В данной статье автор дает краткий обзор документов, нормативно-правовых актов, на которых базируется демографическая политика, её основы, освещает значение этих документов, их влияние на проблемы демографии.
Цель статьи: раскрыть содержание нормативно-правовых актов, регулирующих демографическую политику Российской Федерации.
Ключевые слова: демография, демографическая политика, Российская Федерация, население, нормативно-правовые акты.
Что такое демографическая политика?
Термин демография состоит из двух греческих слов: «демос» — народ, и «графе» (графил) — пишу. Термин «Демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра: «Элементы статистики человека, или сравнительная демография», распространение получил в конце XIX — начале XX в., в русский язык вошел с 70-х годов XIX в. в связи с работой VIII сессии Международного статистического конгресса в Санкт-Петербурге в 1872 г.
Демографическая политика — это система административно-правовых, экономических и идеологическо-пропагандистских мер, направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.
Конституция: государственная поддержка семьи (ст.7), материнство и детство, семья находится под защитой государства (ст.38) является основным законом Российской Федерации, все остальные нормативно-правовые акты в разрез с ней идти не должны.
Концепция демографической политики. Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 09.10.2007 была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральных Законов и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В документе определены основные проблемы демографической политики Российской Федерации, такие как естественная убыль населения, её причины (высокая смертность, граждане трудоспособного возраста составляют третью часть, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний). Внешние причины — самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи, младенческая смертность. Низкая рождаемость обусловлена согласно концепции, низкими доходами граждан, отсутствие нормальных жилищных условий, ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей, что характеризует измененную структуру современной семьи. Концепция демографической политики ставит цели и задачи для регулирования демографической политики, является одной из нормативно-правовых основ.
Национальный проект «Демография». Паспорт нацпроекта был утвержден президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018г. Реализация началась 01.01.2019 под кураторством заместителя председателя Правительства РФ Голиковой Т. А., руководитель — Котяков А. О. министр труда и социальной защиты РФ и администратор нацпроекта заместитель министра труда и социальной защиты РФ Мухтиярова С. В. Цели нацпроекта:
- Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
- Увеличение устойчивого роста населения РФ.
- Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.
- Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической
культурой и спортом до 70 %.
В нацпроект входят пять федеральных проектов:
- Финансовая поддержка семей при рождении детей.
- Содействие занятости.
- Старшее поколение.
- Укрепление общественного здоровья.
- Спорт — норма жизни.
Приведены в таблицах актуальные на момент утверждения проекта демографические показатели, и показатели, которых конкретно ставит целью достичь нацпроект «Демография» ко времени своего завершения.
Семейный Кодекс по состоянию на 25 января 2023 г. принят Государственной Думой 08.12.1995 в разгар демографического кризиса. Состоит из восьми разделов, в которые входят 170 статей. Является по сути имущественно-финансовым регулятором семейной собственности, находящейся в совместном владении супругов. Определяет финансовые обязательства членов семьи после развода. Алиментные обязательства, опеку над несовершеннолетними детьми. В Российской Федерации 27 млн. несовершеннолетних детей, из них 11 млн. воспитываются в неполных семьях [5, 7].
Федеральный Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 принят Государственной Думой 22.12.2006, одобрен Советом Федерации 27.12.2006. Документ определяет дополнительные меры государственной поддержки и её размер семей с детьми. Цель — стимуляция многодетных семей, улучшение условий этих семей до уровня достойной жизни, порядок подачи заявлений на материнский капитал, его рассмотрения, получения, распоряжения.
Федеральный Закон «О Всероссийской переписи населения» от 25.01.2002 № 8-ФЗ. Принят Государственной Думой 27.12.2001 Одобрен Советом Федерации 16.01.2002 Всероссийская перепись населения определяет официальные статистические данные численности населения, его территориальная плотность, структура, характеристики уровня жизни, её продолжительность, этнический состав, уровень образования. Итоги Всероссийской переписи населения являются доступными каждому и подлежат официальному опубликованию [3].
Классификация нормативно-правовых актов в демографической политике.
По территории действия: федеральные, региональные, муниципальные, локальные.
По юридической силе: Конституция, Федеральные законы: № 256-ФЗ, № 8-ФЗ.
Подзаконные акты: Указ Президента Российской Федерации № 1351 об утверждении Концепции Демографической политики, национальный проект «Демография».
По территориальному действию: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 01.09.2023 № 421 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по Республике Марий Эл на 2024 год».
По субъектам правотворчества: Конституция РФ была принята референдумом 12.12.1993, остальные нормативно-правовые акты были приняты органами власти.
