В статье рассматриваются понятие, сущность и содержание надзорной деятельности в области техногенной безопасности. Также определяются критерии разграничения контроля и надзора, в частности, контрольной и надзорной деятельности.
Ключевые слова: надзорная деятельность, техногенная безопасность, надзор, техногенная катастрофа, техногенная угроза.
Процесс осуществления контроля и надзора присущ любой системе в независимости от той сферы деятельности, в которой она функционирует. Данный процесс проводится преимущественно для того, чтобы компоненты и элементы этой системы работали максимально эффективно и результативно.
В системе государственного управления осуществляется государственный контроль и надзор. Они проводятся специализированными органами государственной власти и управления. Основное назначение — обеспечение высокой эффективности протекания и действия конкретного процесса. Аналогичное назначение и проведения контроля и надзора в системе муниципального управления. Они инициируются и проводятся органами местного самоуправления.
Методологические положения рассмотрения понятия «надзорная деятельность» рассмотрены недостаточно, так как преобладает нормативный подход.
Контроль и надзор определяются как синонимы. Об этом свидетельствует содержание нормативного документа, регламентирующего их содержание и сущность. Это Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзора) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Так, обращаясь к содержанию ч.1 ст. 1 данного нормативного документа, можно следующим образом сложить легальное определение государственного, муниципального контроля (надзора) — «Деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений» [1]. Исходя из представленного юридического содержания государственного и муниципального контроля (надзора) можно выделить следующие цели его проведения:
— предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований;
— принятие мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований;
— устранение последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения выявленных нарушений обязательных требований [2, с. 45].
Однако, хотя в законодательстве РФ контроль и надзор определяются как синонимы, однако, они все же различаются между собой. Вот критерии разграничения контроля и надзора, контрольной и надзорной деятельности, в том числе и в системе государственного и муниципального управления:
— Органы контроля осуществляют свои функции в отношении конкретных организационно подчиненных объектов. Что касательно органов надзора, то они осуществляют свои полномочия в отношении организационно не подчиненных объектов. Причем контроль осуществляется и проводится как государственными, так и негосударственными органами власти, когда как надзор может проводиться только государственными органами власти.
— Применение мер взыскания, давления. В процессе контроля могут быть применены меры дисциплинарного характера, воздействия в отношении винновых лиц, когда как в процессе надзора применяются лишь меры административного (прокурорского) воздействия в отношении виновного лица. Именно поэтому одна из разновидностей надзора — это прокурорский надзор. Как понятно из названия, он проводится специализированными органами прокуратуры. Основная цель — обеспечение законности и правомерности функционирования субъектов.
— Проверка. В рамках контроля, контрольной деятельности организуется и осуществляется проверка различных сторон деятельности подконтрольных объектов. Например, это законность, обоснованность, целесообразность их функционирования и действия. Что касательно надзора, надзорной деятельности, то их суть заключается в проверки соблюдения норм законодательства поднадзорными объектами. То есть проверяется только законность их функционирования и действия, в частности, степень соблюдения законодательства, заложенных в него норм права [4, с. 54].
Исходя из описанных выше критериев разграничения контроля и надзора, контрольной и надзорной деятельности в том числе, может быть отмечено, что одна из разновидностей надзора, надзорной деятельности — это надзор, надзорная деятельности в области техногенной безопасности. Это обусловлено тем, что он проводится только государственными органами власти, а основное назначение — обеспечение законности в деятельности поднадзорных объектов. Как понятно из названия данного вида надзора, надзорной деятельности, его основная цель — обеспечение техногенной безопасности, соблюдение его органами установленных норм права и законодательства. Сама по себе техногенная безопасность — это составной элемент национальной безопасности. Она характеризуется как степень защищенности населения, технических систем, а также окружающей среды от различного рода неблагоприятных техногенных воздействий. Например, это техногенные аварии, катастрофы. Именно они обуславливают возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Вот некоторые примеры источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера:
— аварии на промышленных объектах или на транспорте;
— пожары или взрывы;
— неконтролируемое высвобождение различных видов энергии и др. [6, с. 67].
Все чрезвычайные ситуации техногенного характера классифицируются на две группы: в зависимости от места возникновения и в зависимости от характера основных поражающих факторов источника соответствующей чрезвычайной ситуации. С учетом того, что техногенная безопасность обеспечивает сохранность и защищенность объектов от возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, то такая безопасность возможна за счет эффективной и результативной деятельности соответствующих органов государственной власти, в частности, органы МЧС России [3, с. 1315]. Также именно они компетентны в проведении надзорной деятельности в области техногенной безопасности. Это возможно, если:
— обеспечить соблюдение субъектами техногенной безопасности установленных методических указаний и рекомендаций по обеспечению сохранности и защищенности населения, технических систем, а также окружающей среды от различного рода неблагоприятных техногенных воздействий;
— обеспечить своевременное применение мер санкционного давления и воздействия в отношении субъектов техногенной безопасности при нарушении ими установленных методических указаний и рекомендаций по обеспечению сохранности и защищенности населения, технических систем, а также окружающей среды от различного рода неблагоприятных техногенных воздействий;
— обеспечить своевременное выявление и профилактику источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые и обуславливают возникновение техногенных катастроф и др. [5, с. 94].
Следует обратить отдельное внимание на вопросы подготовки личного состава МЧС России к осуществлению надзорной деятельности в области техногенной безопасности [7].
Таким образом, надзорная деятельность в области техногенной безопасности легально не определена, однако, исходя из всего представленного выше, может быть сложено следующее легальное определение такой деятельности: Надзорная деятельность в области техногенной безопасности — это деятельность специализированных надзорных органов государственной власти в области обеспечения защищенности населения, технических систем, а также окружающей среды от различного рода неблагоприятных техногенных воздействий, которые приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это аварии на промышленных объектах, пожары и др. Проведение такой деятельности относится к компетенции органов МЧС России.
Литература:
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31 (ч. I), 03.08.2020, ст.5007.
- Агамагомедова С. А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора / С. А. Агамагомедова // Право. Журнал Высшей школы экономики, 2021. — С. 37–61.
- Андреев Д. В., Макарова М. Э. Техногенная безопасность как одна из приоритетных задач государства / Д. В. Андреев, М. Э. Макарова // StudNet, 2020. — С. 1313–1319.
- Истратов С. Г., Редько А. А. Контроль и надзор как гарантии законности: теоретико-правовой аспект / С. Г. Истратов, А. А. Редько // Волгоградская академия Министерства внутренних дел РФ, 2021. — 216 с.
- Строев, В. П. Органы надзора и контроля в сфере безопасности: хрестоматия / В. П. Строев. — Иваново: ИГЭУ, 2021. — 104 с.
- Фомин, А. И. Надзор и контроль в сфере безопасности: учебное пособие / А. И. Фомин. — Кемерово: КузГТУ имени Т. Ф. Горбачева, 2021. — 172 с.
- Шемятихина, Л.Ю., Старицына, К. С. Консультирование в профилактической работе и контрольно-надзорной деятельности // Фундаментальные исследования. — 2022. — № 3. — С. 140–145.