Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников / Т. Е. Бабурина, И. Б. Котельникова, Е. А. Сухина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112953/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в парах или группах) на уроке для повышения мотивации обучающихся. Проанализированы подходы к формированию группы или пары. В статье иллюстрируется пример внедрения командной работы младших школьников на уроках русского языка с целью закрепления темы, повторения изученного и применения имеющихся знаний, оценивается мотивация учеников к познанию в рамках командной работы.

Ключевые слова : работа в группах, парная работа, командная работа, эффективное обучение, мотивация, младшие школьники, учитель.

  1. Введение

Образовательный процесс совершенствуется с каждым годом. Личностно-ориентированный подход к обучению школьников является основой Федерального государственного стандарта. Обучение младшего школьника подразумевает не только передачу конкретных знаний на уроках и обучение навыкам, но и предполагает развитие творческого потенциала, формирование познавательного интереса, а также навыков учебного сотрудничества и коммуникативных компетенций. Сегодня процесс обучения требует от учителя применения различных форм подачи информации и организации работ школьников. Организация в рамках обучения работы в группах или парах способствует повышению мотивации младших школьников к познанию. Взаимодействуя друг с другом, ученики применяют знания на практике, тем самым повышается их включенность в обучение и поощряется ценность знания не только учителем, но внутри группы, а также самим школьником.

  1. Основная часть

В рамках данной статьи возьмем за основу определение мотивации, предложенное автором Бордовской Н. В. “Мотивация — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности”. В контексте учебной деятельности младших школьников понимаем мотивацию как побуждение к познавательной активности ученика.

Следует отметить, что именно от уровня мотивации зависит эффективность деятельности. Чем сильнее младший школьник замотивирован, тем выше он демонстрирует результаты образовательного процесса и учебную активность.

В научной и методической литературе приводят более 10 типов мотивации личности. Рассмотрим наиболее актуальный вид мотивации, который задействуются в образовательном процессе младшего школьника — социальные мотивы. Такой тип мотивации в рамках работы в группах или парах выражается в ответственности ученика за результат группы или пары, в стремлении занять роль, в желании получить положительную оценку от собеседника или группы, мотив быть полезным/ достичь успеха или мотив избежать неудачи. Данное побуждения раскрывают личностные характеристики школьника и его индивидуальность, формируют навыки командной работы, совершенствуют коммуникативные способности младших школьников. Развивается умение оценивать свою работу и формулировать мнение и аргументировать решения.

Групповая работа в рамках данной статьи рассматривается как способ познания через взаимодействие школьников между собой, с целью развития интеллекта и приобретения навыков. Парная работа — это активное взаимодействие двух младших школьников с целью достижения общего учебного результата. Именно работа над одной целью способствует мотивации учеников, а не развитию соперничества. Формируются навыки учебного сотрудничества и совместной работы.

Работу в группах допустимо организовать для изучения нового материала, для повторения изученного или с целью обобщения знаний, возможна реализация контроля учебного материала.

Рассмотрим возможности командной или парной работы, которые появляются у учителя при организации данного формата деятельности школьников. Командная работа способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность. У учителя появляется возможность выслушать ответ не только нескольких учеников, а дать высказаться каждому школьнику внутри групп, тем самым повышается долю вовлеченности обучающихся в процесс. Формируются эмоциональные позитивные впечатления от образовательного процесса, ученик замотивирован продолжать учиться и совершенствовать знания и навыки, приобретать новые. Благодаря командной работе мотивация к обучению выше, по сравнению с обычным форматом обучения в классе. Также группа выступает дополнительным источником мотивации — теперь ученик может получить положительную оценку не только от учителя, но и от группы.

Типы работы в группах или парах может сводиться не только к совместному решению задачи или к поиску и подготовке ответа по материалам из учебника. Командная работа позволяет организовать творческую деятельность — мозговой штурм, круглый стол, деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т. д.

Чтобы работа в группах или парах не только развивала личность ученика, но и не препятствовала усвоению учебного материала, рассмотрим детальнее, как организовать групповую или парную работу и сохранить мотивацию.

На основе изученного теоретического материала по теме “Педагогика”, обобщим критерии эффективности парной или групповой работы.

  1. Учет интеллектуальных способностей участников группы/пары и намеренное формирование пары по принципам: сильный-слабый, сильный-средний, слабый-средний. Это нужно для обмена знаний и полноты коммуникации. Данные комбинации запустят процесс обучения внутри группы путем трансляции знаний (их закрепления) от наиболее сильного ученика — партнеру. Отработка знаний и проверка знаний, самоконтроль будут применяться в ходе работы в группе.
  2. Учет взаимоотношений в коллективе необходим для формирования психологически комфортной доброжелательной атмосферы и полному раскрытию личностных и креативных способностей обучающихся. Работа в доброжелательной атмосфере повышает мотивацию обучения и результативность процесса.

