Повышение креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Утабеков, С. С. Повышение креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта / С. С. Утабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 96-101. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112981/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует вопросы и перспективы повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта. Выделяется дискуссионный и противоречивый характер оптимизации деятельности дизайнеров с применением искусственного интеллекта. Подчеркивается, что для начинающих дизайнеров искусственный интеллект становится средством знакомства с различными стилями дизайна, упрощения работы и снижения рабочей нагрузки. Искусственный интеллект приобретает значимость в простейших видах деятельности начинающего дизайнера, поскольку у последнего отсутствует возможность выявлять несоответствия и вносить коррективы. По итогам исследования выделяются техники повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, начинающие дизайнеры, нейросети, креативность с ИИ, повышение креативности, генерация идей, техники повышения креативности, деятельность дизайнеров.

Феномен генеративного искусственного интеллекта, интенсивно проникающего во все сферы человеческой жизни, намечает комплексные социально-экономические трансформации и связанные с ними процессы, колоссально перестраивает деятельность представителей многих профессий. Многие ученые сходятся во мнении о том, что искусственный интеллект в целом окажет существенное влияние на содержание и характер реализации трудовых функций работниками, поскольку обладает существенным потенциалом оптимизации рутинных задач и операций, обеспечивает возможность фокусироваться на выполнении прикладных и креативных (недоступных искусственному интеллекту) видов деятельности.

Актуальность исследования вопросов повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта определяется тем, что генеративный искусственный интеллект может стать перспективным и многогранным инструментом не только подготовки, но и адаптации начинающих дизайнеров на рабочем месте, применяться для знакомства с определенными стилями и организации автономного обучения, прививать корпоративный стиль. Подобное направление становится способом влияния на креативность начинающих дизайнеров за счет их более планомерного введения в практическую деятельность.

Цель исследования — охарактеризовать перспективы повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта.

Задачи исследования:

1) Определить потенциал применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров.

2) Охарактеризовать содержание креативной функции работника и выделить пути её улучшения средствами искусственного интеллекта.

3) Выявить перспективы влияния искусственного интеллекта на креативность начинающих дизайнеров.

В основу исследования положены труды ученых, посвященные вопросам применения искусственного интеллекта в деятельности специалистов и в решении задач повышения креативности дизайнеров. Исследование основано на теоретических методах: библиографическое описание, анализ источников по теме исследования, их обобщение и синтез.

Тезис о необходимости рассмотрения искусственного интеллекта как прорывного и обладающего потенциалом повышения креативности начинающих дизайнеров инструмента исходит из того, что искусственный интеллект основывается на обширной базе данных, в которую включается различная информация. Среди такой информации можно рассматривать различные предметные нюансы и аспекты, которые для начинающего дизайнера (молодого специалиста) остаются недоступными. Причем такая информация может запрашиваться начинающим дизайнером в достаточно удобной форме, не требует длительных поисков и пояснений, что демонстрирует общий потенциал искусственного интеллекта в решении образовательных задач.

Учитывая тезис о более обширной и удобной информации, предоставляемой начинающему дизайнеру за счет искусственного интеллекта, отметим общие возможности его применения в деятельности дизайнеров. Так, В. Н. Иванова пишет о том, что искусственный интеллект становится не просто инструментом оптимизации деятельности специалиста, а позволяет создать условия синтеза творческой мысли человека с её воспроизводством на базе инструментария искусственного интеллекта. Автор выделяет различные сферы применения искусственного интеллекта в дизайне, которые обеспечивают большее удобство и эффективность функционирования данной сферы [2]. Примечательной в контексте вышеупомянутого видится позиция Е. В. Малашука, который рассматривает искусственный интеллект и применение отдельных его инструментов в веб-дизайне. Автор отмечает, что сегодня все чаще наблюдается ситуация, когда человеческий труд совмещается с инструментами искусственного интеллекта. Подобное совмещение, по его мнению, приводит к осознанному смешению стилей и упрощению реализации многих сложных, ограниченных по времени и ресурсам проектов. По мнению Е. В. Малашука, функциональные возможности искусственного интеллекта, применимые в креативной сфере и находящие перспективность в различных видах и направлениях деятельности, несмотря на все заявления о замещении человеческой функции, не могут превзойти человека, поскольку требуют тщательного управления, четкого отслеживания результатов и оперирования ими для повышения эффективности отдельных инструментов [4]. Иными словами, искусственный интеллект хотя и рассматривается как оптимизационный и достаточно многогранный по своим функциональным возможностям инструмент, он пока еще не может применяться обывателями действительно в выгодном для труда ключе, поскольку требуется проверять информацию, давать ей критическую оценку, выделять неточности.

