Умение вести планомерный поиск, раскрывающий смысл педагогических явлений, нужных для реализации потенциала учащихся, является основой методологической культуры педагога исследователя и педагога практика. Развивая природные таланты, в первую очередь необходимо развить мышление и умение ясно и с толком выражать собственные мысли.
Для подготовки педагога с натурой исследователя необходим комплексный подход, пронизывающий весь курс обучения в университете. Сегодня для успешной реализации образовательных и социальных требований, педагогу необходимо знание методологической культуры, как синтеза философского и практического научного знания. Многокомпонентным и многоуровневым новообразованием, основанным на ценностях и убеждениях, проявляющихся в смысложизненных ориентирах, как элементов культуры личности, мышления, как главного вектора действий педагога, что позволяет обеспечить новаторство, продуктивность в профессиональной деятельности, делая акцент на эксклюзивности профессионального опыта.
Для перехода образования на новый уровень качества, то есть его высокой результативности, необходимо единство, заключающееся в преемственности программ при переходе от одной ступени образования к другой, связанных с выполнением исследований междисциплинарного характера. Феномен методологической культуры следует рассматривать в единой системе: методология-педагогика-наука-философия. Необходим научно обоснованный результат поиска закономерностей становления личности учащегося. Осуществляя исследование содержания образовательной системы, главную роль играет методологическая культура. Для построения исследования важно правильно подходить, учитывая различные задачи, такие как построение стратегии деятельности, выбор команды исследователей, изучение приемов получения, обработки и анализа необходимой информации. Важен взгляд с различных сторон на методологию междисциплинарного исследования, сравнительный анализ, сопоставление позиций, поиск взаимосвязей.
Для развития способностей построения собственного алгоритма исследования необходимо развить навыки применения собственной интуиции, анализировать и осознавать личностный опыт, что помогает достигать эффекта озарения, догадки для успешной реализации научно-педагогического исследования. Привычка действовать по аналогии с предыдущим опытом, становится препятствием развития исследовательской деятельности, возникает профессиональное выгорание. Поэтому важно на первом этапе обучения придать первостепенное значение факту принадлежности студента к научной школе, пропагандируя новаторство в педагогике, намечая вектор творческого развития исследовательской деятельности и эмоционального удовлетворения.
Необходимы площадки для обсуждения полученных результатов, обмена опытом, обсуждения новых идей. Такое взаимодействие стимулирует к становлению исследовательской личности педагога. Объединение усилий создает синергетический эффект, позволяя максимально эффективно применять имеющиеся возможности, использовать сложившиеся обстоятельства.
Взаимодействие семьи, учебного заведения и общества есть общекультурный процесс, называемый педагогической культурой включающий аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный и методологический подходы.
Аксиологический подход рассматривает человека как высшую ценность, образование как неотъемлемая часть культуры раскрывает гуманистическую сущность педагога, как носителя ценностных ориентиров в масштабе общества.
Личность человека изменяется под влиянием связей между элементами системы интегративных связей. Следует обратить внимание, что именно культура превращает методологический опыт в достояние педагога.
Постичь методологическую культуру возможно анализируя процесс исследовательской деятельности, например, анализ педагогического опыта, изучение образовательных программ, научно-методический разработок, проектов. В процессе научного поиска педагог-исследователь совершенствует методологическую культуру и поддерживает инновационное движение образования и проектирует образовательный процесс, учитывая взаимосвязи различных факторов влияния, реализуя теорию в педагогическое мастерство и наоборот, научно описывая свой опыт.
Дает возможность исследователю сформировать новые методы и подходы. Находясь на педагогическом уровне методологической культуры, педагог формирует собственный практический опыт работы, формулирует проблему, поставленную обществом, и пытается с помощью наблюдения эксперимента и аналитической деятельности проверить актуальность поставленной задачи. Неутомимая познавательная деятельность приводит к высоте чистого познания, благодаря глубокому разуму и воле педагога исследователя.
Двигаясь на общенаучный уровень методологической культуры, педагог разрабатывает гипотезы, теории и реализует их в практической деятельности, непрерывно наблюдая за полученным результатом на философском уровне требуются навыки логики и знания истории для системного исследования педагогических явлений.
Искусство давать оценку, производить анализ педагогической практики указывает на высокий уровень профессионализма преподавателя, а также является мощной предпосылкой личностного роста преподавателя.
Обращаясь к истории, вспомним, как в древних Афинах путем методического обучения систематизировали мысли. Получая ответы на волнующие афинян вопросы, усовершенствуя нравственное самосознание. Нравственная чистота особенно важна: человек ведущий ненадлежащий образ жизни вероятнее всего принесет вред обществу, особенно одарённый духовными силами.
Сегодня образование подвержено влиянию глобализации и интернационализации, технологизации на основе современных телекоммуникационных и информационных цифровых технологий. Ставится акцент на развитие исключительности, неповторимости личности обучающегося.
В наши дни актуальны междисциплинарные исследования, которые обеспечивают наиболее достоверный результат и разносторонний подход к решению обозначенной исследователем темы.
Методологическим основанием постановки цели является феномен педагогического интеллекта.
Важным компонентом является стремление к социализации, к приобщению к педагогической деятельности. Креативное мышление позволяет творчески подходить к исследовательской деятельности, используя мысленные образы, достигать скрытых знаний в контексте окружающей действительности, как предпосылки решения смысложизненных задач.
Платон в преподавании довольствовался отрицательными результатами, которые должны были вызвать у ученика стремление исследовать с целью выработки правильного взгляда.
Социальный интеллект способствует познавательной деятельности педагога к изучению социальных явлений. Эмоциональный интеллект выражается в способности понимания и управления эмоциями учащихся. Если педагог исследователь понимает течение общественной жизни, то корректируя поведение ведет к достижению высших целей. Интеллект выражен способностью к разработке новаторских идей решения обозначенной проблемы, быстрое ориентирование в непредвиденной сложной ситуации, эффективное установление межличностных отношений. Расширение умственного кругозора ведет к повышению качества работы.
Методологическое знание объединяет, педагогическая культура выступает как сфера взаимоотношений поколений, являясь сложным системным образованием с интегративным характером, которое определяется профессиональными, личностными качествами, но в большей степени социально-личностными, как часть мировой культуры, включающей исторический опыт, смену эпох и парадигм времени. Для развития и прогнозирования образования важнейшим условием становится ориентация педагога как исследователя в методологической культуре, в результате многоуровневой подготовки в вузе.
Литература:
- Грязнова, Е. В. Методологическая культура педагога-исследователя / Е. В. Грязнова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskaya-kultura-pedagoga-issledovatelya (дата обращения: 13.04.2024).
- Ляшенко, М. С. Методологические подходы к пониманию педагогической культуры в педагогических исследованиях / М. С. Ляшенко. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.04.2024).
- Степанова, И. Ю. Методологическая культура — ориентир многоуровневой подготовки педагога как исследователя / И. Ю. Степанова. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.04.2024).
- Жебелёв, С. А. Сократ и Платон / С. А. Жебелёв, В. Виндельбанд. — Москва: «ВЕЧЕ», 2022. — 320 c. — Текст: непосредственный.