В статье рассказывается о том, что из себя представляет уголовно правовое гарантирование эффективного использования бюджетных средств. Рассмотрен пример ст. 285 УК РФ.
Ключевые слова: уголовно-правовое гарантирование, бюджетные средства, статья 285 УК РФ, использование бюджетных средств, уголовно- правовое гарантирование.
The article describes what the criminal legal guarantee of the effective use of budget funds is. An example of Art. 285 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: criminal legal guarantee, budgetary funds, article 285 of the Criminal Code of the Russian Federation, use of budget funds, criminal legal guarantees.
Надлежащее функционирование систем государства является залогом не только возможности его существования как такого, но и неоспоримым условием для его развития. Ключевой является финансовая система, в рамках которой в обобщенном виде происходит накопление и распределение ресурсов, позволяющих государству выполнять взятые на себя обязательства.
Доходное исполнение бюджета является важнейшим этапом исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Качество организации этого процесса, обеспечиваемое, прежде всего, нормативно-правовым финансовым регулированием, определяет такие показатели, как информированность о состоянии доходов различных бюджетов единой национальной бюджетной системы, оперативность реагирования и контроль за финансовыми потоками.
Целевое использование бюджетных средств — один из основополагающих принципов бюджетного законодательства Российской Федерации.
От успешности бюджетной политики зависит эффективность всей бюджетной политики, которая должна быть направлена на обеспечение экономической и финансовой стабильности государства, местного самоуправления и надлежащего уровня социальной защиты граждан.
В свою очередь, эффективность распределения доходов между государственным бюджетом и местными бюджетами сейчас требует гораздо большего внимания, чем в большинстве развитых стран, для совершенствования законодательного регулирования, особенно в современный период усиления масштабной децентрализации из-за формирование объединенных территориальных громад и наделение их большими полномочиями в области доходов и расходов бюджета.
В 2003 году в уголовный закон была введена статья 285, устанавливающая ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств.
Изучение особенностей финансово-правовой ответственности за нарушение законодательства в сфере исполнения доходов бюджета является актуальным вопросом в настоящее время.
Официальная судебная статистика свидетельствует о крайне редком привлечении к уголовной ответственности по ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). В частности, в 2021 году по ст. 285 УК РФ был вынесен только один обвинительный приговор; в 2022 году — три; в 2023 году -вновь один.
Финансово-правовая ответственность за нарушение законодательства в сфере исполнения бюджетных доходов однозначно характеризуется принципами финансово-правовой ответственности как самостоятельной формы юридической ответственности. К ним относятся: принцип разграничения финансовых правовых санкций и финансовых юридических обязательств; принцип соотношения финансовой юридической ответственности и других обязанностей; принцип юридической целесообразности; принцип своевременности; принцип индивидуального наказания и принцип регламентации.
В самом общем виде непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, можно определить, как общественные отношения, возникающие в сфере распределения бюджетных средств в соответствии с принципом исключительно целевого характера такого распределения.
Некоторые исследователи, изучавшие данный вопрос, выделили данные меры как особые виды материально-правового наказания. Наличие специальных видов наказания является одной из важнейших особенностей отдельных видов юридической ответственности. Итак, отметим, что финансово-правовая ответственность за нарушение законодательства в области исполнения доходов бюджета является особым видом юридической ответственности.
В результате надлежащего существования и развития таких отношений происходит формирование и функционирование иных общественных отношений, посредством которых реализуются ключевые функции государства.
Теоретическая значимость проявляется в необходимости выделить данную правовую категорию в самостоятельное правовое явление, четко установить ее границы, изучить ее связи с другими элементами бюджетного процесса. Практическое значение заключается, прежде всего, в формулировании необходимых алгоритмов привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушение, на стадии исполнения доходов бюджета.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, характеризуется единственным действием — нецелевым расходованием бюджетных средств.
Применяя средства финансово-правовой ответственности к субъектам бюджетного процесса, законодатель влияет на указанные отношения, что в результате полностью удовлетворяет интересы как государства, так и общества, поскольку на этом этапе мобилизуются поступления в бюджет. Поэтому соблюдение законодательства, предупреждение правонарушений и контроль за выполнением мер по устранению негативных последствий неправомерных действий служат важной основой функционирования бюджетного процесса в целом.
Для квалификации деяния по ст. 285 УК РФ целевое или нецелевое использование бюджетных средств определяется, соответственно, в соотношении с целью выделения таких средств.
Известно, что юридическая ответственность — это предусмотренный законом и принужденный государством вид и размер утраты лицом личного, организационного и материального блага за совершенное им правонарушение.
В частности, было прекращено уголовное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 285 УК РФ, при следующих фактических обстоятельствах: при осуществлении строительства капитальных объектов, помимо заключения собственно договора подряда (государственного контракта), необходимо привлечение лица, выполняющего функции строительного контроля.
Таким образом, эффективность распределения доходов между государственным бюджетом и местными бюджетами сейчас требует гораздо большего внимания, чем в большинстве развитых стран, для совершенствования законодательного регулирования, особенно в современный период усиления масштабной децентрализации из-за формирование объединенных территориальных громад и наделение их большими полномочиями в области доходов и расходов бюджета. Эти процессы могут тормозиться различными факторами, в том числе финансовыми нарушениями. Поэтому для их контроля и предотвращения необходим специальный инструмент — финансово-правовая ответственность за нарушение законодательства в сфере исполнения бюджетных доходов.
Литература:
- Уголовно-правовая охрана бюджетных средств: монография / под ред. Н. И. Пикурова, Е. Н. Карабановой. М.: Проспект, 2016. 98 с.
- Шурпаев Ш. М. Криминологическая классификация преступлений коррупционной направленности в сфере государственных и муниципальных закупок // Безопасность бизнеса. 2019. N 6. С. 37–41.
- Арбатская Ю. В., Васильева Н. В., Христюк А. А. Нецелевое расходование бюджетных средств: криминологическая и уголовно-правовая характеристика // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. N 4. С. 104–113.
- Басова Т. Б. Преступления, совершаемые по службе: современные проблемы законодательной регламентации // Служебные преступления: вопросы теории и практики правоприменения: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 17 мая 2018 г., г. Хабаровск / под ред. Т. Б. Басовой, К. А. Волкова. Хабаровск: Юрист, 2018. С. 20–27.