В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионов и страны в целом. На примере Амурской области рассмотрены программы поддержки, объемы финансового обеспечения и разработаны рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки животноводства в Амурской области.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс Амурской области, сельское хозяйство, государственное регулирование, государственная программа, животноводство.
Государственное регулирование аграрного сектора одно из основных условий эффективности функционирования экономики страны. Ключевая задача, которую должно решать государство в процессе регулирования аграрной сферы, — это создание благоприятной среды для действенного ведения хозяйственной деятельности.
Под государственным регулированием АПК мы будем понимать экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства [3].
Одной из приоритетных задач в развитии сельского хозяйства в Амурской области является область животноводства. Животноводство — это достаточно сложная отрасль сельского хозяйства, которая требует к себе особого внимания.
Одной из значимых тенденций развития АПК региона является преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов. В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении [1].
Наращивание объемов производства в отрасли животноводства возможно при условии внедрения современных технологий по уходу за животными, использования качественных кормов и обеспечения необходимых параметров микроклимата в помещениях для содержания скота.
Но уровень экономической эффективности отрасли животноводства недостаточно высокий в сравнении с другими отраслями. Усложняют развитие отрасли погодные условия, недостаточный объем государственной поддержки и инвестиций, а также болезни животных.
В настоящее время правительством Амурской области выработаны направления стратегического развития аграрного сектора, в частности животноводства. Значительную долю в государственном регулировании отрасли животноводства Амурской области занимает программно-целевой метод.
Так, на территории области действует программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», принятая постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447 (далее — Государственная программа).
Основными задачами данной программы в сфере животноводства являются:
– обеспечение продовольственной безопасности Амурской области по основным видам продукции животноводства и повышение конкурентоспособности животноводческой продукции, производимой областными сельскохозяйственными товаропроизводителями;
– повышение конкурентоспособности мясного скотоводства;
– сохранение и улучшение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории области;
– увеличение производства молока [1].
Рассмотрим и проанализируем результаты реализации мероприятий отрасли животноводства Государственной программы в период 2020–2023 годов [4].
Таблица 1
Объем финансирования подпрограмм в сфере животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» в 2020–2022 гг.
Наименование подпрограммы |
Всего плановый годовой объем финансирования, млн. рублей |
Всего фактически профинансировано в отчетном периоде, млн. рублей |
Всего фактически выполнено в отчетном периоде, млн. рублей |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства |
254,9 |
543,2 |
381,2 |
254,7 |
497,1 |
381,2 |
254,7 |
497,1 |
381,2 |
Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории области |
298,6 |
410,7 |
446,1 |
297,5 |
404,4 |
431,6 |
297,5 |
404,4 |
431,6 |
Развитие мясного скотоводства |
24,1 |
21,4 |
25,2 |
24,1 |
21,4 |
25,2 |
24,1 |
21,4 |
25,2 |
Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства (основное мероприятие «Государственная поддержка племенного животноводства») |
106,4 |
101,4 |
99,3 |
102,9 |
98,3 |
98,7 |
102,9 |
98,3 |
98,7 |
Итого |
684,0 |
1076,7 |
951,8 |
675,0 |
1021,2 |
936,7 |
675,0 |
1021,2 |
936,7 |
По итогам анализа объемов финансирования подпрограмм в сфере животноводства государственной программы (Таблица 1) можно сделать вывод, что в 2022 году финансирование сократилось по отношению финансированию в 2021 году на 8,34 %.
В период 2020–2022 годов объемы финансирования государственной поддержки то увеличиваются, то уменьшаются, по годам распределяются неравномерно. Неравномерные, уменьшающиеся объемы господдержки, а также неблагоприятные погодные условия, болезни животных негативно влияют на реализацию региональных проектов по развитию отрасли животноводства.
Таблица 2
Динамика объема производства продукции животноводства в Амурской области за период 2020–2023 гг. [2].
Производство продуктов животноводства в Амурской области в категориях всех хозяйств |
||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2022 г. в % к 2020 г |
|
Скот и птица на убой в живом весе, тыс. тонн |
52,7 |
54,7 |
49,5 |
93,9 |
Молоко, тыс. тонн |
137,2 |
140,9 |
143,4 |
104, 4 |
Яйца, млн. шт. |
195,1 |
198,1 |
201,7 |
103, 4 |
В целом по итогам анализа существующих программ и проектов по развитию животноводства в Амурской области, рассмотрев динамику объема производства продукции животноводства в Амурской области (Таблица 2), необходимо отметить положительный эффект от реализации мероприятий, что выражается в количественном выражении: в сельскохозяйственных организациях в 2022 году по отношению к 2020 году увеличилось производство молока на 4,4 %, увеличилось производство яиц на 3, 4 %, численность птиц — 2209,3 тыс. голов (10,5 % к 2020 г.).
