В статье представлены критерии оценивания групповой формы работы.
Ключевые слова: групповая форма, форма работы, личное взаимодействие, критерии оценивания.
Групповая форма работы, направленная на стимулирование мыслительных процессов учеников, способствует активному включению обучающегося в учебный процесс, его прямому участию в саморегуляции, проявлению индивидуального подхода в условиях общего обучения, организации взаимодействия обучающихся для выявления их индивидуальных способностей и потребностей, самоуправлению в коллективной деятельности и ответственности за принятие решений. Групповая форма улучшает сотрудничество между учителем и учениками, интегрируя взаимодействие в учебный процесс, осуществляемый одним субъектом по отношению к другому, где учитель помогает развитию у ребенка системы ориентации к окружающему миру, сверстникам и самому себе.
Групповая форма учебной работы включает в себя групповое планирование учебных задач, взаимное обучение и обсуждение информации, а также контроль друг над другом. Для организации полноценного учебного процесса крайне важны такие методы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный диспут, а также обсуждение участниками способов своего действия [1].
Одной из основных целей устройства коллективной деятельности является развитие мышления обучающихся. Коллективная работа способствует осмыслению учебных действий. На первых этапах совместной работы школьники распределяют обязанности, определяют функции каждого участника группы, планируют свои действия. Впоследствии каждый сможет самостоятельно выполнить все эти задачи.
При правильной организации групповой деятельности ребята учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации. Приобретаются навыки, необходимые для жизни в коллективе: ответственность, тактичность, умение строить свое поведение с учетом позиций других индивидуумов. Преподаватель получает возможность реализовывать индивидуальный подход к обучающимся; учитывать их взаимные предпочтения, способности, темп работы при формировании групп, давать группам задания, адаптированные по сложности. Воспитательная работа преподавателя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем развитии проходят стадию конфликтных отношений [2].
Выделяют шесть основных элементов совместной учебной деятельности в группе:
- позитивная взаимозависимость, то есть осознание учениками того факта, что они находятся во взаимодействии с товарищами в такой степени, что одному из них не удастся достичь успеха, если остальные не добьются того же результата;
- личное взаимодействие, при котором обучающиеся должны взаимодействовать между собой, поддерживать друг друга в решении сложных задач, в поиске идей и сюжетов, выполнении заданий;
- индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик индивидуально несет ответственность за свои действия, а оценка зависит как от личного вклада, так и от общего результата;
- коммуникативные навыки, которые развиваются у ребят для применения в учебной деятельности;
- совместная оценка хода работы, при которой группы обучающихся должны периодически анализировать свои достижения и определять способы улучшения работы как индивидуально, так и в целом;
- идеи и представления, обеспечивающие групповую работу [3].
Для оценки результатов метапредметной работы в процессе работы в группе необходимо установить критерии совместной и личной активности. Включить в наблюдательную сетку ключевые активности: управленческие, коммуникативные и познавательные.
Установите в качестве показателей коммуникативных действий — способность участников совместного проекта выражать собственное мнение и позицию, достигать согласия и приходить к общему решению, учитывать различные точки зрения и стремиться к согласованию действий в группе, учитывая навыки работы с информацией и использования средств информационно-коммуникационных технологий. Для каждого показателя групповой и индивидуальной деятельности определите критерии и шкалу оценки в баллах. При совместной проектной деятельности обучающихся педагоги должны оценивать процесс группового взаимодействия. Критерии оценивания приведены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценивания групповой формы работы на уроках русского языка и литературы
№ п/п |
Критерии |
Критерий 1. Способность к логическому мышлению |
|
1 |
1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации |
2 |
1.2. Постановка проблемы |
3 |
1.3. Актуальность и значимость темы проекта |
4 |
1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы |
5 |
1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе |
6 |
1.6. Полезность и востребованность продукта |
Критерий 2. Сформированность навыков проектной деятельности |
|
7 |
2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта |
8 |
2.2. Глубина раскрытия темы проекта |
9 |
2.3. Качество проектного продукта |
Критерий 3. Способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности |
|
10 |
3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части |
11 |
3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения |
12 |
3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада |
Критерий 4. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления |
|
13 |
4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность |
14 |
4.2 . Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе |
Критерий 5. Качество выступления |
|
15 |
Доклад зачитывается |
16 |
Доклад пересказывается, но не объяснена суть работы |
17 |
Доклад пересказывается, суть работы объяснена |
18 |
Кроме хорошего доклада показывает владение иллюстративным материалом |
19 |
Текст доклада объясняется своими словами, суть работы объяснена, прослеживается логика. |
6. Качество ответов на вопросы |
|
20 |
Нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения |
21 |
Ответы на большинство вопросов. Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения |
22 |
Ответы на все вопросы убедительно, аргументированно. Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения |
7. Оформление демонстрационного материала |
|
23 |
Представлен плохо оформленный демонстрационный материал |
24 |
Демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии |
25 |
К демонстрационному материалу нет претензий |
8. Использование демонстрационного материала |
|
26 |
Представленный демонстрационный материал не используется в докладе. Не выдержаны основные требования к дизайну презентации |
27 |
Представленный демонстрационный материал используется в докладе. Средства наглядности используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада |
28 |
Представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется. Средства наглядности используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы |
9. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 минут) и степень воздействия на аудиторию |
|
29 |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию |
30 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента |
31 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент |
Итого максимально: |
|
Исходя из вышеизложенного, коллективная форма работы направлена на увеличение заинтересованности в обучении, формировании положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение эффективности учебного процесса; способствует развитию у обучающихся тех качеств, которые необходимы для успешного взаимодействия с другими людьми. В процессе общения дети учатся корректно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы достичь большего взаимопонимания.
Литература:
1. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников — М., 1977.
2. Клевакина В. П. Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике//Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 4.
3. Носова И. В. Особенности работы в малых группах.//Начальная школа плюс до и после, № 6. — 2004.