В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речь, диалог, общее нарушение речи.
Речь занимает особое положение среди всех психических процессов. Благодаря речи люди общаются друг с другом, передают друг другу мысли, выражают чувства и пожелания. Кроме того, все процессы у ребенка: мышление, память, восприятие, воображение, поведение, внимание, по словам профессора Л. С. Выготского, развиваются с прямым участием речи [2]. По степени развития связной речи у человека можно судить об интеллекте человека. В настоящее время в развитие речи входят следующие задачи: развитие словаря ребенка, воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение монологу, диалогу.
Главная функция речи — коммуникативная, суть которой заключается в передаче, обмене, приеме информации, проявляется в диалоге. Диалог — это классическая форма общения, это ядро по развитию речи в дошкольном возрасте. Отличительной чертой диалога является чередование реплик беседующих, говорение одного и слушание другого с последующим говорением. Оба собеседника знают, о чем идет речь, им не нужно раскрывать смысл высказывания. В диалоге используются жесты, мимика, интонация. Речь в нем не должна быть развернутой. Для диалога характерна разговорная лексика. Краткость, недоговоренность, обрывистость, простые предложения. Связь поддерживается обеими собеседниками. Именно диалог является первичной естественной формой языкового и речевого общения. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Диалог, как и монолог — это формы связной речи. Уровень развития связной речи-показатель готовности ребенка к школьному обучению, адаптации в коллективе, раскрытию своих способностей.
Как же решается вопрос с развитием речи в форме диалога для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста? Основы методики развития диалогической речи у дошкольников с ОНР определены в работах: Л. Ф. Спировой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, А. Г. Арушановой и других специалистов [1, 4, 5]. Эти авторы определили цели, задачи развития диалогической формы речи детей с ОНР.
Речевое отклонение, при котором у детей наблюдается нормальный слух и первично сохраненный интеллект, но при котором страдают все компоненты речи, принято называть общим недоразвитие речи (ОНР). Впервые научное объяснение такому отклонению было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР и до сих пор является основополагающим, несмотря на критику. Одним из ведущих принципов, положенных автором в основу учения о ОНР, был принцип развития. Данный подход позволял выявить в проявлении аномалий речевого развития закон связи. Первичное нарушение обуславливает появление и проявление вторичных нарушений, не менее тяжелых по влиянию на речь. По словам Р. Е. Левиной: «У детей с ОНР наряду с патологией могут отмечаться отклонения в психическом развитии, темп психического развития может замедляться, а мыслительные процессы, эмоции могут проходить аномально» [3]. Поэтому дети с ОНР гипервозбудимы, не могут сидеть спокойно, агрессивны, если на пути к реализации своих желаний возникает препятствие, или кто-то заострил внимание на его речевых недостатках. У них высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, они зависят от мнения окружающих. А главное, таким детям необходимо регулярное признание высокой оценки себя, похвалы.
В чем же особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
Дело в том, что без целенаправленного, специального обучения речевая активность дошкольников с ОНР не возникает, потому что у детей от 4 до 7 лет наблюдается очень низкая потребность в общении. Они молча играют, не сопровождая свои действия словами или звуками, редко обращаются к сверстникам, ко взрослым. Они пытаются избежать контакта, беседы возникают, но длятся недолго, кратковременно, неполноценно. Причина заключается в быстрой исчерпываемости побуждения к высказыванию, отсутствие знаний, которые нужны для ответа, бедный запас слов, непонимание собеседника. Дети с ОНР даже не пытаются понять, что им говорят. К концу дошкольного периода дети с трудом усваивают различные средства речевого общения. Наблюдаются нарушения в развитии фонетики, лексики, грамматики, но обиходную речь можно считать развитой.
Для того, чтобы дети с общим недоразвитием речи захотели общаться со сверстниками, педагогами, родителями, родителями. Нужно для этого создать благоприятные условия. Так, например, Л. Ф. Спирова в результате своих экспериментов с детьми с ОНР пришла к выводу, что речевое развитие у таких детей лучше всего протекает в основном процессе их деятельности, то есть в игре. Так как у ребенка в этом виде деятельности возникает желание активно использовать в своей речи слова, фразы, речевые обороты. Присутствие мотивации в словесном общении служит основным условием развития речи. Методистами-психологами была разработана классификация игр: обучающих, развлекательных, коммуникативных, релаксационных, сюжетно-ролевых, дидактических театрализованных, подвижных. И все они используются в работе с детьми с ОНР.
Е. А. Флерина разработала классификацию бесед детей с общим недоразвитием речи: а) вводная беседа, б) беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей, в) беседа заключительная, уточняющая, расширяющая опыт детей. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению с окружающей жизнью. Ценность бесед заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простого абстрагирования. В беседе ребенок должен запоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения, делать выводы, учиться слушать, понимать собеседника, отвечать на вопросы.
В развитии речевой деятельности велика роль родителей, которые должны регулярно заниматься со своим ребенком так же, как и учитель-логопед, психолог, воспитатель и другие специалисты сопровождения. Необходимо побуждать ребенка к речи, создавать игровые ситуации, где ребенок захочет вступить в речевой контакт, постоянно задействовать эмоции, отвечать на вопросы, контролировать собственную речь, учиться слушать других, развивать тем самым произвольное внимание. А главное, любить ребенка и бережно к нему относиться.
Подводя итоги, можно сказать, что к особенностям развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста относятся: трудности в овладении словарем, аграмматизмы, что приводит к нарушению общения с окружающими, речь развивается медленно и индивидуально, речевой контакт носит кратковременный и неполноценный характер. Главную роль в процессе речевого развития детей с ОНР играет диалогическая речь, которую можно рассматривать как средство практического овладения языком. Лучше всего это получается в процессе совместной деятельности, в ходе которой устанавливается контакт и поддерживается связь между участниками диалога, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. Очень важно для успешной работы по развитию связной речи у детей с ОНР создавать благоприятное среду для работы специалистов сопровождения и ребенка, ребенка и родителей.
Литература:
- Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: метод. пособие / А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 128 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1996. — 68 с.
- Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. — М.: Просвещение, 2009. — 159 с.
- Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. — М.: Педагогика, 2000. — 192 с.
- Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М.: Академия, 2009. — 226 с.