«Чужой наступает», или Как провести урок английского языка с современным подростком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Глаз, О. А. «Чужой наступает», или Как провести урок английского языка с современным подростком / О. А. Глаз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/515/112993/ (дата обращения: 21.11.2024).



Переступая порог классной комнаты в начале учебного года, я иногда задаюсь вопросом, а кто там находится? Какой он, мой новый ученик? Чужой и чуждый мне или все же такой же человек, как и мы все, с его собственными особенностями и интересами?

Чтобы правильно и результативно провести урок, нужно быть не только методически подкованным и владеть основами педагогики и психологии, но и знать особенности наших реципиентов, тех, с кем мы хотим провести этот урок и кого научить.

Современный ученик — подросток — какой он?

Прежде чем ответить на данный вопрос, давайте обратимся к теории поколений, созданной американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году. Согласно их теории, поколение это группа людей, рождённых в определённый возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Согласно этой теории, поколения отличаются друг от друга не только возрастом, но и базовыми ценностями, сформированными в период детства.

Ниже преставлены разные поколения в соответсвии с данной теорией.

– величайшее поколение (1901–1925);

– молчаливое поколение (1925–1944);

– поколение бэби-бумеров (1944–1967);

– поколение Х (1967–1984);

– поколение Y — миллениалы (1984–2000);

– поколение Z (2000–2010\11);

– поколение альфа (с 2011).

В своей работе я рассматриваю в основном поколение z, так как работаю с ними.

Итак, каковы же особенности этого поколения, особенности наших современных учеников-подростков.

  1. Это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению. Интернет для них естественная среда, им не нужны библиотеки, чтобы находить информацию и собирать ее по крупинкам, они просто могут «загуглить» то, что необходимо. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.
  2. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях. Для них результат важнее, чем участие. Главное участие — это не про них.
  3. Эти подростки ценят честность и откровенность.
  4. Они иначе занимаются творчеством: делают сайты, флэш-фильмы, электронные презентации, в онлайн-играх создают целые миры: дома, обстановку, одежду, оружие, а некоторые — делают игры целиком, получая за своё творчество большие деньги.
  5. Для них характерен феномен детской многозадачности. Ребёнок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьёт сок и жуёт бутерброд. Почти то же и на уроках в школе. И пусть это не раздражает — такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп (надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать). По мнению американских учёных, многозадачность заставляет мозг работать в другом режиме: повышается скорость психических процессов (новое поколение становится умнее).
  6. Они мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом всё больше и больше то, в чём они не заинтересованы. Хотят видеть возможность практического применения полученных знаний, не выходя за пределы классной комнаты — здесь и сейчас. Соответственно, им важно знать, зачем учитель дает им конкретные знания и как это может пригодится в жизни.
  7. У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление»,предполагающее переработку информации короткими порциями. В этом как плюсы, так и минусы. Благодаря клиповому мышлению ученики обладают умением быстро переключаться, приспосабливаться к быстрым изменениям информационно-коммуникационного пространства. К сожалению, есть и минусы, это отсутствие глубины знаний, быстрая утомляемость, поверхностность, проблемы с концентрацией внимания.
  8. Потребность к восприятию визуализированной информации. Привычка к потоку сенсорных стимулов и сенсорному разнообразию.
  9. Дефицит общения, низкая сформированность коммуникативных навыков, но высокая социальная активность и открытость (в интернете), соответственно ответственность только за себя, отсутствие чувства коллективизма.

Естественно, что при организации уроков необходимо учитывать все эти особенности учеников поколения Z , следовать их запросам и предпочтениям. Именно поэтому в своей работе я стараюсь следовать определенным правилам:

  1. Преврати виртуальную реальность в «реальную виртуальность» (или «воплощай в реальность»). Я стараюсь сделать свои уроки как можно более приближенными к жизни, учитываю интересы и потребности моих учеников. Для этого я использую на своих уроках то, что ученики любят больше всего, это социальные сети и интернет-ресурсы.
  2. Разделяй и властвуй. Не нужно давать большие тексты и читать долгие лекции, лучше делить и структурировать информацию и как можно скорее приступить к практике. Для этого я часто на своих уроках использую MIND MAPS (интеллектуальные карты).
  3. Не претендуй на первое место. Для современного поколения учитель уже не является источником знаний, единственным, который может сообщить ученикам что-то невиданное, источники сейчас — это интернет-ресурсы. Учитель выступает как проводник, как наставник, помощник и друг, с которым можно обмениваться мнениями и который может помочь в разрешении возникающих конфликтов.
  4. Командный дух или Тимур и его команда

В связи с тем фактом, что у учащихся плохо развит навык общения в «реальном» мире, а мы знаем, что он им необходим для нормального существования в социуме, я считаю необходимым использовать на уроках как можно больше групповых, парных работ, а также небольших соревнований.

