Использование ИКТ-технологий в деятельности учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сухина, Е. А. Использование ИКТ-технологий в деятельности учителя начальных классов / Е. А. Сухина, Т. Е. Бабурина, И. Б. Котельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112961/ (дата обращения: 22.02.2025).



Информационные технологии — это неотъемлемая часть современного мира. Применение ИКТ в учебной практической деятельности учителя начальных классов позволяет задействовать разнообразные формы донесения информации (знаний), ИКТ участвуют в развитии необходимых навыков школьников, а также автоматизируют часть задач учителя.

Ключевые слова: современные технологии, информатизация, икт, начальные классы, младшие школьники.

  1. Введение

В сегодняшней практике учитель часто применяет ИКТ в процессах подготовки к уроку и при проведении учебных или внеклассных занятий. Актуальность компьютерных технологий повышается в связи с развитием дистанционного обучения и всеобщей цифровизации различных процессов. С развитием техники менялось и истолкование понятия ИКТ. Сегодня информационно-коммуникационные технологии крайне широко обсуждаются в контексте педагогической практики.

В рамках данной статьи считаем наиболее подходящим определение ИКТ кандидата педагогических наук Ф. Б. Асановой, «ИКТ — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [1].

В данной статье рассматриваются критерии для проведения успешного урока с применением компьютера, а также иных средств ИКТ, к которым относим: проектор, принтер, интерактивную доску, специализированное программное обеспечение, цифровые ресурсы (картографические сервисы, онлайн-библиотеки, словари, системы поиска информации и т.д.).

В статье автором приводятся форматы учебных материалов, иллюстрируется их применение в деятельности учителя начальных классов.

  1. Основная часть

Отметим, что первостепенная роль ИКТ — расширение возможностей учителя в части применения разнообразного графического, аудио и видеоматериала. При этом повышается интерактивность обучения, качество усвоения материала.

Новые современные технологии должны внедряться, но традиционные методические подходы к обучению не должны быть утеряны из образовательного процесса. В статье подчеркивается оценка целесообразности применения компьютера на уроке и других средств ИКТ. При внедрении мультимедийных и иных форм ИКТ в обучение считаем приемлемым следовать ряду рекомендаций, которые сформулированы автором данной статьи на основе изученного теоретического материала и научных публикаций, сформулированы на основе опыта учебной практики.

  1. Созданные или найденные материалы соотносятся с содержанием темы в учебнике, нормативными актами Министерства образования науки РФ, рекомендациями по созданию учебных программ.
  2. ИКТ применяются для объяснения наиболее сложных тем с целью их эффективного усвоения младшими школьниками.
  3. Применяются ИКТ для уроков, требующих максимальной интерактивности обучения и внимания школьников.
  4. Применяются ИКТ с целью демонстрации темы на основе широкого разнообразия типов и форм информации.
  5. Применяются ИКТ с сохранением ведущей роли учителя.
  6. Применяются ИКТ с целью развития творческой и познавательной активности младших школьников.

Полагаем, что приведенные рекомендации минимизируют применение ИКТ без обоснования их педагогической ценности в контексте конкретной учебной темы. Стоит отметить, что данный перечень является авторским и возможен к дополнению в дальнейшем, в рамках более детального изучения данного аспекта научной статьи.

Классификация моделируемых ИКТ продуктов, которые возможны к применению в рамках деятельности учителя начальных классов, велика. Обозначим наиболее популярные форматы материалов:

  1. тренажеры;
  2. мультимедиа презентации;
  3. анкеты;
  4. почтовые сервисы, мессенджеры
  5. программы для работы с текстом.

Тренажеры — это комплекс типовых заданий для отработки навыков или закрепления знаний. Задания могут быть представлены как в форме опроса/ теста с вариантами ответа, так и предполагать подробное решение. Данный формат может применяться для отработки знаний гуманитарных дисциплин, математики, в рамках творческих занятий.

Мультимедиа презентации — это тип оформленной информации в заранее заданной последовательности с содержанием текста, изображений, схем, видео, звукового ряда и т. д. Информация отображается на слайдах, применяется для объяснения нового материала, для иллюстрирования теоретического материала, для развития творческого мышления младших школьников. Данный материал имеет качество наглядности, вариативность в оформлении презентации широка. Презентации повышают вовлеченность младших школьников в процесс обучения.

