В статье автор рассматривает некоторые правовые аспекты сохранения, защиты неприкосновенности частной жизни и ее конфиденциальности в условиях бурного развития информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, информационное общество, законодательная база, правовое регулирование частной жизни.
Развитие информационных технологий оказывает значительное влияние не только на все общество в целом, но и на каждого конкретного человека и его частную жизнь, в конечном итоге. Бурное развитие последних в виде социальных сетей, различных интернет-маркетплейсов и пр., предоставило новые возможности для сбора, обработки и порой несанкционированного и распространения и использования персональных данных, в т. ч. без согласия владельца.
В связи с этим возникает острая необходимость правового регулирования этой сферы для обеспечения защиты прав и свобод граждан.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства. Вместе с тем, последнее должно гарантировать каждому защиту от такого вмешательства третьих лиц.
Следует отметить, что изменение масштаба проблемы обеспечения неприкосновенности частной жизни наметилось уже в 90-е годы XX века и стало тем более острей в XXI веке, что было тесно связано с быстрым распространением цифровых сетей и резким снижением затрат на связь.
Современное общество не может существовать без развития информационных технологий. Развитие информационного общества, те масштабные изменения, которые происходят, в связи с этим во всех сферах жизни человека, неизбежно затрагивают и сферу права.
Неприкосновенность частной жизни является фундаментальным правом любого человека, закрепленного в ст. 23 ст. 24 Конституции Российской Федерации [6].
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет национальные интересы государства в информационной сфере. В ней отмечено, в частности, что информационная инфраструктура, системы связи должны работать постоянно и бесперебойно. Информация о государственной политике должна быть достоверной. Развитие информационных технологий и электронной экономики, электронных услуг требуют при этом обеспечения их глобальной безопасности.
В этой связи особо отмечено, что при использовании информации неукоснительно должны соблюдаться конституционные права граждан и неприкосновенность частной жизни. [8].
О национальных интересах при информатизации говорится и в принципах Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Она призвана обеспечивать права граждан в плане доступа к информации, свободу выбора средств ее получения.
У граждан должен быть выбор традиционных (аналоговых) или цифровых форм получения услуг, при соблюдении приоритет традиционных национальных ценностей поведения в сфере информационных технологий. И государство призвано защищать интересы своих граждан в информационной среде [9].
Анализ приведенных выше стратегических документов, показывает, что главной задачей государства является повышение уровня качества жизни граждан Российской Федерации на основе информационных технологий [3; 5].
Основными законодательными актами, регулирующими вопросы частной жизни, в условиях реализации выше названных стратегических документов, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также целый ряд таких федеральных законов, как «О связи», «О персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.
Совокупность норм конституционного, гражданского, информационного, административного, и, в некоторой степени, и уголовного права, образуют правовое обеспечение информационных отношений, с помощью которого и осуществляется противодействие угрозам безопасности всех субъектов информационных отношений [1; 4].
Все это позволяет государству осуществлять правовое регулирование информационной среды, переход к информационному обществу или обществу знаний и защищать права и свободы граждан, организаций, государства в информационной сфере.
Однако, несмотря на урегулированность некоторых правовых аспектов защиты частной жизни в условиях развития цифровых технологий, данные о человеке могут быть собраны, обработаны и использованы без его согласия, как уже говорилось выше, ведет к серьезным нарушениям частной жизни.
Социальные сети, мобильные приложения, интернет-магазины, многочисленные системы видеонаблюдения и др. цифровые инструменты создают новые возможности и угрозы для вмешательства в частную жизнь человека. Таким образом, угрозы частной жизни исходят сегодня из различных источников.
По мнению ученых, занимающихся вопросами правового регулирования информационных отношений в современном обществе, угрозы могут быть классифицированы следующим образом:
– технологическая угроза;
– угроза от действий государственных и негосударственных структур;
– угроза со стороны частных правонарушителей и различных коммерческих фирм, учреждений, организаций [2].
Реальность показывает, что, в современных условиях все большее число людей сталкивается с самыми разнообразными проблемами по осуществлению своего права на неприкосновенность частной жизни.
Способы нарушения неприкосновенности частой жизни в цифровой среде, к сожалению, намного опережают меры защиты ее. Из этого вытекает довольно пессимистичный вывод, что в условиях информационного общества и широкого использования сети Интернет полное обеспечение права граждан на неприкосновенность частной жизни объективно невозможно [2].