Несмотря на век информационных технологий и увлечение учащихся ими, нельзя недооценивать игровые приемы или элементы игры в традиционных заданиях.

Итак, я хочу представить вам топ любимых заданий моих учеников.

1)Slip race — данное задание включает в себя элемент соревновательности для отработки грамматических и лексических тем в сочетании total physical response (метод полного физического реагирования). Учащиеся делятся на команды, каждая команда получает набор разрезанных предложений, которые находятся от них в отдаленном месте. По команде, один из учеников бежит, берет карточку, возвращается к команде и вместе выполняют задание, затем возвращается к учителю, который проверяет и, если правильно, берут другую карточку, если нет, возвращаются в группу и исправляют. И так, пока не закончатся карточки с предложениями.

2)Активити или крокодил — это задание, где необходимо нарисовать, изобразить или объяснить предмет или понятие, иногда даже предложение, чтобы остальные ученики угадали.

3)Running dictation (Бегающий диктант) — Данный прием активизирует такие виды речевой деятельности, как аудирование, чтение, письмо, способствует развитию орфографических, пунктуационных, грамматических навыков, а также запоминанию лексических единиц. Эта техника способствует развитию внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, моторики, навыков работы в группе. Кроме того, она подходит для учеников с разными стилями восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический и вербальный)

  1. Ускорься — На уроках с современными подростками подача информации должна происходить быстрее, времени на решение задач необходимо давать меньше, получать результаты, анализировать их и реагировать на них надо сразу же.
  2. Ставь лайк. Система поощрений «здесь и сейчас». Необходимо подводить итоги каждого этапа обучения — и немедленно ставить задачи на следующий этап, а также поддерживать и мотивировать учеников очками или оценками за проекты и за своевременное достижение целей.
  3. Крестиком не вышивать. Не нужно навязывать современным ученикам свои увлечения и интересы. Они предпочитают совершенно другие вещи. Поддержи их, займись вместе с ними блогингом, слушай музыку, смотри современные видео ролики, но на английском языке.
  4. Прослушав, услышь. Современные подростки любят, когда их не только слушают, но и слышат, то есть принимают их точки зрения, прислушиваются к их мнениям и советам. Чтобы научить их этому, на своих уроках я часто использую метод дискуссии не только для того, чтобы развивать речевые умения по своему предмету, но и поддерживать их ведущую деятельность — общение со сверстниками.
  5. С любимыми не разлучайте! Я старюсь использовать информационные технологии на уроках как можно чаще, а особенно те средства общения, без которых ученики не могут «прожить», телефон для повторения изученного материала на сайте Kahoot, ноутбук для работы на таких сайтах как wordwall, learningapps, wordart, mentor и тд.
  6. Визуализируй . Поколение Z любит общаться мемами, эмодзи и картинками. Я стараюсь используйте их визуальное восприятие и представляю информацию в формате диджитал-инфографики, добавляю в занятия видео. Общаясь с учениками лучше показывать, а не рассказывать, чтобы удержать их внимание. Что я использую на своих уроках:

1. Мем комплексная единица, которая состоит из двух компонентов вербального и невербального

Какие типы мемов я использую

1) Текстовые мемы, состоящие из слов или фраз.

2) Мемы-изображения — они существуют в двух разновидностях: изображение и фотоколлаж.

3) Медиамемы — комические видеосюжеты.

4) Креолизованный мем — комиксы

Мемы используются на разных этапах урока:

  1. Для разминки и введения в тему можно использовать готовые мемы, обсудить игру слов и шутки, заложенные в них;
  2. В качестве веселого теста предлагаем ученикам исправить ошибки на картинках;
  3. Ученики могут придумать свои забавные подписи под известные мемы.

2. Сэлфи

Практически все ученики делают селфи и выкладывают их в социальных сетях, а также любят обсуждать увиденные селфи своих друзей, знакомых и знаменитостей.

Использование селфи вносит не только новизну в привычные уроки, поднимет уровень мотивации. Применение селфи как средства изобразительной наглядности разнообразит работу учащихся на уроке, поможет учителю держать внимание класса на протяжении всего урока. Использование селфи актуально как на среднем, так и на старшем этапе обучения.

Итак, где же тот чужой, которого мы боимся в начале, среди моих учеников нет чужих, как в целом и у каждого учителя — чужих учеников не бывает.

Работа с современными подростками не так страшна и сложна, как это кажется на первый взгляд. Работая с ними, я сделала для себя одно важное открытие: не спешите взрослеть, станьте на время одними из них, окунитесь в мир их интересов и увлечений, и тогда они сами покажут вам, как их правильно нужно учить.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, урок, поколение, MAPS, MIND, задание, классная комната, команда, подросток, работа.


Задать вопрос