Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Прохорова, М. Л. Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании / М. Л. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/515/112995/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, эмоциональное выгорание, родители особенных детей, родители детей с ОВЗ.

На данный момент уровень детей с ОВЗ в нашей стране увеличивается с каждым годом. Так по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2018 год в Российской Федерации числится 651 043 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. С каждым годом число детей данной категории значительно увеличивается, на 1 января, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, число детей с ОВЗ составляет 721 827 детей.

Приведенные выше данные указывают на необходимость специализированной помощи детям с ОВЗ и их родителям. Воспитание ребенка с ОВЗ — порой сложные и во многом трудноразрешимые задачи, которые стоят перед родителями особенных детей. Решение этих задач, сопряжено с большими физическими и психологическими затратами, в результате которых у родителей может возникнуть чувство безысходности и нервного истощения, а это в свою очередь приведет к синдрому эмоционального выгорания.

Хочется отметить, что прежде всего важным в своей работе психолога считаю помощь родителям детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании. Только в данном случае можно будет говорить, о полноценной помощи детям с ОВЗ. Так как на мой взгляд, если родители научатся правильно реагировать эмоционально на сложившуюся ситуацию, то и смогут найти правильный подход к ребенку, а это в свою очередь будет способствовать гармоничному развитию ребенка с ОВЗ.

В настоящее время интерес к проблеме эмоционального выгорания у родителей детей с ОВЗ значительно вырос, хочется сказать, что понятие «эмоционального выгорания» в отечественной литературе появилось относительно недавно, в то время как за рубежом данное понятие используется более 30 лет [1, с. 112].

Впервые понятие «синдром эмоционального выгорания» в науку ввел американский психиатр Герберт Фрейндербергер в 1974 году. Данный синдром описывается, как психологическое и физическое истощение организма, на проблемы, а именно эмоциональное истощение.

Существует ряд симптомов, которые помогаю определить присутствие у человека данного синдрома:

  1. Физические: повышенное давление, головные боли, сексуальные дисфункции, снижение иммунитета;
  2. Эмоциональные: чувство вины, апатия, снижение самооценки, страхи, ощущение без надежности, отсутствие жизненных перспектив, недоверие, цинизм, подозрительность и т. д.;
  3. Поведенческие: отказ от собственных потребностей, отстраненность от окружающих и общения с ними, зависимость от алкоголя и никотина, импульсивное эмоциональное поведение;
  4. Интеллектуальные: ригидность мышления, снижение внимания, неспособность выполнять более сложные инструкции;
  5. Социальные: ограничение контактов с окружающими (друзья, родственники), потеря интереса вокруг происходящего.

Особую группу людей подверженных «синдрому эмоционального выгорания», составляют родители детей с ОВЗ, так как они больше, чем кто-либо другой сталкиваются с рядом социально-психологических факторов:

Внешние факторы:

– Стигматизация общества;

– Смещение понятия нормы в сторону идеала;

– Постоянная гонка со временем;

– Жизнь в режиме «супермамы (папы)»;

– Неопределенность в будущем;

– Социальная изоляция.

Внутренние факторы:

– Симбиоз родителя и ребенка;

– Практическое отсутсвие надежды на улучшение.

Внутреличносиные факторы:

– Работа защитных механизмов организма;

– Высокое утомление;

– Стадия принятия ситуации как данность;

– Изолированность и одиночество как привычка.

Жизнь родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в условиях недостаточного внимания со стороны государства, настороженно отношения общества к данной проблеме, отсутствие ясной картины будущего, порой безрадостная и тревожна. Недостаток информации о причинах заболевания, приводит к сильной тревоге и страхами родителей особенных детей и переосмысление жизненных планов [2, с. 34].

Наиболее важным в работе психолога с родителями детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании составляет просветительская, консультативная и коррекционная формы работы. В ходе данных форм работы у родителей появляется чувство принятия и защищенности, меняется понимание происходящего и принятие своего ребенка. Родители смотрят на ситуацию по-другому, за счет знаний, которые появляются в процессе работы с психологом.

В процессе работы с родителями детей с ОВЗ, имеющих эмоциональное выгорание, одной из ключевых является работа по налаживанию детско-родительских отношений при помощи коррекционных занятий и специально подобранных методов [3, с. 5].