Г. А. Климова и К. М. Бегимай считают, что появление искусственного интеллекта в дизайне является результатом общей эволюции прикладных инструментов — появления первого программного обеспечения, функционал которого подвергался постепенному развитию, расширению и трансформациям. Авторы считают, что искусственный интеллект — это результат объединения потенциала множества специалистов из различных сфер деятельности, который позволил создать универсальный инструмент для дизайнеров [3]. Достаточно прикладным примером, отражающим эволюцию различных сфер под влиянием искусственного интеллекта, является эволюция генеративной графики, о которой пишет О. В. Петрухина. Автор отмечает, что постепенное развитие и усовершенствование инструментов генеративного искусственного интеллекта позволило перейти от неконтролируемого и стихийно формирующегося результата к целенаправленному и соответствующему установленным критериям созданию определенных объектов, геометрических фигур, сложных фонов, текста и др. составляющих, которые применяются в деятельности дизайнеров [6].

Учитывая все вышеизложенное, отметим, что применение искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров сводится к системе направлений (рис. 1):

Некоторые направления применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров (составлено автором)

Рис. 1. Некоторые направления применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров (составлено автором)

Выделенные на рис. 1 направления применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров предоставляют достаточно обширный оптимизационный и упрощающий (улучшающий) деятельность специалиста инструментарий (функционал), значение которого меняется на наш взгляд от профессионализма и степени экспертности специалиста в заданной сфере деятельности. Подобное влияние раскрыто на рис. 2:

Значение и потенциал искусственного интеллекта для дизайнеров различной квалификации (составлено автором)

Рис. 2. Значение и потенциал искусственного интеллекта для дизайнеров различной квалификации (составлено автором)

Исходя из рис. 2, чем более опытным является специалист в сфере дизайна, тем менее значимым потенциалом для него обладают инструменты генеративного искусственного интеллекта, что обуславливается:

— возможностью оптимизации рутинных простейших задач, которые реже используются опытными дизайнерами, работающими в команде и перераспределяющими обязанности;

— постоянным критическим переосмыслением результатов, которые получаются при использовании искусственного интеллекта — опытный дизайнер подвергает значительным коррективам результаты, что не всегда позволяет с заданной эффективностью применять искусственный интеллект;

— невозможностью применять искусственный интеллект в сложных и ответственных задачах, ввиду выявления несоответствия и необходимости постоянной корректировки результатов.

Однако с точки зрения начинающего дизайнера искусственный интеллект обладает куда большим значением, поскольку позволяет работать с информацией, сокращает рутинные действия и позволяет сконцентрироваться на ключевых функциях, снижая общую нагрузку на изучение рутинных задач. Вместе с тем, под началом искусственного интеллекта увеличивается общая результативность обучения, на что указывают множественные исследования [4; 5]. Данная связь позволяет рассматривать искусственный интеллект как способ обеспечить развитие креативности по мере постепенной адаптации дизайнера к трудовым функциям. Е. К. Данилина считает, что способность обучаться определяет перспективность развития креативности специалиста, поскольку подобное связывается с усвоением различных видов деятельности и функций, напрямую определяет творческий рост и самореализацию [1].

М. С. Соловьев и В. В. Латкин рассматривают творчество и креативность как интегральные и связанные между собой понятия, за которыми скрывается перспектива развития человека. Авторы считают, что в эпоху постмодернизма человеческое творчество и креативность все чаще совмещаются с научно-техническим прогрессом. Подобное становится результатом создания новых креативных (творческих) индустрий, в которых определяется занятость человека и реализация его трудовых функций — чем большее количество специалистов действует в индустрии, тем более перспективные и качественные результаты достигаются, приобретается особый общественно значимый эффект [7].

Как пишет Е. В. Масланов, в эпоху цифровизации происходит значительное изменение креативности и креативной функции человека, поскольку ставится вопрос о замещении креативности человека цифровыми инструментами, программами и специализированными помощниками. По мнению автора, креативность в её истинном значении и связи с творчеством не доступна к цифровизации, за исключением случаев, когда креативность в цифровизации является результатом проявления творчества человека в новой среде. Автор придерживается позиции о том, что цифровизация создает все необходимые социально-экономические предпосылки для развития креативности и расширения коллективного знания (явного), аккумулирования коллективного неявного в виде достигаемых творческих результатов [5].

Так, учитывая воззрения современных ученых, отметим, что креативная функция работника (начинающего дизайнера) по своему содержанию в большей степени связывается с творчеством, формированием определенных идей, которые согласуются с поставленными целями и задачами деятельности, определенным социально значимым результатом. Искусственный интеллект в таком случае стоит рассматривать не как замещающий, а как дополняющий и/или расширяющий творческую (креативную) функцию человека инструмент, поскольку искусственный интеллект становится средством в руках профессионала.

