Повышение уровня жизни в стране путём создания комфортных условий для жизни граждан, является основной задачей каждого правового социального государства. Однако, государство не сможет реализовать задачи на пути к данной цели, не имея определённых финансовых ресурсов. Формирование государственных финансовых фондов в значительной их части происходит за счёт уплаты физическими и юридическим лицами обязательных платежей и взносов. Упомянутыми обязательными платежами выступают законно установленные налоги и сборы. Для определения правильности и своевременности уплаты налогов субъектами налогообложения уполномоченным органом исполнительной власти осуществляется налоговой контроль. Налоговый контроль в значительно большей степени, по сравнению с другими разновидностями государственного контроля, затрагивает интересы физических и юридических лиц, в особенности хозяйствующих субъектов. Он менее ограничен в основаниях проведения, в сроках и перечне осуществляемых в отношении проверяемого контрольных мероприятий, а его результаты могут обернуться для налогоплательщика как серьезными финансовыми потерями (принудительное взыскание налоговых платежей и санкции), так и уголовным преследованием. Учитывая, что налоговое законодательство характеризуется постоянными и частыми изменения, для соответствия действующим социально-экономическим отношения, представляется необходимым проанализировать современное направление развития налогового контроля.
Ключевые слова: цифровизация, органы государственной власти, ИТ -кадры.
Increasing the standard of living in the country by creating comfortable living conditions for citizens is the main task of every legal social state. However, the state will not be able to implement the tasks towards this goal without certain financial resources. The formation of state financial funds in a significant part occurs through the payment of obligatory payments and contributions by individuals and legal entities. The mandatory payments mentioned are legally established taxes and fees. To determine the correctness and timeliness of tax payment by taxation subjects, the authorized executive body carries out. It is worth noting that tax control, to a much greater extent, compared to other types of state control, affects the interests of individuals and legal entities, especially business entities. It is less limited in the grounds for conducting, in the timing and list of control measures carried out in relation to the person being audited, and its results can result in both serious financial losses for the taxpayer (forced collection of tax payments and sanctions) and criminal prosecution. Considering that tax legislation is characterized by constant and frequent changes, to comply with current socio-economic relations, it seems necessary to analyze the current direction of development of tax control.
Keywords: digitalization, public authorities, IT personnel.
Налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоговый контроль является совокупностью мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики, соблюдение муниципальных и государственных интересов. Налоговые поступления являются основным источником доходов бюджетов всех уровней. Более 80 % общих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц [6, с. 300].
В последнее время основной целью государственных органов является, с одной стороны, упрощение налогового администрирования для добросовестных налогоплательщиков. С другой стороны, усложнение создания схем по уходу от налогообложения. В связи с чем, представляется необходимым рассмотреть последние наиболее значимые изменения в сфере налогового законодательства.
Прежде всего стоит упомянуть о изменениях, которые были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 N 263-ФЗ (далее — Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ) [2]. Данный закон ввёл понятие единого налогового счета и единого налогового платежа в налоговое законодательство.
Единым налоговым платежом (далее- ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии Кодексом.
Единым налоговым счетом (далее — ЕНС) признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности и денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Таким образом, единый налоговый счет представляет собой виртуальный кошелек налогоплательщика, из которого впоследствии налоговые органы в автоматическом порядке производит списание денежных средств в счет уплаты налоговых обязательств налогоплательщика.
При этом, все денежные средства, перечисляемые на единый налоговый счет, учитываются в качестве единого налогового платежа. Распределение сумм, зачисленных на ЕНС в форме ЕНП, происходит в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 45 НК РФ [1].
Введённая система обладает рядом преимуществ. Прежде всего это упрощение механизма исполнения обязанности по уплате налога. С начала 2023 года исчезает необходимость оформления налогоплательщиком большого количества платежных поручений. Все налогоплательщики перечисляют средства по единым реквизитам. В связи чем вероятность допущения налогоплательщиком ошибки при заполнении реквизитов уменьшен до минимума. А в случае использования такого сервиса как личный кабинет, допущение ошибки невозможно, по причине использования механизма автоматического заполнения [8, с.53].
Также проведена унификация правил сдачи отчетности и уплаты налогов. Теперь установлены единые сроки сдачи отчетности — до 25 числа, срок уплаты налогов — 28 число, месяца следующего за истекшим.
Благодаря введению ЕНС, значительно повышена прозрачность списания налоговой задолженности. Налогоплательщики, обладающие доступом в личный кабинет налогоплательщика, обладают возможностью получать в реальном времени подробную расшифровку налоговой задолженности.
Однако данная система также обладает рядом недостатков. При формировании начального сальдо ЕНС, частым явлением было учет на счете задолженности, в отношении которой пропущены сроки взыскания. Описанная ситуация, также была отмечена в ряде ведомственных писем, в том числе в письмах ФНС от 26.01.23 № ЕД-26–8/2@ [3], от 14.03.23 № КЧ-4–8/2882@ [4].
