В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в парах или группах) на уроке для повышения мотивации обучающихся. Проанализированы подходы к формированию группы или пары. В статье иллюстрируется пример внедрения командной работы младших школьников на уроках русского языка с целью закрепления темы, повторения изученного и применения имеющихся знаний, оценивается мотивация учеников к познанию в рамках командной работы.
Ключевые слова : работа в группах, парная работа, командная работа, эффективное обучение, мотивация, младшие школьники, учитель.
- Введение
Образовательный процесс совершенствуется с каждым годом. Личностно-ориентированный подход к обучению школьников является основой Федерального государственного стандарта. Обучение младшего школьника подразумевает не только передачу конкретных знаний на уроках и обучение навыкам, но и предполагает развитие творческого потенциала, формирование познавательного интереса, а также навыков учебного сотрудничества и коммуникативных компетенций. Сегодня процесс обучения требует от учителя применения различных форм подачи информации и организации работ школьников. Организация в рамках обучения работы в группах или парах способствует повышению мотивации младших школьников к познанию. Взаимодействуя друг с другом, ученики применяют знания на практике, тем самым повышается их включенность в обучение и поощряется ценность знания не только учителем, но внутри группы, а также самим школьником.
- Основная часть
В рамках данной статьи возьмем за основу определение мотивации, предложенное автором Бордовской Н. В. “Мотивация — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности”. В контексте учебной деятельности младших школьников понимаем мотивацию как побуждение к познавательной активности ученика.
Следует отметить, что именно от уровня мотивации зависит эффективность деятельности. Чем сильнее младший школьник замотивирован, тем выше он демонстрирует результаты образовательного процесса и учебную активность.
В научной и методической литературе приводят более 10 типов мотивации личности. Рассмотрим наиболее актуальный вид мотивации, который задействуются в образовательном процессе младшего школьника — социальные мотивы. Такой тип мотивации в рамках работы в группах или парах выражается в ответственности ученика за результат группы или пары, в стремлении занять роль, в желании получить положительную оценку от собеседника или группы, мотив быть полезным/ достичь успеха или мотив избежать неудачи. Данное побуждения раскрывают личностные характеристики школьника и его индивидуальность, формируют навыки командной работы, совершенствуют коммуникативные способности младших школьников. Развивается умение оценивать свою работу и формулировать мнение и аргументировать решения.
Групповая работа в рамках данной статьи рассматривается как способ познания через взаимодействие школьников между собой, с целью развития интеллекта и приобретения навыков. Парная работа — это активное взаимодействие двух младших школьников с целью достижения общего учебного результата. Именно работа над одной целью способствует мотивации учеников, а не развитию соперничества. Формируются навыки учебного сотрудничества и совместной работы.
Работу в группах допустимо организовать для изучения нового материала, для повторения изученного или с целью обобщения знаний, возможна реализация контроля учебного материала.
Рассмотрим возможности командной или парной работы, которые появляются у учителя при организации данного формата деятельности школьников. Командная работа способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность. У учителя появляется возможность выслушать ответ не только нескольких учеников, а дать высказаться каждому школьнику внутри групп, тем самым повышается долю вовлеченности обучающихся в процесс. Формируются эмоциональные позитивные впечатления от образовательного процесса, ученик замотивирован продолжать учиться и совершенствовать знания и навыки, приобретать новые. Благодаря командной работе мотивация к обучению выше, по сравнению с обычным форматом обучения в классе. Также группа выступает дополнительным источником мотивации — теперь ученик может получить положительную оценку не только от учителя, но и от группы.
Типы работы в группах или парах может сводиться не только к совместному решению задачи или к поиску и подготовке ответа по материалам из учебника. Командная работа позволяет организовать творческую деятельность — мозговой штурм, круглый стол, деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т. д.
Чтобы работа в группах или парах не только развивала личность ученика, но и не препятствовала усвоению учебного материала, рассмотрим детальнее, как организовать групповую или парную работу и сохранить мотивацию.
На основе изученного теоретического материала по теме “Педагогика”, обобщим критерии эффективности парной или групповой работы.
