Ключевые слова: социальный интеллект, социальный интеллект школьника, диагностический инструментарий.
Диагностическим инструментарием при выполнении магистерской диссертации служат методики для исследования уровня развития социального интеллекта младших школьников.
Методик для исследования уровня развития социального интеллекта младших школьников, которые используют в научных исследованиях, достаточно много, в своей работе мы использовали часть из них, которые, на наш взгляд, являются достаточно валидными и доступны для использования при групповой работе. При выявлении низкого уровня социального интеллекта путем групповых диагностик, можно провести дополнительную индивидуальную диагностику детей «группы риска» и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
По нашему мнению, данные методики соответствует целям нашего исследования и основаны на материалах международных и отечественных исследований.
1) Модифицированный вариант опросника социального интеллекта Тромсо, (групповая работа со всеми детьми)
Семенов Владислав Юрьевич, кандидат психологических наук, совместно с А. А. Алексеевым перевёл на русский язык норвежский опросник социального интеллекта Tromsø (Silvera D. H., Martinussen M., Dahl T. I.). В сотрудничестве с А. Д. Наследовым реализовал модификацию этой шкалы для русскоязычных младших школьников и подростков. В 2016 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Возрастно-половые особенности социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков» под руководством кандидата психологических наук, профессора А. А. Алексеева. Выдвинул определение социоэмоционального интеллекта как способности понимать когнитивные, эмоциональные, мотивационные и интенциональные аспекты собственного поведения и поведения окружающих в процессе актуального взаимодействия с ними, и использовать субъективные знания об этих аспектах для выбора эффективных стратегий решения социальных проблем.
2) Опросник ЭмИн Д. В. Люсина (групповая работа со всеми детьми)
Опросник ЭмИн — первая в российской психологии методика для измерения представлений человека о своем эмоциональном интеллекте (ЭИ), разработанная Д. В. Люсиным, старшим научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН. Учёная степень: Кандидат педагогический наук. Впервые опросник был опубликован в 2004 году, окончательная версия в 2006 году, разработан детский вариант опросника.
3) Л. А. Ясюкова «Тест С. Розенцвейга» (для индивидуальной работы с детьми «группы риска»
Методическое руководство составлено на основе 15-летнего опыта использования теста С. Розенцвейга в комплексных психологических (в то числе и лонгитюдных) исследованиях. Методика использовалась для решения задач профессионального отбора, психологического консультирования, психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школах различного типа, а также для оценки эффективности социально-психологического тренинга. В Методическом руководстве излагается опыт работы с различными возрастными и профессиональными категориями психически здоровых взрослых, а также со здоровыми либо имеющими легкие отклонения и задержки в развитии детьми. Рекомендации по клиническому применению теста приводятся по пособию Б. Д. Карвасарского и Н. В. Тарабриной.
Детский вариант теста С. Розенцвейга может быть адекватно использован на детях в возрасте 6–12 лет.
4). Социометрический опрос (групповая работа со всеми детьми)
Социометрический опрос — аналитический метод, позволяющий оценить межличностные отношения в коллективе.
Для определения взаимосвязи между уровнем развития социального интеллекта и местом в системе межличностных отношений.
5) «Я и школа» Т. Х. Фатихова (для дополнительной диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
При диагностике детей с ОВЗ и выявлении низкого уровня развития социального интеллекта, можно использовать дополнительно индивидуальную диагностику «Я и школа», которую разработала Т. Х. Фатихова.
Можно констатировать, что данные методики является актуальными и востребованными. Вербальные методики «Опросник Тромсо» и «Опросник ЭмИн», безусловно, носят субъективный характер, так как ребенок сам оценивает себя, но вместе с тем позволяют провести общий срез при групповом тестировании. Однако, хочется отметить большую трудоёмкость проведения диагностики в соответствии с данными методиками, так как количество заданий для выполнения достаточно большое
Предложенные методики соответствует критериям валидности и надежности. Они являются адекватными теме исследования и соответствуют возрастным особенностям обучающихся начальной школе.
Литература:
- Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика / Е. С. Михайлова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. — 266 с.
- Михайлова Е. С. Тест Гилфорда. Диагностика социального интеллекта: методическое руководство /.Е. С. Михайлова. — СПб.: ИМАТОН, 2018. — 56 с.
- Наследов О. Д. Модификация шкалы социального интеллекта TROMSO для российских школьников / О. Д. Наследов // Вестник Петербургского Университета — Санкт-Петербург: 2015 — Серия 12. — № 4. — 5–21 с.
- Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]: Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12. 2020 № Р-193 — Режим доступа:https://rospsy.ru/sites/default/files/2021–04/Распоряжение %20Минпросвещения %20России %20от %2028.12.2020 %20N %20Р-193 %20 % 20Об %20 %285 %29 %20 %281 %29.pdf. — Загл. с экрана.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. // Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст // Н. Я. Семаго. — Санкт-Петербург: Речь, 2005. — 384 с
- Фатихова Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л. Ф. Фатихова. — Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2011. — 80 с.; 65 карт.
- Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга / Л. А. Ясюкова: Институт психологии РАН, 2017. — 181с. — URL: https://studfile.net/preview/3488255/ (дата обращения 14.04.2024).