Анкеты — формат материала для применения во внеурочной деятельности с автоматической обработкой ответов. Функции автоматизации учета и сбора статистики позволяют сделать выводы учителю в крайне сжатые сроки и сконцентрировать внимание на решении вопросов и проблем или продолжить учебную деятельность без корректировок.

Почтовые сервисы — цифровой инструмент коммуникации учителя с родителями. Подходит для хранения цифровых творческих материалов младших школьников, а также для взаимодействия с коллегами с целью обмена опытом и тиражирования лучших практик внутри учебной организации.

Текстовые редакторы и программы применяются для поурочного планирования. Для формирования конспектов занятия или дополнительной деятельности.

Вышеназванные форматы, которые являются информационными коммуникационным технологиями (ИКТ), совершенствуют деятельность учителя начальных классов и повышают эффективность коммуникации между учителем и младшим школьником.

Благодаря мультимедийному характеру учебных материалов повышается вовлеченность младших школьников и возрастает качество усвоения материала.

  1. Выводы

Информационные коммуникационные технологии совершенствуют познавательную функцию образовательного процесса, а их освоение учителем автоматизирует некоторые задачи учета, контроля данных, упрощает систематизацию информации. С развитием технологий доля учителей начальных классов, которые активно применяют в своей деятельности ИКТ будет расти. Цифровизация образовательной сферы также способствует оснащению учебных заведений современными техническими средствами ИКТ. Ценность данной научной статьи заключается в авторской оценке обоснования применения ИКТ в деятельности учителя и в описании форматов применения ИКТ в работе педагога.

Литература:

  1. Асанова, Ф. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий / Ф. Б. Асанова // ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». — Симферополь. — 2018. — C. 284–288.
  2. Глотова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие / Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 252 c.
  3. Афанасьев, А. Н. Теоретические аспекты применения современных вычислительных технологий в образовании / А. Н. Афанасьев, Р. П. Иванов. — СПб.: Рипол Классик, 2013. — 320 c
  4. Васильева, В. Н. Интернет-технологии — образованию / В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. — СПб.: Рипол-классик, 2014. — 541 c.
  5. Дружинина, Т. А. Применение ИКТ во внеурочной деятельности современного учителя / Т. А. Дружинина. — Ростов-на-Дону: Планета, 2014. — 314 c.
  6. Казначевская, Г. Д. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения / Г. Д. Казначевская. — Литрес: Дрофа, 2015. — 258 c.
  7. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С. В. Панюкова. — Воронеж: Директ-Медиа, 2016. — 348 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, деятельность учителя, качество усвоения материала, класс, материал, мультимедиа презентации, образовательный процесс, школьник.


Похожие статьи

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Информационные технологии в системе современного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить эффективность обучения, интеллектуальный уровень обучаемых, привить навыки самообразования, самоорганизации и...

ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка

Статья посвящена рассмотрению использования ИКТ на уроках немецкого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации не только способствуют развитию творчества учителя и ...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Разработка и внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку новых информационных технологий

Статья исследует внедрение информационных технологий в образовательный процесс, особенно в контексте обучения иностранным языкам в школе. Авторские исследования подчеркивают важность интеграции ресурсов, таких как Интернет и обучающие программы, для ...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Развитие навыков говорения через инфографику

В настоящей статье рассматривается одна из актуальных проблем- развитие коммуникативных навыков в образовании и предлагается инновационный метод, основанный на визуализации информации через инфографику. В ходе исследования были изучены теоретические ...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Похожие статьи

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Информационные технологии в системе современного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить эффективность обучения, интеллектуальный уровень обучаемых, привить навыки самообразования, самоорганизации и...

ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка

Статья посвящена рассмотрению использования ИКТ на уроках немецкого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации не только способствуют развитию творчества учителя и ...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Разработка и внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку новых информационных технологий

Статья исследует внедрение информационных технологий в образовательный процесс, особенно в контексте обучения иностранным языкам в школе. Авторские исследования подчеркивают важность интеграции ресурсов, таких как Интернет и обучающие программы, для ...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Развитие навыков говорения через инфографику

В настоящей статье рассматривается одна из актуальных проблем- развитие коммуникативных навыков в образовании и предлагается инновационный метод, основанный на визуализации информации через инфографику. В ходе исследования были изучены теоретические ...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Задать вопрос