- Учет интеллектуальных способностей участников группы/пары и намеренное формирование пары по принципам: сильный-слабый, сильный-средний, слабый-средний. Это нужно для обмена знаний и полноты коммуникации. Данные комбинации запустят процесс обучения внутри группы путем трансляции знаний (их закрепления) от наиболее сильного ученика — партнеру. Отработка знаний и проверка знаний, самоконтроль будут применяться в ходе работы в группе.
- Учет взаимоотношений в коллективе необходим для формирования психологически комфортной доброжелательной атмосферы и полному раскрытию личностных и креативных способностей обучающихся. Работа в доброжелательной атмосфере повышает мотивацию обучения и результативность процесса.
Следует отметить, что целенаправленно может быть сформирована группа с учениками, которые не взаимодействуют друг с другом на уроках и во внеучебной деятельности или имеют конфликты. Но в данном случае, такой группе необходим дополнительный контроль со стороны учителя, его участие в координации работы группы, оценке эффективности коммуникации и выстраивания положительного эмоционального фона работы группы. В то же время, крайне не рекомендуется формировать несколько таких групп среди учеников младшей школы т. к. работа учителя не должна сводиться к курированию работы только нескольких групп.
- Формирование задания для пары или группы с учетом объема задач, необходимых умений и качеств участников групп. Следует предусмотреть именного командной выполнение задания, а не самостоятельную подготовку ответа. Это позволит исключить неполное вовлечение участников группы в решение задачи.
- Назначение ролей внутри группы или контроль их распределения.
Работа в парах или в группе требует выполнения правил и самими участниками группы. Приведем основные положения, которые необходимо изучить со школьниками — это позволит организовать психологически комфортный обучающий процесс и коммуникацию в команде:
- Коммуникация только по теме поставленной задачи;
- Обращаться друг к другу по имени и смотреть на ученика, к которому направлено обращение;
- Дать высказаться каждому участнику группы, не перебивать, говорить по очереди;
- Можно при общении попросить совета и оказать помощь, выразить согласие или объяснить несогласие;
- Обсудить и оценить результат командной работы.
Роль учителя важна не только на этапе формирования групп/ пар, но и при координации их деятельности. Учителю следует помогать преодолевать трудности коммуникации в некоторых группах, поощрять учебное сотрудничество, содействовать творческому проявлению учеников внутри групп, помогать в ведении дискуссий и контролировать деятельность участников, направлять работу учеников для достижения результата.
Приведем пример групповой работы в практической деятельности учителя младшей школы на уроках русского языка. Работа будет нацелена на закрепление изученного материала. Поделим класс на группы по три ученика. Предложим следующее задание: придумать 20 слов с пропущенными буквами по изученным орфограммам. Вставить пропущенные буквы и назвать правило. Проверить правильность вставленных букв. Оценить работу команды.
Данный пример отражает критерии объемности и точности задания, количество ролей соответствует участникам группы, а само задание предполагает не только письменную часть, но и устное обсуждение задачи. Каждый из ребят придумывают нужно количество слов, а затем по очереди заполняют пропуски и вспоминают правила.
- Выводы
В рамках данной статьи изучение научных публикаций и методического материала, а также его интерпретация позволили авторами обозначить определения мотивации, групповой и парной работы школьников. Выделены критерии эффективной организации командной работы. Применение интерактивного подхода в обучении способствует повышению мотивации учащихся, формируются познавательные навыки. Авторы приводят пример работы в группах на уроке русского языка и иллюстрируют, как командная работа способствует эффективному закреплению предметных знаний и умений, а вместе с тем совершенствуются коммуникационные навыки школьников и навыки учебного сотрудничества. Парная работа делает образовательный процесс наиболее интересным, вовлекает учеников в обучение, повышает уровень включенности в урок. Мотивация учиться у младших школьников возрастает при работе в группах, а знания усваиваются быстрее. В рамках данной статьи рассмотрены групповая и парная работа как инструмент для формирования мотивации младшего школьника к обучению.
Литература:
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сы-П24 соева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — 432 с.
- Третьяков П. И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам // Практика педагогического менеджмента / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
- Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие / Ю. З. Кушнер. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
- С. А. Смирнов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Хуторской А. В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПБю: Питер, 2019. — 608 с.
- Поваляева О. Н., Харламова М. А. Педагогика: ведение в профессиональную деятельность: учебное пособие. — 2-е изд. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. — 118 с.