Грамотное применение специальных средств, огнестрельного оружия и физической силы особо актуально для сотрудников уголовно-исполнительной системы, именно поэтому важно обучить будущих специалистов эффективному и правомерному применению данных мер физического воздействия. В настоящий момент применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы мер государственного принуждения четко определено законом:
- Закон РФ от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»;
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1 — ФЗ
Образовательная программа высших учебных заведений ФСИН России предусматривает изучение огневой подготовки, как одной из основных составляющих подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, в целях формирования следующих знаний: мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, материальной части оружия, правила и приемы стрельбы, условия и порядок обращения с оружием, а также основания применения огнестрельного оружия. [1] Сотрудники ФСИН России, также как и сотрудники других правоохранительных органов должны постоянно повышать уровень знаний по огневой подготовке, так как это в первую очередь залог их личной безопасности, причем речь идет не только о применении физической силы в отношении сотрудников, но и о возникновении обстоятельств, в которых сотрудник может быть привлечен к уголовной ответственности за неправомерное использование огнестрельного оружия.
Несмотря на важность огневой подготовки на сегодняшний день существует ряд проблем в ее изучении. Недостаточное количество времени на теоретическое изучение. Говоря о курсантах образовательных организаций ФСИН России, необходимо упомянуть о том, что их взаимодействие с руководителем стрельб производится непосредственно на занятиях по огневой подготовке, часы которой утверждаются заранее подготовленным планом, которых, как правило, недостаточно для освоения курсантами, у которых имеются проблемы со стрельбой. [2]
Отсутствие должной практической отработки. В идеале на занятиях по огневой подготовке курсанты должны отрабатывают спектр существующих упражнений, соблюдая установленные для каждого из них порядок и правила выполнения, но, ввиду ограниченного времени изучение всего спектра упражнений становится затруднительным.
Курсантам, имеющим проблемы в практике стрельбы уделяется недостаточное внимание. Как и в любой учебной дисциплине есть курсанты, быстро улавливающие суть предмета, а есть курсанты, которым тот или иной предмет дается нелегко. Такая же ситуация и с огневой подготовкой, но все усложняется тем, что другие дисциплины поддаются простому заучиванию, огневая подготовка — только практическая отработка действий.
Отсутствие психологической работы и психологической подготовки как отдельного предмета. Важным является упор руководителя стрельб на психологической подготовке курсанта как в момент ведения огня, так и в оставшееся время, в силу того, что одним из аспектов успешной стрельбы является разрушение психологических барьеров. Такие барьеры негативно складываются на стрельбе, в этой связи необходимо с помощью разработанных методов сформировать у обучающегося безбоязненность в работе с оружием, выработке которой способствует систематическая работа с оружием, в результате которой курсант привыкает к стрельбе, а также ко всем ее негативным проявлениям. [3] Предлагаем внедрение психологической подготовки, как особого процесса формирования у курсантов личностных качеств в рамках специальной подготовки, а также преодоление психологических преград, не дающих возможность правильного и точного совершения выстрела.
Ограниченное финансирование. На занятиях по огневой подготовке у курсанта имеется только одна возможность выполнить то или иное упражнение. Это связано с тем, что на каждого курсанта выдается в год определенное количество боеприпасов, которое, к сожалению, крайне ограничено. Для повышения уровня умений курсантов в области огневой подготовки, стоит выделить дополнительные денежные средства, чтобы каждый на занятии по огневой подготовке смог выполнить то или иное упражнение минимум два пробных раза, третий — на зачет.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что несмотря на важность преподаваемой дисциплины существует ряд проблем, которые необходимо решить. Также важно быть юридически подкованным и психологически подготовленным к возникновению любого чрезвычайного обстоятельства, чтобы быстро и уверенно принимать решения в экстремальной ситуации, особенно если необходимо применение огнестрельного оружия, ведь именно это является одной из основных целей занятий по огневой подготовке в высших учебных заведениях ФСИН России.
Литература:
- Юрков М. Н. Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных организаций ФСИН России // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 87 (6). — С. 46–48.
- Алтунин А. Ю., Фроленков В. Н. Огневая подготовка как важный элемент подготовки сотрудников ФСИН // Актуальные проблемы совершенствования огневой подготовки в уголовно-исполнительной системе. Сборник материалов Международного научно-практического семинара. Рязань. — 2023. — С. 195–198.
- Иноземцев С. В. Обучение психологической устойчивости на занятиях по огневой подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. — 2020. — № 1. — С. 66–69.