Второй вытекающий недостаток — это автоматический зачет денежных средств в счет погашения наиболее ранней налоговой задолженности, независимо от правомерности включения в сальдо единого налоговой счета данной задолженности.
В целом, стоит отметить, что ЕНС, после преодоления переходного периода значительно упростит исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Вторым значимым событием можно отметить, публикацию письма ФНС России от 21.09.2023 N БВ-4–9/12150 [5]. В данном письме была указано на допустимость в определённых случаях самостоятельного внесение налоговыми органами изменений в решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Необходимость создания такого механизма продиктована прежде возможностью определения налоговой обязанности в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 85 НК РФ на основании сведений, поступивших от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств. Учитывая, что в рассматриваемом случае, определение налоговой обязанности происходит без дополнительных действий со стороны налогоплательщика, есть вероятность допущения ошибки расчёта сумм действительных налоговых обязательств. В случае, если налогоплательщиком будет проигнорировано требование налогового органа о предоставлении пояснений/документов или налогоплательщик примет решение не участвовать в процедуре рассмотрения результатов налоговой проверки, существует вероятность неверного расчета налоговых обязательств налогоплательщика.
До указанного письма отмена решений налогового органа производилась только на основании п. 3 ст. 31 НК РФ вышестоящим налоговым органом. При этом, учитывая положения п. 6 ст. 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы мог достигать двух месяцев, не считая срок на исполнения решения вышестоящего налогового органа.
Таким образом, была значительно упрощена процедура по коррекции налоговой обязанности физических лиц.
Как было указанно ранее второй целью налоговых органов является понижение эффективности создания схем по уходу от налогообложения.
Одним из инструментов, созданных для этих целей, является создание федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (далее — ФРПВ). Данный реестр представляет собой перечень лиц, которые использовали схемные вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее-НДС), иными словами, применяли различные схемы уклонения от уплаты НДС (уменьшения налогооблагаемой базы), путем искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 54.1 НК РФ.
Создание названного реестра продиктовано прежде всего необходимостью комплексного, единообразного и регламентированного подхода к установлению выгодоприобретателей в цепочках схемных вычетов с целью реализации фискальной функции налоговых органов. Предполагается, что данный реестр резко увеличит эффективность и результативность проводимых налоговых проверок [7].
Ещё одним нововведением в налоговое законодательство, стоит отметить изменения, внесённые в п. 2 ст. 89 НК РФ. А именно, возможность о вынесении решения о проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотренном п. 2 ст. 89 НК РФ.
В связи с чем стало возможно вынесение решений о проведении выездной налоговой проверки, налоговым органом не по месту учета налогоплательщика.
В постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2023 по делу № А36–8469/2022 организация предпринимала попытки оспорить решение о проведение выездной налоговой проверки, вынесенное налоговым органом, в которым налогоплательщик не состоит на налоговом учете. Судом было отказа в удовлетворении требований налогоплательщика о признании решения налогового органа незаконным.
Однако, стоит отметить, что полноценная правоприменительная практика по данному виду проверок ещё не успела сформироваться. В связи с чем, представляется затруднительным, давать оценку об эффективности проведения налоговых проверок по такому принципу.
В настоящей статье были рассмотрены наиболее крупные и значимые изменения в налоговом законодательстве за последнее время.
Можно прийти к выводу, что в последнее время основной целью налоговой политики является, с одной стороны, упрощение налогового администрирования для добросовестных налогоплательщиков, а с другой создание дополнительных препятствий на пути создания схем по уходу от налогообложения.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 18.07.2022, N 29 (часть II), ст. 5230;
- Письмо ФНС России от 26.01.2023 № ЕД-26–8/2@ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Письмо ФНС России от 14.03.23 № КЧ-4–8/2882@. [Электронный ресурс]. Официальный сайт ФНС России URL: https://www.nalog.gov.ru
- Письмо ФНС России от 21.09.2023 N БВ-4–9/12150. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Юсупов У. В., Шнайдерман А. В. Проблемы налогового контроля в РФ // Теория и практика современной науки. 2021. № 12 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogovogo-kontrolya-v-rf-2 (дата обращения: 04.02.2024).
- Арапова, Д. А. Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей как качественно новый этап развития риск-ориентированного подхода к организации контроля в предпринимательской сфере / Д. А. Арапова // Вызовы и решения для бизнеса: ВЭД в новых реалиях: Сборник материалов III Международного внешнеэкономического научно-практического форума, Москва, 14 декабря 2022 года. — Москва: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2023. — С. 33–36. — EDN KMJJSH.
- Герасименко, О. А. Единый налоговый счет и единый налоговый платеж — новая реальность российского налогового администрирования / О. А. Герасименко, К. В. Трубавина // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2023. — № 8(102). — С. 52–55. — DOI 10.24412/2411–0450–2023–8–52–55. — EDN ALUIBO.