Информационные технологии — это неотъемлемая часть современного мира. Применение ИКТ в учебной практической деятельности учителя начальных классов позволяет задействовать разнообразные формы донесения информации (знаний), ИКТ участвуют в развитии необходимых навыков школьников, а также автоматизируют часть задач учителя.
Ключевые слова: современные технологии, информатизация, икт, начальные классы, младшие школьники.
- Введение
В сегодняшней практике учитель часто применяет ИКТ в процессах подготовки к уроку и при проведении учебных или внеклассных занятий. Актуальность компьютерных технологий повышается в связи с развитием дистанционного обучения и всеобщей цифровизации различных процессов. С развитием техники менялось и истолкование понятия ИКТ. Сегодня информационно-коммуникационные технологии крайне широко обсуждаются в контексте педагогической практики.
В рамках данной статьи считаем наиболее подходящим определение ИКТ кандидата педагогических наук Ф. Б. Асановой, «ИКТ — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [1].
В данной статье рассматриваются критерии для проведения успешного урока с применением компьютера, а также иных средств ИКТ, к которым относим: проектор, принтер, интерактивную доску, специализированное программное обеспечение, цифровые ресурсы (картографические сервисы, онлайн-библиотеки, словари, системы поиска информации и т.д.).
В статье автором приводятся форматы учебных материалов, иллюстрируется их применение в деятельности учителя начальных классов.
- Основная часть
Отметим, что первостепенная роль ИКТ — расширение возможностей учителя в части применения разнообразного графического, аудио и видеоматериала. При этом повышается интерактивность обучения, качество усвоения материала.
Новые современные технологии должны внедряться, но традиционные методические подходы к обучению не должны быть утеряны из образовательного процесса. В статье подчеркивается оценка целесообразности применения компьютера на уроке и других средств ИКТ. При внедрении мультимедийных и иных форм ИКТ в обучение считаем приемлемым следовать ряду рекомендаций, которые сформулированы автором данной статьи на основе изученного теоретического материала и научных публикаций, сформулированы на основе опыта учебной практики.
- Созданные или найденные материалы соотносятся с содержанием темы в учебнике, нормативными актами Министерства образования науки РФ, рекомендациями по созданию учебных программ.
- ИКТ применяются для объяснения наиболее сложных тем с целью их эффективного усвоения младшими школьниками.
- Применяются ИКТ для уроков, требующих максимальной интерактивности обучения и внимания школьников.
- Применяются ИКТ с целью демонстрации темы на основе широкого разнообразия типов и форм информации.
- Применяются ИКТ с сохранением ведущей роли учителя.
- Применяются ИКТ с целью развития творческой и познавательной активности младших школьников.
Полагаем, что приведенные рекомендации минимизируют применение ИКТ без обоснования их педагогической ценности в контексте конкретной учебной темы. Стоит отметить, что данный перечень является авторским и возможен к дополнению в дальнейшем, в рамках более детального изучения данного аспекта научной статьи.
Классификация моделируемых ИКТ продуктов, которые возможны к применению в рамках деятельности учителя начальных классов, велика. Обозначим наиболее популярные форматы материалов:
- тренажеры;
- мультимедиа презентации;
- анкеты;
- почтовые сервисы, мессенджеры
- программы для работы с текстом.
Тренажеры — это комплекс типовых заданий для отработки навыков или закрепления знаний. Задания могут быть представлены как в форме опроса/ теста с вариантами ответа, так и предполагать подробное решение. Данный формат может применяться для отработки знаний гуманитарных дисциплин, математики, в рамках творческих занятий.
Мультимедиа презентации — это тип оформленной информации в заранее заданной последовательности с содержанием текста, изображений, схем, видео, звукового ряда и т. д. Информация отображается на слайдах, применяется для объяснения нового материала, для иллюстрирования теоретического материала, для развития творческого мышления младших школьников. Данный материал имеет качество наглядности, вариативность в оформлении презентации широка. Презентации повышают вовлеченность младших школьников в процесс обучения.
Анкеты — формат материала для применения во внеурочной деятельности с автоматической обработкой ответов. Функции автоматизации учета и сбора статистики позволяют сделать выводы учителю в крайне сжатые сроки и сконцентрировать внимание на решении вопросов и проблем или продолжить учебную деятельность без корректировок.
Почтовые сервисы — цифровой инструмент коммуникации учителя с родителями. Подходит для хранения цифровых творческих материалов младших школьников, а также для взаимодействия с коллегами с целью обмена опытом и тиражирования лучших практик внутри учебной организации.
Текстовые редакторы и программы применяются для поурочного планирования. Для формирования конспектов занятия или дополнительной деятельности.
Вышеназванные форматы, которые являются информационными коммуникационным технологиями (ИКТ), совершенствуют деятельность учителя начальных классов и повышают эффективность коммуникации между учителем и младшим школьником.
Благодаря мультимедийному характеру учебных материалов повышается вовлеченность младших школьников и возрастает качество усвоения материала.
- Выводы
Информационные коммуникационные технологии совершенствуют познавательную функцию образовательного процесса, а их освоение учителем автоматизирует некоторые задачи учета, контроля данных, упрощает систематизацию информации. С развитием технологий доля учителей начальных классов, которые активно применяют в своей деятельности ИКТ будет расти. Цифровизация образовательной сферы также способствует оснащению учебных заведений современными техническими средствами ИКТ. Ценность данной научной статьи заключается в авторской оценке обоснования применения ИКТ в деятельности учителя и в описании форматов применения ИКТ в работе педагога.
Литература:
- Асанова, Ф. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий / Ф. Б. Асанова // ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». — Симферополь. — 2018. — C. 284–288.
- Глотова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие / Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 252 c.
- Афанасьев, А. Н. Теоретические аспекты применения современных вычислительных технологий в образовании / А. Н. Афанасьев, Р. П. Иванов. — СПб.: Рипол Классик, 2013. — 320 c
- Васильева, В. Н. Интернет-технологии — образованию / В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. — СПб.: Рипол-классик, 2014. — 541 c.
- Дружинина, Т. А. Применение ИКТ во внеурочной деятельности современного учителя / Т. А. Дружинина. — Ростов-на-Дону: Планета, 2014. — 314 c.
- Казначевская, Г. Д. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения / Г. Д. Казначевская. — Литрес: Дрофа, 2015. — 258 c.
- Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С. В. Панюкова. — Воронеж: Директ-Медиа, 2016. — 348 c.