Нормативно-правовые акты демографический политики являются механизмами, созданными для приведения в движение в нужном направлении демографической политики, включающими в себя комплекс мер, которые можно классифицировать, как административно-правовые, экономические, идеологические.
Административно-правовые — это меры, цель которых регулировать демографическую политику различными законодательными актами. Конкретно: постановления, касательно оборотов, регулирующие брачный возраст, поощряющие миграцию, расширение имущественно-финансовых прав матери и детей при разводе. Административно-правовые меры могут быть эффективны лишь при слаженной работе всего механизма демографической политики.
Экономические меры — это оплачиваемые отпуска при рождении детей, различные пособия на их содержание, воспитание, образование; кредиты, ссуды жилищные и налоговые льготы, маткапитал и т. д. Меры по организации труда женщин, имеющих детей: неполный рабочий день, удобный график работы, регулирование цен и изобилие товаров для детей. Так же поощрение миграции, создаются условия для переезда с семьей, упрощенное получение гражданства для граждан из стран бывшего СССР.
К мерам идеологически-пропагандистским относятся воспитанные в массовом сознании ценность и важность материнства и отцовства, материнство приближено к героическому почёту. Важный элемент «демографического воспитания — это воспитание в семье, массовые информационные источники, кино, радио, печать, интернет, телевидение, принцип суверенности семьи, невмешательства государства в её жизнь»
Выводы.
Коэффициент рождаемости, вместо заявленного в целях нацпроекта «Демография» 1,74 достиг 1,4 [Росстат], это касательно естественного прироста населения. Миграционные потоки на фоне повсеместных проверок мигрантов и принуждение их к исполнению законов РФ предсказуемо сокращаются, в этом же русле и фиктивные браки иностранцев с россиянами, по ним Государственная Дума анонсировала серьезную проверку вплоть до наличия детей в семьях, в которых один из супругов мигрант, желающий получить гражданство Российской Федерации. Серьезного анализа причин провала демографической политики, на уровне правительства, который можно принять как исходные данные к решению этой проблемы нет. Но можно предположить, что коэффициент рождаемости будет и дальше медленно, но верно уменьшаться.
Касательно продолжительности жизни. Она составляет на 2023 год 73 года с колоссальным разрывом между мужчинами и женщинами в 10 лет. При заявленной в целях нацпроекта «Демография» — 78 лет. Однако, здесь всё же есть рост, по сравнению, например, с 2012 годом — 70,2 года. Население стареет, что ведет к медленному вымиранию в первую очередь русского населения. Отсутствие чёткой иерархии в семье, справедливого и четкого распределения обязанностей, об обеспечении семьи, в том числе, и жилищным, алиментных обязательствах после её развала составлено много законов, нормативно-правовых актов. В том числе в пропагандистской идеологии нашей страны: муж-добытчик, жена-хранительница очага. Но нет ни в одном кодексе закрепляющего за женщиной функцию продолжения рода, размножения, по-прежнему разрешены аборты. Царит принцип «тело женщины — это её дело».
Многие рычаги демографической политики несколько противоречат друг другу, многие являются стимуляторами развала семьи в основной массе для женщин. Экономические меры уже давно, вместо стимула к материнству превратились в золотой парашют для безбедной жизни женщины после развода. Заметный перекос в равноправии в пользу женщин и во вред мужчинам и их детям. Государству на пользу это так же не идет. Нет жизнеспособной формулировки для понятия «традиционная семья».
По опыту беднейших стран мира, формула женщина плюс деньги равно ребенок, не работает. Работает формула женщина плюс мужчина равно ребенок. В странах с более радикальным уклоном законодательства в пользу традиционной патриархальной семьи рост населения, несмотря на бедность, отсутствие мер поддержки семей с детьми, и в целом, жалкое существование и отсутствие многих благ современной цивилизации, коэффициент рождаемости высок.
Демографическое преобладание женского электората над мужским электоратом в Российской Федерации составляет примерно 10 % (мужчин, участвующих в выборах 45 %, женщин — 55 %) [7], женщины составляют численный перевес над мужским населением. Поэтому, никакие идеи, законопроекты с заложенными в них адекватными мерами регулирования демографической политики не жизнеспособны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Новая редакция с поправками и основными федеральными законами. — 3-е изд. — М.: Проспект, 2023.— 320 с.
- Семейный Кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2023. — 96 с.
- Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» от 25.01.2002 N 8-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35178/. (Дата обращения: 1.04.2024).
- Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/. (Дата обращения: 4.04.2024).
- Демография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://национальныепроекты.рф (Дата обращения: 5.04.2024).
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://garant.ru. (Дата обращения: 1.04.2024).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru. (Дата обращения: 8.04.2024).