В статье автор исследует возможности применения заданий, созданных на основе иммерсивных технологий, на различных этапах современного урока открытия нового знания как способа вовлечения обучающихся СПО в познавательную деятельность.
Ключевые слова : иммерсивные технологии, образование, история, виртуальная реальность, заинтересованность
Бурное развитие технологий, происходящее в XXI веке, сделало возможным разработку таких технических устройств, появление которых казалось либо невозможным, либо вероятным лишь в отдаленной перспективе. Особенно существенными стали изобретения в области систем связи, передачи изображений, которые расширили функциональные возможности телефонов, телевидения и кино, стали неотъемлемым атрибутом жизни практически каждого человека, особенно молодежи.
Процесс цифровизации, затронувший все сферы жизни общества, в системе образования РФ, чаще воспринимается как компьютеризация кабинетов информатики и рабочего места педагога, наличие мультимедийного проектора и МФУ. В то же время педагогические техники и технологии, основанные на применении VR/AR и позволяющие повысить заинтересованность обучающихся в получении знаний, закреплении умений и навыков за счет присущей им иммерсивности, интерактивности и популярности среди поколений Z и Альфа, еще не нашли широкого применения в образовании.
В настоящее время наблюдается снижение заинтересованности обучающихся в изучении предметов, не имеющих прикладного значения, таких как история, русский язык, география и т. п. [1]. При изучении истории педагогу важно помнить, что этот предмет не только относится к области знаний, формирующей критическое мышление, но и является способом создания базовых ценностей и ориентиров нового поколения, соответствующих культурному коду России. Проводимые в учебных заведениях наблюдения, опросы и эксперименты показывают, что примерно половина обучающихся не испытывают большого интереса при изучении истории в формате традиционного урока и лишь 20 % с удовольствием посещают занятия по данному предмету и готовы самостоятельно исследовать дополнительные материалы [2].
Бесспорным является то, что при проведении занятий истории чаще всего применяются классические способы передачи информации. При этом один из них — наглядный способ, предполагает возможность изучения не только печатных и материальных источников, которые большая часть обучающихся откровенно игнорирует, но и применение современных электронных средств передачи информации, вызывающих интерес у обучающихся. В этом случае наглядная демонстрация материалов становится своеобразным «переходным» мостиком к современному изложению исторического материала и повышению мотивированности обучающихся.
Приведём примеры соотнесения некоторых этапов урока открытия нового знания в рамках ФГОС СОО «Перемены в духовной жизни в годы перестройки» и специально разработанных в рамках нашего исследования иммерсивных заданий, основанных на применении новых ИКТ-технологий.
На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии предлагаем применять технику визуализации информации «Облако слов», практическая реализация которой доступна в специальных программах, таких как WordCloud.pro. Для выделения самых популярных, часто встречающихся слов, разработчику достаточно подгрузить необходимый текст и для визуализации отобранных в результате частотного анализа слов выбрать эффект визуализации — домик, бабочка и т. п. Для нашего занятия было разработано задание на основе языка разметки HTML и языков программирования CSS и JavaScript. Была создана база слов, неразрывно связанных с периодом перестройки, а также реализован интерфейс задания — с помощью которого участники могут вводить любой ряд слов, ассоциирующийся у них с периодом 1985–1991 гг. в нашей стране. Данные слова размещаются программой в кроне дерева со стволом, символизирующим «перестройку». Наиболее часто встречающиеся слова становятся более крупными, а при подведении итогов слова, вписанные ошибочно, сначала появляются на экране и затем исчезают. Также у педагога существует возможность вписать недостающие термины, которые также попадают в крону дерева, но отображаются иным цветом, чем слова, внесенные студентами. Пример выполнения данного задания приведен на рис.1.
Рис. 1. Визуализация знаний через облако слов
Благодаря включению каждого обучающегося в процесс, их знания визуализируются, что позволяет им самостоятельно определить, какой информации недостаёт для решения новой практической задачи.
На этапах урока — реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, обучающимся предлагается выполнить ряд специально разработанных кейс-заданий. В соответствии с темой занятия, обучающиеся последовательно собирают информацию из предложенных им источников времен перестройки, для того чтобы ответить на проблемный вопрос: «Как и какие изменения в духовной сфере советских людей могли привести к распаду СССР?». Задания на каждой точке для каждой группы являются проблемными, связанными с различными сторонами духовной сферы жизни общества конца 80-х годов. Главной задачей при прохождении заданий становится поиск характерных изменений в духовной сфере времен перестройки и определение портрета гражданина этого периода. Для лучшего понимания поставленной задачи обучающимся в качестве эталона предлагается портрет советского человека, выполненный в форме диаграммы Исикавы (рис.2).
Рис. 2. Пример оформления диаграммы Исикавы — «портрет» советского человека
На данном этапе преподаватель играет координирующую роль, озвучивая порядок выполнения заданий, при необходимости оказывая консультативную помощь, корректируя версии, выдвигаемые обучающимися, помогая кратко формулировать выявленные «обновленные» качества человека времен перестройки. Результаты прохождения кейса проговариваются участниками между собой и записываются в краткой форме в своеобразный «Протокол расследования» на основе диаграммы Исикавы (фишбоун).
Седьмой этап урока открытия нового знания — это самостоятельная работа с проверкой по эталону — может быть проведен с применением технологии виртуальной реальности , для чего педагогом заранее разрабатываетсяиммерсивное задание. С помощью VR-очков и шлемов обучающимся будет предложено стилизовать комнату, обустроенную в духе 70-х годов XX века, в соответствии с изменениями в духовной жизни общества, произошедшими в годы перестройки. Вид комнаты, созданной в VR, приведен на рис. 3.
Рисунок 3. Виртуальная комната для проверки новых знаний по эталону с применением технологии виртуальной реальности
Задание разработано на основе технологии виртуальной реальности, обучающиеся получают индивидуальный «доступ» в такую комнату, производят её переоборудование с учетом новых знаний, полученных при прохождении тех «контрольных точек», в которых они побывали на предыдущем этапе, тех знаний и выводов, которые они получили/сделали. Так, с помощью шлемов и очков виртуальной реальности будет предоставлена возможность выбрать на телевизоре передачу эпохи перестройки, выбрать и прослушать популярную в СССР в годы перестройки песню, выбрать и расставить на полке книги, которые были разрешены к печати в этот период и т. п. Выход из комнаты будет доступным после правильного выполнения всех заданий.
Таким образом, новые иммерсивные технологии могут применяться на различных этапах современных уроков, что позволит повысить интерес обучающихся нового поколения к изучению истории.
Литература:
1. Игнатьева А. О. Привитие учащимся интереса к урокам истории // https://www.uchportal.ru/publ/ 23–1-0–9469 (дата обращения 06.04.2024)
2. Щукина А. Ю. Современные проблемы формирования познавательного интереса обучающихся на уроках географии// Теория и практика современной науки. 2019. № 2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-obuchayuschihsya-na-urokah-geografii (дата обращения: 11.04.2024)).