На сегодняшний день информация играет значимую роль в политико-экономических процессах. В связи с чем, необходимо на законодательном уровне разработать мероприятия, которые будет включать в себя способы охраны и защиты информации, относящейся к служебной и коммерческой тайне.
Информация как объект правовых отношений регулируется законами и подзаконными актами. К источникам, регламентирующим служебную и коммерческую тайну, относят: Гражданский Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О коммерческой тайне», Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188.
Особенность современного российского законодательства в том, что не содержит закрепленного на федеральном уровне дефиниции «служебная тайна». В связи с этим, нет четкого понимания, что содержит в себе дефиниция «служебная тайна» и порядка организации допуска к ней, а также условия ответственности за разглашение конфиденциальной информации.
В соответствие с перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Однако, ни один из нормативно-правовых актов не устанавливает порядок и условия допуска к служебной тайне.
Впервые дефиниция «коммерческая тайна» было введено Законом СССР «О предприятиях в СССР» (далее — Закон). Указанный Закон содержал понятие «коммерческая тайна» — сведения, которые не относились к производству, технологической информации, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение, которое может нанести ущерб предприятию. В соответствии с Законом руководителю организации предоставлялось право определять состав, объём, порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну.
В соответствие со статье 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 и статьей 17.13 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Анализируя ответственность за огласку конфиденциальной информации, можно предложить ужесточить санкции путем увеличения суммы штрафа к указанным категориям физических и юридических лиц.
На данный момент предусмотрен другой вид ответственности за разглашение как служебной, так и коммерческой тайны, — уголовная.
К государственным гражданским служащим, имеющем допуск к служебной и государственной тайне, применяют уголовное наказание в соответствие со статьей 285, 310, 311, 320 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), в случае разглашения данных сведений.
Интересно то, что за разглашение информации, содержащей коммерческие сведения, предусмотрены такие виды ответственности как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
В ходе изучения Федерального закона «О коммерческой тайне» (далее — ФЗ — 98) указаны вышеописанные виды юридической ответственности, однако не раскрываются санкции за нарушение условий допуска к информации, составляющей коммерческую тайну. В соответствие со статьей 183 УК РФ за разглашение коммерческой тайны предусмотрен штраф, принудительные работы. Для повышения правовой культуры понимания предусмотренной уголовной ответственности за нарушение условий разглашения коммерческой тайне, можно внести изменения в статью 14 ФЗ — 98 путем введения отсылочной нормы к УК РФ.
В статьи 5 ФЗ-98 указывается то, что меры по охране конфиденциальной информации должны быть «разумно достаточными». Данный принцип действует, когда исключается доступ к информации, составляющей коммерческую ценность. Проанализировав данную статью, можно прийти к выводу, что лицо, которое преодолело меры по охране коммерческой тайны без согласия ее правообладателя, действовало законно, поскольку установленные способы охраны и защиты сведений должны были исключить такие действия.
Таким образом, для реализации права на охрану служебной и коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации необходимо:
Во-первых, установить законодательную фиксацию дефиниции «служебной тайны» в российское правовое поле. Вследствие, закрепления понятия можно будет разграничивать правовые режимы конфиденциальный информации по следующим критериям: законодательная дефиниция, субъектный состав, порядок организации допуска к конфиденциальной информации, право закрепление информации к какой-либо тайне.
Во-вторых, необходимо унифицировать и изменить российское законодательство, регламентирующее информацию, относящейся к служебной и коммерческой тайне.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)
- Закон СССР от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР»
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024)
- Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
- Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)