В связи с обозначенным, актуальным остается вопрос, каким образом искусственный интеллект способен влиять на креативность начинающих дизайнеров. На наш взгляд, потенциал влияния искусственного интеллекта на креативность именно начинающих дизайнеров стоит раскрывать с точки зрения:

Во-первых, знакомства с определенными стилями, подходами и способами организации собственной деятельности. Искусственный интеллект в рамках данного направления отличается способностью предоставления начинающим дизайнерам доступа к огромному массиву информации о различных стилях, направлениях и исторических эпохах в дизайне, что позволяет молодым специалистам расширять свой кругозор, находить вдохновение или определять свой собственный путь в профессии. Важно, что подобная информация должна критически оцениваться дизайнером. Кроме того, искусственный интеллект способен анализировать работы начинающих дизайнеров, выявлять сильные и слабые стороны выполненных задач, предлагать рекомендации по улучшению, сформированные исходя из лучших практик, трендов в индустрии или предоставленных примеров реализации.

Во-вторых, формирования необходимых условий оптимизации рутинных задач для укрепления более креативных, которые связаны не с выполнением рутины, а раскрытием личного потенциала креативности конкретного дизайнера. Искусственный интеллект берет на себя повторяющиеся и трудоемкие задачи (ретушь фотографий, создание макетов, подбор шрифтов и цветовых палитр, формирование текстовых макетов и т. д), что освобождает время для решения более креативных задач, требующих нестандартного мышления и индивидуального подхода, недоступного искусственному интеллекту.

В-третьих, оказанием сопровождающей поддержки в реализации креативной функции, ввиду развития и/или расширения идей, которые предлагаются начинающим дизайнером. В таком случае дизайнером используются функции (техники) мозгового штурма, визуализации концепций, улучшения продуктов (идей) под конкретную аудиторию. Данные техники раскрыты более подробно в таблице 1:

Таблица 1

Техники развития креативных идей начинающего дизайнера с применением искусственного интеллекта

Техника

Особенности

Преимущества реализации в диалоге с нейросетью

Мозговой штурм

— генерация большого количества идей за относительно короткий промежуток времени;

— стимулирование нестандартного мышления и поиск нелогичных (в контексте диалога) решений, что расширяет креативную функции;

— работа доступна как в команде, так и индивидуально

Нейросеть способная интегрально анализировать информацию из различных областей и предлагать нестандартные связи, которые человек может упускать в ходе творчества. В таком случае искусственный интеллект помогает выйти за рамки привычного мышления и взглянуть на задачу с новой стороны. В том числе нейросеть способна автоматически группировать идеи по категориям, выявлять связи и закономерности

Визуализация концепций

— преобразование абстрактных идей в визуальные образы;

— создание набросков, макетов, 3D-моделей и анимаций;

Нейросеть может генерировать различные варианты визуализации идеи, что экономит время и ресурсы дизайнера, в том числе ввиду возможности быстро менять параметры визуализации, например стиль, цветовую палитру, композицию

Улучшение идей под целевую аудиторию

— анализ потребностей, предпочтений и поведения целевой аудитории;

— адаптация дизайна под специфику аудитории;

— повышение эффективности и результативности дизайна или его концепта при работе с целевым потребителем;

Решения нейросети основаны на огромные массивах данных о целевой аудитории, что позволяет выявлять скрытые паттерны и тренды. В том числе искусственный интеллект способен проводить A/B тестирование различных вариантов дизайна и выбирать наиболее эффективные решения в контексте целевой аудитории и её особенностей

Таким образом, учитывая результаты проведенного сравнительного анализа и исследования особенностей и перспектив перспективы повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта, отметим перспективность внедрения искусственного интеллекта в деятельность начинающих дизайнеров при необходимости одновременного контроля за результатами и самостоятельностью реализации. Подобное обуславливается тем, что эффективное использование искусственного интеллекта требует проведения экспертной оценки; искусственный интеллект необходимо рассматривать именно как инструмент, а не способ замещения всех функций дизайнера.

Литература:

1. Данилина Е. К. Креативность и обучение // Территория новых возможностей. 2015. № 4 (31). С. 209–214.

2. Иванова В. Н. Синтез творческой мысли и искусственного интеллекта // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». 2022. № 1. С. 132–134.

3. Климова Г. А., Бегімбай К. М. Исторический процесс возникновения искусственного интеллекта в дизайне // Universum: филология и искусствоведение. 2023. № 1 (103). С. 11–13.

4. Малашук Е. В. Инструменты ии в веб дизайне: области применения и методы использования // Инновационная наука. 2023. № 10–1. С. 21–30.

5. Масланов Е. В. Креативность и цифровизация // Epistemology & Philosophy of Science. 2022. № 3. С. 38–45.