Вместе с тем в 2022 году, наблюдается уменьшение численности крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств: 60,8 тыс. голов (-10,7 % к 2020 г.), в том числе коров — 29,8 тыс. голов (-6,9 % к 2020 г.), свиней — 23,2 тыс. голов (-25,6 % к 2020 г.), овец и коз — 10,2 тыс. голов (-18,4 % к 2020 г.).
Подводя итог оценке эффективности реализации программно-целевого метода регулирования отрасли животноводства Амурской области, проанализировав отчет о реализации государственной программы за 2022 год, приходи к выводу, что в рассматриваемом периоде плановых значений достигли 37 (84 %) показателей из 44 показателей развития отрасли животноводства государственной программы. Однако 15 (9 %) показателей не достигнуты, что свидетельствует о необходимости совершенствования существующих механизмов реализации государственной программы. Необходимо разрабатывать новые методики планирования целевых показателей, которые бы более полно учитывали всевозможные риски и потери в сфере развития отрасли животноводства, выявляли наиболее уязвимые и проблемные сферы в каждой области планирования для оказания первоочередных мер государственной поддержки.
Причинами невыполнения показателей являются:
– выделение сои в качестве главной монокультуры в регионе. Животноводство является сферой наименьших интересов сельскохозяйственных производителей и региональных органов власти;
– недостаточная информированность амурских аграриев о субсидиях и условиях их предоставления;
– несвоевременное предоставление сельскохозяйственными товаропроизводителями заявок и документов для получения субсидий;
– сокращение объема производства скота и птица в хозяйствах всех категорий региона.
Основными направлениями для развития отрасли животноводства региона в ближайшие годы являются:
– улучшение материально-технической базы агропромышленного комплекса;
– разработка и воплощение программы развития животноводства мясного направления.
Но этих мер недостаточно. Можно внедрить ряд предложений для развития отрасли животноводства и сельского хозяйства Амурской области:
Повышение объемов государственных субсидий.
В целях повышения эффективности развития производителей животноводческой продукции и стимулирования их деятельности в регионе целесообразно все направления государственной поддержки животноводства и производства животноводческой продукции объединить в едином законодательном акте, например, Законе «О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей животноводческой продукции» или «О развитии животноводства и производства животноводческой продукции».
Предусмотреть участие ассоциаций (союзов) производителей (переработчиков) животноводческой продукции в формировании и реализации региональной политики в области развития животноводства и производства животноводческой продукции, такие как: участие в разработке проектов нормативных правовых актов; участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в области животноводства и производства животноводческой продукции; предоставление необходимой информации для формирования и реализации региональной политики в области развития животноводства и производства животноводческой продукции и другие.
Необходимо ежегодно устанавливать гарантированные государством закупочные цены на главные сельскохозяйственные продукты.
Развивать малый бизнес, прежде всего, в сфере переработки сельскохозяйственного сырья на месте, тем самым, снизить отток населения в города и сельскую безработицу.
Очень важно активное использование аграрной науки, необходимо повышать профессиональный уровень аграриев. Так как спасти село могут не только бюджетные дотации, современные технологии, но и люди, заинтересованные в их применении.
Развитие отрасли животноводства Амурской области должно базироваться на: увеличении объема государственной поддержки; внедрении инновационных технологий, имеющих не просто зоотехнический или ветеринарный эффект, а при этом и высокий экономический результат; оптимизации системы кормопроизводства через экономическую оценку энергетики кормов; структурной оптимизации кормовых рационов по периодам кормления по энергетико-экономическим показателям; оптимизации технологических процессов и мотивации труда, направленной на повышение экономической эффективности конечной продукции; взаимодействии науки и производства не только по мероприятиям зооветеринарного характера, но и через призму экономического результата.
Литература:
- Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447 «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области»;
- Итоги работы отрасли животноводства за 2020–2022 годы // Министерство сельского хозяйства Амурской области. — URL: https://agro.amurobl.ru/pages/agro_komp/zhivotnovodstvo/
- Минаков И. А. Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК: учебник /И. А. Минаков. — 2е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 404 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература). — Текст: электронный // Лань:электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136186 — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 112.
- Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Амурской области в 2022 году/ Информация о реализации государственных программ Амурской области за 2022 год // Правительство Амурской области. — URL: https://www.amurobl.ru/pages/ekonomika/-gosudarstvennye-programmy-ao/gosudarstvennye-programmy-amurskoy-oblasti/informatsiya-o-realizatsii-gosudarstvennykh-programm-na-territorii-amurskoy-oblasti/informatsiya-o-realizatsii-gosudarstvennykh-programm-amurskoy-oblasti-za-2022-god/