Экстремизм является угрозой фундаментальных норм, которые обеспечивают существование человеческого общества. Поэтому противодействие экстремизму и выступает главным направлением в государственно-властной деятельности. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности выделяют как одно из значимых направлений прокурорской деятельности в России.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремизму, прокурорский надзор, законодательство о противодействии экстремизму .
Extremism is a threat to the fundamental norms that ensure the existence of human society. Therefore, countering extremism is the main direction in state-power activities. Prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering extremist activity is singled out as one of the most important areas of prosecutorial activity in Russia.
Keywords: extremism, countering extremism, prosecutorial supervision, legislation on countering extremism.
Сегодня мы становимся свидетелями глобальных изменений, которые происходят в политической, экономической, идеологических сферах. Социальные волнения и материальное неблагополучие приводят к росту экстремистских группировок, которые несут пропаганду расовой, религиозной и национальной нетерпимости.
Всего с января по декабрь 2022 года зарегистрировано 1 566 экстремистских преступлений, что на 509 больше, чем за аналогичный период позапрошлого года (на 48,2 %), это самый высокий показатель с 2018 года. Так, согласно статистике, в 2018 году было зарегистрировано 1 265 преступлений экстремистской направленности, в 2019 году — 585 после частичной декриминализации ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») [3].
Отметим, что большинство таких преступлений совершается в интернете. В октябре прошлого года Генеральный прокурор России отмечал, что экстремистские действия в интернете все чаще выражаются в призывах к насилию, особую остроту это приобрело после начала военной операции.
Органы прокуратуры Российский Федерации наделены полномочиями в соответствии с законом осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности [1]. Также в пункте 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» определено: важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение экстремистских проявлений, выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремизму.
Примером эффективности рассматриваемого направления прокурорского надзора в 2022 году стояло вынесение более 700 требований Генеральной прокуратуры в Роскомнадзор для блокировки интернет-ресурсов по мотивам экстремистской деятельности [4].
Поскольку Интернет является, по сути, основным способом продвижения экстремистских настроений, то в 2022 году в связи и с внешнеполитической обстановкой, был принят закон [2], расширяющий механизмы внесудебных блокировок сайтов по требованиям Генпрокуратуры. Ведомство получило возможность через Роскомнадзор блокировать на постоянной основе сайты (или их зеркала), которые раньше неоднократно размещали на своих страницах любые виды противоправной информации, как той, которая подлежит блокировке во внесудебном порядке, так и той, что блокируется по решениям судов (кроме информации, порочащей честь и достоинство, пиратского контента и нарушений закона о персональных данных). Снятие блокировки с ресурсов, заблокированных за неоднократные нарушения, согласно закону, вообще не допускается.
Также Генпрокуратура была наделена правом по согласованию с МИД РФ запрещать деятельность в России зарубежных СМИ в качестве ответной меры на закрытие российских СМИ за рубежом. Такому СМИ будут аннулировать регистрацию и лишать его лицензии на вещание. После вынесения прокуратурой решения о прекращении деятельности иностранного СМИ под запрет подпадают, в частности, производство и распространение любых его информационных материалов, в том числе через другие СМИ и интернет, а также их хранение в целях распространения.
Более того, Генпрокуратура получила право без участия суда временно или насовсем прекращать работу российских СМИ за распространение всех видов «недостоверной информации», «дискредитацию» действий Вооруженных сил и чиновников за рубежом, «неуважение к власти», призывы к санкциям, митингам, беспорядкам и «пропаганду, обоснование и (или) оправдание» экстремизма. При этом на СМИ и их сотрудников была возложена ответственность и за перепечатку материалов других СМИ, содержащих все эти виды информации. За первые два нарушения предусмотрена приостановка деятельности СМИ на сроки до трех и до шести месяцев соответственно, которая может быть отменена досрочно по решению Роскомнадзора.
В случае «неоднократного» распространения противоправной информации Генпрокуратура может без суда лишать СМИ регистрации и лицензии на вещание на постоянной основе.
Таким образом, надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности направлен на своевременное предупреждение экстремистских правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремизму, является основным направлением деятельности органов прокуратуры и весьма эффективно осуществляется.
Литература:
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472. — Текст непосредственный.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 277-ФЗ // Российская газета. — 2022. — № 156–157. — Текст непосредственный.
- Состояние преступности в России за январь — декабрь 2022 года // МВД России. 2022. 20 января. — Текст: электронный // URL file:///C:/Users/1/Downloads/Sbornik_22_12.pdf (дата обращения: 27.03.2023).
- РиаНовости // Генпрокуратура с начала года добилась блокировки 700 экстремистских сайтов. — Текст: электронный // URL:https://ria.ru/20221021/blok-1825619445.html (дата обращения: 27.03.2023).