Эти тенденции подтверждается целым рядом ежедневных публикаций в средствах массовой информации, в которых регулярно документируются случаи нарушения прав на неприкосновенность частной жизни.
В 2023 году Роскомнадзор зафиксировал 168 утечек персональных данных. В сеть попало более 300 млн записей о россиянах. При этом в 2022 году, после начала специальной военной операции, в сеть «утекли» 600 млн. записей о россиянах. Тогда ведомство зафиксировало более 140 утечек.
Ряд опросов Всероссийского центра по исследованию общественного мнения (ВЦИОМ), АНО «Национальные приоритеты» и Координационного центра при Правительстве Российской Федерации по проблемам защиты персональных данных, восприятия биометрии подтверждает обеспокоенность россиян вопросами безопасности своих персональных данных.
Так, например, проведенный ВЦИОМ опрос в 2023 году показал, что 52 % россиян не готовы делиться персональными данными ни с кем и ни для чего.
56 % респондентов считают, что информация, предоставленная коммерческим компаниям, плохо защищена, при этом обратной позиции придерживаются лишь 19 % опрошенных.
Еще 46 % респондентов полагают, что данные, предоставленные для получения услуг на портале «Госуслуги», также плохо защищены. О том, что государство хорошо защищает данные, говорят лишь 36 % опрошенных. Треть респондентов уверена, что государство использует собранные данные для контроля за жизнью людей и подтверждения их личности [7].
В Ассоциации больших данных, в которую входят VK, «Сбер», «МегаФон» и др., связывают недоверие граждан с «обилием негативных новостей по этой проблеме». Чтобы россияне перестали опасаться оборота их данных, полагают в ассоциации, нужно «насыщать информационное поле не только негативными сообщениями, но и позитивными примерами использования аналитики данных [ВЦИОМ]. Таким образом, хотя право на неприкосновенность частной жизни остается фундаментальным принципом, современное общество сталкивается с рядом вызовов и проблем, связанных с его осуществлением.
В этой связи абсолютно закономерен пристальный интерес к теоретическим вопросам о сущности информационного общества для юристов, т. к. понимание тенденций его развития и ключевых характеристик позволяет понимать и предсказывать соответствующие тенденции трансформации и всей правовой системы. Поэтому в этих условиях следует уделять большее внимание разработке механизмов, которые бы обеспечивали защиту приватности в цифровой среде, сохраняя при этом баланс между индивидуальными правами и государственными (общественными) интересами, такими как безопасность и пресечение преступной деятельности. Кроме того, для эффективной защиты неприкосновенности частной жизни необходимо дальше совершенствовать законодательную базу.
Таким образом, нормативное регулирование информационных отношений, представляет собой самостоятельное направление правового регулирования и реализуется в рамках государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности страны. В связи с этим следует уделять большее внимание разработке механизмов, которые бы обеспечивали защиту приватности в цифровой среде, сохраняя при этом баланс между индивидуальными правами и общественными интересами, такими как безопасность и пресечение преступной деятельности. Кроме того, для эффективной защиты неприкосновенности частной жизни необходимо дальше совершенствовать законодательную базу.
Развитие информационных технологий требует особого внимания к правовому регулированию частной жизни граждан. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы, повышение уровня защиты персональных данных и обеспечение баланса между интересами государства, бизнеса и граждан в сфере информационных технологий.
Литература:
- Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. — М., 1991. — С. 11.
- Гаджиева З. Р. Становление и развитие конституционного законодательства Российской Федерации о доступе граждан к информации о деятельности органов публичной власти. Закон и право. 2013. № 12. С. 12–14.
- Гребеник В. В., Воротникова И. В. Тенденции новых цифровых технологий в развитии современного бизнеса // Вестник Евразийской науки, 2018 № 3, https://esj.today/PDF/42ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
- Гришина Е. А. Современное состояние рынка банковского кредитования малого бизнеса: проблемы и перспективы //Факторы успеха. 2017. № 2(9). С. 13–20.
- Гурлев И. В. Цифровизация экономики России и проблемы роботизации // Вестник Евразийской науки, 2020 № 4, URL: https://esj.today/PDF/08ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
- Конституции Российской Федерации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 12.04.2024).
- Статья «ВЦИОМ: 52 % россиян не готовы делиться персональными данными». URL:https://telesputnik.ru/materials/trends/news/vciom-52-rossiyan-ne-gotovy-delitsya-personalnymi-dannymi (дата обращения: 12.04.2024).
- Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения: 12.04.2024).
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 12.04.2024).