В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, эмоциональное выгорание, родители особенных детей, родители детей с ОВЗ.
На данный момент уровень детей с ОВЗ в нашей стране увеличивается с каждым годом. Так по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2018 год в Российской Федерации числится 651 043 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. С каждым годом число детей данной категории значительно увеличивается, на 1 января, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, число детей с ОВЗ составляет 721 827 детей.
Приведенные выше данные указывают на необходимость специализированной помощи детям с ОВЗ и их родителям. Воспитание ребенка с ОВЗ — порой сложные и во многом трудноразрешимые задачи, которые стоят перед родителями особенных детей. Решение этих задач, сопряжено с большими физическими и психологическими затратами, в результате которых у родителей может возникнуть чувство безысходности и нервного истощения, а это в свою очередь приведет к синдрому эмоционального выгорания.
Хочется отметить, что прежде всего важным в своей работе психолога считаю помощь родителям детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании. Только в данном случае можно будет говорить, о полноценной помощи детям с ОВЗ. Так как на мой взгляд, если родители научатся правильно реагировать эмоционально на сложившуюся ситуацию, то и смогут найти правильный подход к ребенку, а это в свою очередь будет способствовать гармоничному развитию ребенка с ОВЗ.
В настоящее время интерес к проблеме эмоционального выгорания у родителей детей с ОВЗ значительно вырос, хочется сказать, что понятие «эмоционального выгорания» в отечественной литературе появилось относительно недавно, в то время как за рубежом данное понятие используется более 30 лет [1, с. 112].
Впервые понятие «синдром эмоционального выгорания» в науку ввел американский психиатр Герберт Фрейндербергер в 1974 году. Данный синдром описывается, как психологическое и физическое истощение организма, на проблемы, а именно эмоциональное истощение.
Существует ряд симптомов, которые помогаю определить присутствие у человека данного синдрома:
- Физические: повышенное давление, головные боли, сексуальные дисфункции, снижение иммунитета;
- Эмоциональные: чувство вины, апатия, снижение самооценки, страхи, ощущение без надежности, отсутствие жизненных перспектив, недоверие, цинизм, подозрительность и т. д.;
- Поведенческие: отказ от собственных потребностей, отстраненность от окружающих и общения с ними, зависимость от алкоголя и никотина, импульсивное эмоциональное поведение;
- Интеллектуальные: ригидность мышления, снижение внимания, неспособность выполнять более сложные инструкции;
- Социальные: ограничение контактов с окружающими (друзья, родственники), потеря интереса вокруг происходящего.
Особую группу людей подверженных «синдрому эмоционального выгорания», составляют родители детей с ОВЗ, так как они больше, чем кто-либо другой сталкиваются с рядом социально-психологических факторов:
Внешние факторы:
– Стигматизация общества;
– Смещение понятия нормы в сторону идеала;
– Постоянная гонка со временем;
– Жизнь в режиме «супермамы (папы)»;
– Неопределенность в будущем;
– Социальная изоляция.
Внутренние факторы:
– Симбиоз родителя и ребенка;
– Практическое отсутсвие надежды на улучшение.
Внутреличносиные факторы:
– Работа защитных механизмов организма;
– Высокое утомление;
– Стадия принятия ситуации как данность;
– Изолированность и одиночество как привычка.
Жизнь родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в условиях недостаточного внимания со стороны государства, настороженно отношения общества к данной проблеме, отсутствие ясной картины будущего, порой безрадостная и тревожна. Недостаток информации о причинах заболевания, приводит к сильной тревоге и страхами родителей особенных детей и переосмысление жизненных планов [2, с. 34].
Наиболее важным в работе психолога с родителями детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании составляет просветительская, консультативная и коррекционная формы работы. В ходе данных форм работы у родителей появляется чувство принятия и защищенности, меняется понимание происходящего и принятие своего ребенка. Родители смотрят на ситуацию по-другому, за счет знаний, которые появляются в процессе работы с психологом.
В процессе работы с родителями детей с ОВЗ, имеющих эмоциональное выгорание, одной из ключевых является работа по налаживанию детско-родительских отношений при помощи коррекционных занятий и специально подобранных методов [3, с. 5].
С точки зрения Е. Г. Силяевой, психологическая помощь семьям детей с ОВЗ должна включать в себя несколько направлений:
– Создание всевозможных «родительских клубов», которые будут выступать в качестве «разрядки» среди родителей детей с ОВЗ. Это то место, куда родитель особо ребенка может прийти в поиске поддержки, внимания и принятия. Там, где человека выслушают и дадут ценные рекомендации. Та зона комфорта, которая будет способствовать профилактике эмоционального выгорания;
– Информационное обеспечение родителей детей с ОВЗ: издание различной литературы, связанной с проблемой воспитания детей с ОВЗ, та литература, которая сможет помочь родителям в понимании проблемы воспитания особенного ребенка. Также литература, направленная на освещение опыта родителей с похожей жизненной ситуацией;
– Помочь определить родителям «свой стиль воспитания», который должен быть подобран индивидуально и дифференцированно к каждой семье особенного ребенка. Помочь родителям осознать и принять ситуацию целиком и показать способы взаимодействия с особенным ребёнком.
В. В. Ткачева считает, что в ходе коррекционной и профилактической работы с родителями детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании психологу важно решить такие задачи, как:
– Коррекция поведения матери, а именно коррекция не конструктивного стиля воспитания своего особенного ребенка;
– Обучение родителей пониманию проблемы, а именно помочь принять проблему и способов работы с ней;
– Коррекция взаимоотношений с ребенком, правильных форм эмоционального поведения;
– Коррекция внутреннего психологического состояния родителей: обучить «принятию» своего ребенка, радоваться «маленьким» успехам ребенка [4, с. 126].
Исходя из выше сказанного, важно понимать, что психологическая помощь родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании, должна быть комплексной, а именно напряденной на полноценное психологическое и физическое благополучие как родителей, так и детей с ОВЗ.
Хочется отметить, что психологическая помощь будет результативной если:
– Сформировать у родителей адекватного отношения к ребенку (изменение родительских установок и познаний);
Совместные игры с ребенком, театрализованное занятие, куклотерапия, сказкотерапия.
– Снизить эмоциональный дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
Аутогенные тренировки (И. Шульца) самовнушение и позитивные установки, методы релаксации, медитативные техники, цветотерапия, арт-терапия.
– Укрепить уверенности родителей в возможности ребенка;
Совместные работы и выставки поделок, совместные творческие занятия, фотоконкурсы.
– Обучить адекватным детско-родительским способам отношений и стилей семейного воспитания (обучение самостоятельному нахождения нужных форм эмоционального реагирования).
– Обучить распознавать свои эмоции через лепку (глина, пластилин), рисование «упражнение изобрази свое настроение» (набор «Эбру») [5, с. 263].
В ходе работы всегда следует основываться на полном принятии и эмпатии родителей и их особенных детей. В своей работе психолог обязан исключить «ярлыки» и полностью встать на сторону родителей и их особенного ребенка. Помочь найти те способы взаимодействия между родителем и ребенком, чтобы они помогли самостоятельно родителям особенных детей использовать в своей жизни.
Литература:
- Адеева, Т. Н. (2016). Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию. Сибирский педагогический журнал, 4, 112–118.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водпьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.— 299 с.
- Грабельникова, У. К., Дорошева, Е. А. (2018). Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра. Reflexio, 11(1), 5–18.
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. –– М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
- Селигман М., Дарлинг Р. Особые семьи, особые дети: (пер. с англ.). Изд. 2-е. М.: Теревинф, 2009. — 368 с.