6. Петрухина О. В. Генеративная графика: вчера, сегодня, завтра // НАУ. 2023. № 88–2. С. 9–11.

7. Соловьев М. С., Латкин В. В. Творчество и креативность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 13–15.

Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, генеративный искусственный интеллект, деятельность дизайнеров, начинающий дизайнер, инструмент, задача, целевая аудитория, автор, дизайнер, креативность начинающих дизайнеров.


Ключевые слова

искусственный интеллект, нейросети, генерация идей, начинающие дизайнеры, креативность с ИИ, повышение креативности, техники повышения креативности, деятельность дизайнеров

Похожие статьи

Роль искусственного интеллекта в оптимизации принятия решений продакт-менеджерами

В статье рассматривается важность использования искусственного интеллекта (ИИ) в процессе принятия решений продакт-менеджерами. Автор приводит преимущества, которые предоставляет ИИ, такие как анализ данных, прогнозирование тенденций рынка и оптимиза...

Развитие способности строить информационные модели различных объектов через использование деятельностного подхода

В данной статье рассматривается эффективность деятельностного подхода в образовательном процессе на примере преподавания информатики в 9 классе с использованием программирования на Python. Цель исследования — анализировать, как данный подход способст...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система обучения

Технологии, совершив огромный скачок в развитии за достаточно короткое время, уже смогли существенно облегчить жизнь человеку. Создание сильного ИИ для включения его в образовательный процесс является актуальной задачей, поскольку технические разраб...

Разработка учебных информационно-коммуникативных проектов на основе эвристических методов

Стремительный прогресс информационных и коммуникативных технологий определяет в последнее время инновационную активность в сферах производства и услуг. В качестве предпосылок ускорения развития отмечаются постоянно возрастающая потребность общества в...

Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать а...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Модульное обучение как драйвер развития креативных индустрий

В данной статье рассматривается специфика модульного обучения в условиях трансформации современной экономики. Трансформационном фактором выступает развитие и наращивание степени влияния креативных индустрий в экономике, в частности в экономике РФ. Ро...

Когнитивное исследование качества жизни и занятости молодежи

В работе рассматриваются основные положения методологии когнитивного моделирования, базовые понятия, подходы, методы и модели. Приведен пример взаимосвязей (причинный анализ) качества жизни молодежи и занятости на рынке труда. Выделены особенности ко...

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...

Применение моделей машинного обучения для поддержки принятия врачебных решений

В статье автор исследует возможности применения моделей машинного обучения для поддержки врачебных решений при проведении медицинской диагностики по симптомам и фотоснимкам дерматологических заболеваний. Спроектированы и разработаны модели на основе ...

Похожие статьи

Роль искусственного интеллекта в оптимизации принятия решений продакт-менеджерами

В статье рассматривается важность использования искусственного интеллекта (ИИ) в процессе принятия решений продакт-менеджерами. Автор приводит преимущества, которые предоставляет ИИ, такие как анализ данных, прогнозирование тенденций рынка и оптимиза...

Развитие способности строить информационные модели различных объектов через использование деятельностного подхода

В данной статье рассматривается эффективность деятельностного подхода в образовательном процессе на примере преподавания информатики в 9 классе с использованием программирования на Python. Цель исследования — анализировать, как данный подход способст...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система обучения

Технологии, совершив огромный скачок в развитии за достаточно короткое время, уже смогли существенно облегчить жизнь человеку. Создание сильного ИИ для включения его в образовательный процесс является актуальной задачей, поскольку технические разраб...

Разработка учебных информационно-коммуникативных проектов на основе эвристических методов

Стремительный прогресс информационных и коммуникативных технологий определяет в последнее время инновационную активность в сферах производства и услуг. В качестве предпосылок ускорения развития отмечаются постоянно возрастающая потребность общества в...

Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать а...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Модульное обучение как драйвер развития креативных индустрий

В данной статье рассматривается специфика модульного обучения в условиях трансформации современной экономики. Трансформационном фактором выступает развитие и наращивание степени влияния креативных индустрий в экономике, в частности в экономике РФ. Ро...

Когнитивное исследование качества жизни и занятости молодежи

В работе рассматриваются основные положения методологии когнитивного моделирования, базовые понятия, подходы, методы и модели. Приведен пример взаимосвязей (причинный анализ) качества жизни молодежи и занятости на рынке труда. Выделены особенности ко...

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...

Применение моделей машинного обучения для поддержки принятия врачебных решений

В статье автор исследует возможности применения моделей машинного обучения для поддержки врачебных решений при проведении медицинской диагностики по симптомам и фотоснимкам дерматологических заболеваний. Спроектированы и разработаны модели на основе ...

Задать вопрос