В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представлены условия, способствующие повышению уровня познавательной активности в зоне актуального развития дошкольника.
Ключевые слова: познавательная активность, исследовательское поведение, зона ближайшего развития, зона актуального развития, дети старшего дошкольного возраста, условия развития познавательной активности.
Развитие познавательной активности ребенка играет большую роль во всестороннем его развитии и обуславливает способности к приобретению необходимых знаний, умений и навыков для применения в различных сферах жизни в будущем.
Поэтому перед педагогом дошкольного образования стоит задача воспитания и развития личности, обладающей познавательной активностью и способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.
Именно познавательная активность способствует развитию самостоятельности действий, направленных на поиск адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач и выступает залогом успешной деятельности детей.
Согласно ФГОС дошкольного образования основными принципами, обеспечивающими формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, являются построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы, самостоятельности, индивидуальности и инициативы детей, возможность выбора детьми видов деятельности.
Проблемой активизации познавательной деятельности дошкольников, созданием условий, которые эффективно влияют на формирование познавательной активности исследователи в сфере педагогики и психологии занимаются долгие годы. Такие ученые как А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков и др. рассматривали проблему познавательной активности как деятельности и самостоятельности детей; подчеркивали, что на активность ребенка влияют те знания, которые ребенок приобрел самостоятельно [1, 2, 3, 4]. Из чего можно сделать вывод, что условием развития познавательной активности являются поисковые действия самого ребенка.
Это подтверждается и мнением В. В. Щетининой, которая рассматривает познавательную активность как интегративное качество личности, порождаемое потребностью в познании. Автор предполагает, что устойчивый интерес к поиску новых знаний проявляется в готовности к поисковой деятельности, в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений [6].
Таким образом, познавательная активность — это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания; также стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Вместе с тем, по мнению Л. С. Выготского ребенок будет самостоятельно достигать те или иные цели, решать определенные задачи после того, как пройдет зону ближайшего развития к актуальному развитию.
Зона ближайшего развития, по мнению Л. С. Выготского — это среда, в которой главную роль играет социальное взаимодействие с другими людьми, которые помогают ребенку учиться и развиваться. Ребенок быстрее развивается рядом со взрослым, который передает знания, умения и свои навыки ребенку. Зона актуального развития — это уже приобретенные знания и умения, которые известны ребёнку на текущий момент для решения определенной задачи.
По мнению Н. Н. Поддъякова, ребенок дошкольного возраста проходит две стадии детской познавательной активности:
— активность ребенка, стимулируемую взрослым — это активность, которая характеризуется организацией деятельности дошкольника взрослым, который передает свои знания, умения детям. В процессе такой деятельности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
— собственную активность детей — это активность, в которой специфическая, универсальная форма активности, характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Взрослый задает только ситуацию, в которой дети самостоятельно должны прийти к какому-либо выводу, путем проб и ошибок [4].
Н. Н. Поддъяков считает, что после прохождения второй стадии познавательной активности должно формироваться исследовательское поведение у детей дошкольного возраста. Исследовательское поведение — это потребность ребенка в самостоятельном получении новой информации, новых впечатлениях, результатов деятельности.
В ходе исследовательского поведения у детей появляется исследовательский мотив, который складывается из когнитивного и мотивационного. Это выступает стимулированием самостоятельной исследовательской деятельности детей [5].
Таким образом, главным в этом переходе является создание педагогических условий, применение определенных методов и приемов, а также большое влияние играет зона ближайшего развития и зона актуального развития.
Для подтверждения наших предположений, мы провели эмпирическое исследование с целью выявления познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, в ходе которой приняло участие 10 детей старшей группы, одного возраста (от 6 до 7 лет) и систематически посещающие детский сад.
Для диагностики познавательной активности детей старшего дошкольного возраста использовались такие методы и методики, как: метод наблюдения с целью выявления проявлений познавательной активности; методика «Сказка» Н. И. Гуткиной с целью выявления степени выраженности игрового или познавательного интереса (мотива); методика «Древо жизни» В. С. Юркевича с целью изучения познавательной активности детей (используя словесные ситуации).
Результаты диагностики оценивались по следующим критериям:
- Эмоциональный — степень проявления положительных эмоций в процессе деятельности;
- Волевой — длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач;
- Мотивационный — создание ситуации успеха и радости, целенаправленность деятельности и ее завершенность;
- содержательно — операционный — степень инициативность в познании, проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости.
На основании критериев были разработаны показатели: ребенок задает вопросы и активно отвечает на них; проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий; включается в обсуждение вопросов; проявляет стремление высказать свое мнение, поделиться своей информацией; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; проявляет возбужденность, увлеченность и оживленность при выполнении задания; не требуется помощь взрослого или товарищей при выполнении задач; доводит начатое дело до конца; быстро включается в работу; самостоятельно предлагает оказать помощь товарищам; откровенно радуется своим успехам и способен эмоционально отреагировать на неудачи.