Следует отметить, что целенаправленно может быть сформирована группа с учениками, которые не взаимодействуют друг с другом на уроках и во внеучебной деятельности или имеют конфликты. Но в данном случае, такой группе необходим дополнительный контроль со стороны учителя, его участие в координации работы группы, оценке эффективности коммуникации и выстраивания положительного эмоционального фона работы группы. В то же время, крайне не рекомендуется формировать несколько таких групп среди учеников младшей школы т. к. работа учителя не должна сводиться к курированию работы только нескольких групп.

  1. Формирование задания для пары или группы с учетом объема задач, необходимых умений и качеств участников групп. Следует предусмотреть именного командной выполнение задания, а не самостоятельную подготовку ответа. Это позволит исключить неполное вовлечение участников группы в решение задачи.
  2. Назначение ролей внутри группы или контроль их распределения.

Работа в парах или в группе требует выполнения правил и самими участниками группы. Приведем основные положения, которые необходимо изучить со школьниками — это позволит организовать психологически комфортный обучающий процесс и коммуникацию в команде:

  1. Коммуникация только по теме поставленной задачи;
  2. Обращаться друг к другу по имени и смотреть на ученика, к которому направлено обращение;
  3. Дать высказаться каждому участнику группы, не перебивать, говорить по очереди;
  4. Можно при общении попросить совета и оказать помощь, выразить согласие или объяснить несогласие;
  5. Обсудить и оценить результат командной работы.

Роль учителя важна не только на этапе формирования групп/ пар, но и при координации их деятельности. Учителю следует помогать преодолевать трудности коммуникации в некоторых группах, поощрять учебное сотрудничество, содействовать творческому проявлению учеников внутри групп, помогать в ведении дискуссий и контролировать деятельность участников, направлять работу учеников для достижения результата.

Приведем пример групповой работы в практической деятельности учителя младшей школы на уроках русского языка. Работа будет нацелена на закрепление изученного материала. Поделим класс на группы по три ученика. Предложим следующее задание: придумать 20 слов с пропущенными буквами по изученным орфограммам. Вставить пропущенные буквы и назвать правило. Проверить правильность вставленных букв. Оценить работу команды.

Данный пример отражает критерии объемности и точности задания, количество ролей соответствует участникам группы, а само задание предполагает не только письменную часть, но и устное обсуждение задачи. Каждый из ребят придумывают нужно количество слов, а затем по очереди заполняют пропуски и вспоминают правила.

  1. Выводы

В рамках данной статьи изучение научных публикаций и методического материала, а также его интерпретация позволили авторами обозначить определения мотивации, групповой и парной работы школьников. Выделены критерии эффективной организации командной работы. Применение интерактивного подхода в обучении способствует повышению мотивации учащихся, формируются познавательные навыки. Авторы приводят пример работы в группах на уроке русского языка и иллюстрируют, как командная работа способствует эффективному закреплению предметных знаний и умений, а вместе с тем совершенствуются коммуникационные навыки школьников и навыки учебного сотрудничества. Парная работа делает образовательный процесс наиболее интересным, вовлекает учеников в обучение, повышает уровень включенности в урок. Мотивация учиться у младших школьников возрастает при работе в группах, а знания усваиваются быстрее. В рамках данной статьи рассмотрены групповая и парная работа как инструмент для формирования мотивации младшего школьника к обучению.

Литература:

  1. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  3. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сы-П24 соева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — 432 с.
  4. Третьяков П. И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам // Практика педагогического менеджмента / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
  5. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие / Ю. З. Кушнер. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
  6. С. А. Смирнов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  7. Хуторской А. В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПБю: Питер, 2019. — 608 с.
  8. Поваляева О. Н., Харламова М. А. Педагогика: ведение в профессиональную деятельность: учебное пособие. — 2-е изд. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. — 118 с.
Основные термины (генерируются автоматически): командная работа, группа, парная работа, образовательный процесс, младший школьник, пар, работа, учебное сотрудничество, групповая работа, русский язык.


Похожие статьи

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка. Учебная мотивация школьников

Классная деятельность играет решающую роль в процессе изучения иностранного языка и повышения мотивации учащихся к его усвоению. Учитывая то, что преподавание осуществляется посредством коммуникации, преподаватель должен знать, какими возможностями и...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Особенности педагогического взаимодействия учителя с младшими подростками в процессе создания атмосферы учения

Наша статья посвящена исследованию условий, которые способствуют созданию атмосферы учения в педагогическом взаимодействии между педагогом и учащимися. В статье рассматривается влияние таких особенностей педагогического взаимодействия, как установлен...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Похожие статьи

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка. Учебная мотивация школьников

Классная деятельность играет решающую роль в процессе изучения иностранного языка и повышения мотивации учащихся к его усвоению. Учитывая то, что преподавание осуществляется посредством коммуникации, преподаватель должен знать, какими возможностями и...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Особенности педагогического взаимодействия учителя с младшими подростками в процессе создания атмосферы учения

Наша статья посвящена исследованию условий, которые способствуют созданию атмосферы учения в педагогическом взаимодействии между педагогом и учащимися. В статье рассматривается влияние таких особенностей педагогического взаимодействия, как установлен...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Задать вопрос