Вячина Д. А. отмечает, что праздники играют большую роль в художественно-эстетическом воспитании, так как обладает несколькими важными структурными компонентами: позитивное эмоционально-окрашенное чувство ожидания праздника, предпраздничная и праздничная атмосфера, эстетичность оформления помещения, яркие красочные костюмы и декорации и др»..
На основании этого в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 124» городского округа города Воронеж разработана система художественно — эстетического развития, где описаны цель, новые подходы к содержанию, принципы и конечный результат.
Основные инновационные содержательные компоненты (из опыта интегрированной деятельности воспитателя и педагога дополнительного образования): развитие художественного восприятия и формирование картины мира, развитие эмоционального интеллекта, воспитание интереса к природе и умению отразить ее в рисунках, в лепке, в аппликации, конструировании и музыкальной деятельности. Особое внимание в настоящее время уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Дети участвуют в утренниках, посвященных различным праздникам, заучивают небольшие стихотворения и музыкальные произведения.
Представленная система охватывает все возрастные группы. Во второй младшей группе начинается формирование интереса к занятиям изобразительной деятельностью, использование цвета и закрепление у детей умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
Музыкальные занятия и театрализованная деятельность — эмоционально привлекательный вид деятельности. Дети любят теневой театр, пальчиковый театр и театр кукол. Театрализованные игры проводятся на прогулках, на занятиях в группе. К примеру, дети любят игры «Медведь и краски», «Репка», «Волк и гуси», «Петух и лиса» и др.
Рис. 1. Система художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
В средней группе детского сада усложняется программа тем, что у дошкольников формируется умение сравнивать произведения различных видов искусства, выражать свою точку зрения и взгляд на предметы художественно-эстетической направленности.
В старшей и подготовительных группах развивается эстетическое восприятие, эмоциональный интеллект, эстетические чувства, интерес к искусству, умение оценивать окружающий мир. Формируются духовно-нравственные качества в процессе ознакомления с различными видами искусства. К примеру, дети с удовольствием раскрашивают Пасхальные яйца (заготовки из пластика и дерева). Перед раскрашиванием проводится занятие по ознакомлению с историей праздника Пасхи, показываются картины и видео. Затем детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать мотивы и цвета для раскраски.
На музыкальных занятиях дети любят отгадывать как называется звучащая мелодия. С педагогом дополнительного образования изготавливают сувенирные пакеты и коробки, делают кукол-оберегов, собирают узоры и др.
В детском саду художественно-эстетическое воспитание отражено в следующих акциях: «Сдай макулатуру-спаси дерево», «Поздравление мам», «Театр для всех» и др. Для детей работают следующие секции: «Волшебные краски», «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья», «Подготовка к школе».
Таким образом, художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФОП ДО — это интегрированная деятельность педагогов детского сада по развитию у дошкольников духовно-практических навыков, эстетического и художественного содержанием которой является личностное новообразование, а целью — гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. Результатом интегрированных занятий воспитателя и педагога дополнительного образования является создание педагогических условий, способствующих развитию личности ребенка через приобщение к духовным ценностям и вовлечение в творческую деятельность.