С точки зрения Е. Г. Силяевой, психологическая помощь семьям детей с ОВЗ должна включать в себя несколько направлений:

– Создание всевозможных «родительских клубов», которые будут выступать в качестве «разрядки» среди родителей детей с ОВЗ. Это то место, куда родитель особо ребенка может прийти в поиске поддержки, внимания и принятия. Там, где человека выслушают и дадут ценные рекомендации. Та зона комфорта, которая будет способствовать профилактике эмоционального выгорания;

– Информационное обеспечение родителей детей с ОВЗ: издание различной литературы, связанной с проблемой воспитания детей с ОВЗ, та литература, которая сможет помочь родителям в понимании проблемы воспитания особенного ребенка. Также литература, направленная на освещение опыта родителей с похожей жизненной ситуацией;

– Помочь определить родителям «свой стиль воспитания», который должен быть подобран индивидуально и дифференцированно к каждой семье особенного ребенка. Помочь родителям осознать и принять ситуацию целиком и показать способы взаимодействия с особенным ребёнком.

В. В. Ткачева считает, что в ходе коррекционной и профилактической работы с родителями детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании психологу важно решить такие задачи, как:

– Коррекция поведения матери, а именно коррекция не конструктивного стиля воспитания своего особенного ребенка;

– Обучение родителей пониманию проблемы, а именно помочь принять проблему и способов работы с ней;

– Коррекция взаимоотношений с ребенком, правильных форм эмоционального поведения;

– Коррекция внутреннего психологического состояния родителей: обучить «принятию» своего ребенка, радоваться «маленьким» успехам ребенка [4, с. 126].

Исходя из выше сказанного, важно понимать, что психологическая помощь родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании, должна быть комплексной, а именно напряденной на полноценное психологическое и физическое благополучие как родителей, так и детей с ОВЗ.

Хочется отметить, что психологическая помощь будет результативной если:

– Сформировать у родителей адекватного отношения к ребенку (изменение родительских установок и познаний);

Совместные игры с ребенком, театрализованное занятие, куклотерапия, сказкотерапия.

– Снизить эмоциональный дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

Аутогенные тренировки (И. Шульца) самовнушение и позитивные установки, методы релаксации, медитативные техники, цветотерапия, арт-терапия.

– Укрепить уверенности родителей в возможности ребенка;

Совместные работы и выставки поделок, совместные творческие занятия, фотоконкурсы.

– Обучить адекватным детско-родительским способам отношений и стилей семейного воспитания (обучение самостоятельному нахождения нужных форм эмоционального реагирования).

– Обучить распознавать свои эмоции через лепку (глина, пластилин), рисование «упражнение изобрази свое настроение» (набор «Эбру») [5, с. 263].

В ходе работы всегда следует основываться на полном принятии и эмпатии родителей и их особенных детей. В своей работе психолог обязан исключить «ярлыки» и полностью встать на сторону родителей и их особенного ребенка. Помочь найти те способы взаимодействия между родителем и ребенком, чтобы они помогли самостоятельно родителям особенных детей использовать в своей жизни.

Литература:

  1. Адеева, Т. Н. (2016). Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию. Сибирский педагогический журнал, 4, 112–118.
  2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водпьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.— 299 с.
  3. Грабельникова, У. К., Дорошева, Е. А. (2018). Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра. Reflexio, 11(1), 5–18.
  4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. –– М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
  5. Селигман М., Дарлинг Р. Особые семьи, особые дети: (пер. с англ.). Изд. 2-е. М.: Теревинф, 2009. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, родитель детей, ребенок, родитель, особенный ребенок, психологическая помощь, государственная статистика, процесс работы, работа психолога, Федеральная служба.


Ключевые слова

дети с ОВЗ, эмоциональное выгорание, родители особенных детей, родители детей с ОВЗ

Похожие статьи

Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом

В статье рассматриваются родительские установки в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом и их зависимость от уровня тревожности.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Похожие статьи

Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом

В статье рассматриваются родительские установки в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом и их зависимость от уровня тревожности.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Задать вопрос