Анализируя результаты диагностических заданий, были получены следующие данные, что 40 % (4 ребенка) имеет высокий уровень познавательной активности. Данные дети активно задавали и отвечали на вопросы, проявляли инициативу и самостоятельный поиск при выполнении заданий, без принуждения выполняли задания, стремились высказать свое мнение, работали сосредоточено, не отвлекаясь, доводили начатое дело до конца, быстро включались в выполнение работы, оказывали помощь товарищам, радовались своему успеху, не нуждались в помощи педагога, проявляли увлеченность в выполнении заданий.
У 40 % (4 человек) средний уровень познавательной активности. Дети активно задавали и отвечали на вопросы, при условии, что материал им хорошо известен, периодически пытались высказать свое мнение, но замечена неуверенность, без принуждения, но не активно включались в работу, не оказывали помощь товарищам, отвлекались на другую деятельность, частично нуждались в помощи педагога.
У 20 % (2 человек) детей низкий уровень познавательной активности. Это дети нуждались в помощи педагога, с принуждением включались в работу, не помогали товарищам, отвлекались на другие виды деятельности, не доводили начатое дело до конца, не проявляли увлеченность при выполнении заданий, частично включались в обсуждение вопросов.
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний и высокий уровень познавательной активности. Данные дети находятся в зоне актуального развития, некоторые из детей только переходят на данную зону развития. Данные дети способны проявлять самостоятельность, инициативность и активность. И незначительная часть находятся на низком уровне. Данные дети находятся в зоне ближайшего развития, которая означает то, что дети только при помощи взрослого способны проявлять активность в деятельности, но при условии, что деятельность им интересна.
Вместе с тем, после анализа проведенной работы, можно прийти к выводу, что большинство детей находятся на первом уровне стадии, выделенной Н. Н. Поддъяковым — у детей познавательная активность складывается благодаря стимулированию взрослым, то есть в ходе познавательной деятельности именно взрослый передает знания, умения детям, организует деятельность для проявления познавательной активности детьми. А вне организованной образовательной деятельности, дети не демонстрируют самостоятельной познавательной активности и потребности в самостоятельном получении новой информации.
В связи с полученными результатами, считаем необходимым создать определенные условия для развития познавательной активности детей дошкольного возраста, благодаря которой будет формироваться исследовательское поведение:
— создавать условия для проявления любознательности путем использования проблемных ситуаций, в ходе которых дети самостоятельно находят пути решения, проявляя любознательность к познанию новой информации.
— создавать условия «сложности», предполагающие, что задания не должны быть слишком простые или слишком сложные, а должны давать ребенку возможность размышлять и искать пути решения.
— создавать условия познавательного (когнитивного) конфликта или противоречивости информации, которая может быть достигнута путем донесения неправильной информации педагогом для дальнейшего изучения.
Данные условия возможно достичь при экспериментировании с детьми дошкольного возраста, в ходе которого ребенок может анализировать и сравнивать информацию, ставить гипотезу, находить решение самостоятельно.
Полагаем, что создание указанных условий, будет способствовать тому, что дети будут самостоятельно проходить две стадии подсистемы исследовательского поведения: подсистему поиска информации; подсистему обработки поступающей информации.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что познавательная активность детей дошкольного возраста проходит несколько стадий: от познавательной активности, стимулируемую взрослым до самостоятельной активности ребенка. Для этого ребенок также должен пройти две стадии развития — зону ближайшего развития и зону актуального развития. Пройдя две стадии развития и познавательной активности, ребенок будет способен проявлять исследовательское поведение, которое проявляется в самостоятельном поиске и решении сложившихся ситуаций в жизни.
Литература:
- Запорожец, А. В. Психология действия: избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. — М.: Изд.: НПО МОДЭК, 2000. — 736 с.
- Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Электронный ресурс] / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — Режим доступа: URL https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212168. — Дата обращения: 25.11.2021г.
- Лисина, М. И. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. И. Лисина. — Режим доступа: URL http://psychlib.ru/mgppu/ZRv-1966/ZRv-0161.htm#$p16. — Дата обращения: 25.11.2021г.
- Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Н. Н. Поддьяков. — М.: Речь, 2010.
- Poddiakov, A. (2022). Creativity of creativity researchers: Invention of problems and experimental objects to study thinking. Integrative Psychological and Behavioral Science. https://doi.org/10.1007/s12124–022–09713–4 Full text from Springer (reading only): https://rdcu.be/cQoRK
- Щетинина В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ. № 4 (22), 2012. — С. 441–444.