В статье рассматривается правовой статус налоговых резидентов и нерезидентов в Российской Федерации. Авторы выделяют проблемы налогообложения в правоотношениях с иностранным элементом. Анализируются особенности взимания налогов с иностранных граждан и организаций.
Ключевые слова: налоги, резидент, нерезидент, иностранный гражданин, двойное налогообложение.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), налогоплательщики — физические лица подразделяются на две категории: резиденты и нерезиденты [1]. По общему правилу, резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Нерезидентом будет являться физическое лицо, которое находилось в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что на статус резидента не влияет наличие у данного лица гражданства Российской Федерации.
На основании указанных правил иностранный гражданин, проживший в России достаточный срок для признания его резидентом, имеет преимущество перед гражданином Российской Федерации, который часто пребывал за пределами страны по рабочим или иным личным вопросам. В целях разрешения данной проблемы мы поддерживаем предложение Министерства финансов Российской Федерации о сокращении срока до 90 дней [2]. Однако следует исходить из наличия дополнительных критериев резидентства — место жительства, «центр жизненных интересов», бизнес и т. д. Такое изменение объясняется возросшей мобильностью в мировом сообществе. Как указывает Садовский Д. С., позднее от данной идеи отказались [3, с.134]. При этом, сокращение срока до 90 дней всё же появилось, но временно, в связи с пандемией.
В целях избежания двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими иностранными государствами заключено 84 соглашения (конвенций, протоколов) [4]. Особенностями данных международных договоров является то, что они позволяют уплачивать налог лишь одной стране, снижая финансовую нагрузку с физических и юридических лиц.
Однако, на основании изучения договоров об избежание двойного налогообложения, можно обратить внимание на то, что не на все налоги распространяется данное правило. Так, согласно соглашению, заключенному между Россией и Беларусью, правило избежания двойного налогообложения распространяется на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, а также на налоги с имущества физических лиц и предприятий [5]. При этом, в соглашении, заключенном между Россией и Китаем, правило избежания двойного налогообложения распространяются лишь на прибыль организаций и доходы физических лиц [6].
Таким образом, наличие значительного числа международных договоров об избежание двойного налогообложения не позволяет в полной мере снизить финансовую нагрузку с физических и юридических лиц, поскольку правило распространяется лишь на малую часть налогов. Необходима более подробная регламентация международных налоговых отношений и дальнейшее развитие сотрудничества с иностранными государствами в данной сфере.
Анализируя правовое положение нерезидентов в России, можно выявить существенное ухудшение налоговых условий по сравнению с резидентами. У иностранных граждан, не подпадающих под статус резидентов Российской Федерации, по общему правилу налоги взимаются со всех доходов в размере 30 %. К исключениям относятся отдельные категории налогоплательщиков, такие как квалифицированные специалисты, беженцы и т. п. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 210 НК РФ, иностранный гражданин, который фактически пробыл в России менее 183 дней также не может претендовать на предусмотренные законодательством налоговые вычеты.
Однако вне зависимости от пребывания на территории Российской Федерации, иностранные граждане платят отдельные виды налогов на общих условиях, как и граждане Российской Федерации. К таковым можно отнести: на имущество, земельный и транспортный налоги.
Налоги с юридических лиц взыскиваются у постоянных представительств иностранных организаций, а также иностранных организаций, не связанных с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающих доход из источников в Российской Федерации. Основным различием между российскими и иностранными организациями является то, что последние не могут применять систему упрощенного налогообложения.
Подводя итоги, хотелось бы отметить тот факт, что для получения статуса резидента не обязательно иметь гражданство Российской Федерации. Иностранные граждане, пребывающие на территории России более 183 дней, могут воспользоваться налоговыми ставками наравне с гражданами Российской Федерации.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. ст. 3340.
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) // URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=334706#DLQGu9UjFD2PjMq4 (дата обращения: 14.04.2024).
- Садовский Д. С. Налоговое резидентство физических лиц в Российской Федерации: тенденции правового регулирования // Общество: политика, экономика, право. 2023. С. 132–137.
- Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами (List of the tax agreements for the avoidance of double taxation between the Russian Federation and other States) (на 10.01.2023) // URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=XdjHMQ&base=LAW&n=376715#xmi7u9U8OlusdWlu (дата обращения: 14.04.2024).
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» // Собрание законодательства РФ. 17.02.1997. № 7. ст. 809.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Заключено в г. Москве 13.10.2014) (ред. от 08.05.2015) (вместе с Протоколом (Подписан в г. Москве 13.10.2014)) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 11.04.2016.