Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религиозными представлениями. Методология: «шкала базисных убеждений» в адаптации и рестандартизации М. А. Падуна и А. В. Котельниковой, «шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса. Основу исследования составили работы следующих авторов: С. С. Малявина, Э. Р. Неметлаева, А. Г. Иценко. В результате были обнаружены значимые различия в уровне шкалы «Доброжелательность окружающего мира» у представителей различных групп: «последовательно внутренне религиозные» и «последовательно внешне религиозные» набирают более высокие баллы по сравнению с группами «непоследовательно религиозные» и «нерелигиозные».
Ключевые слова: особенности, юношеский возраст, различия, религиозные представления, доброжелательность, справедливость, базисные убеждения.
The presence or absence of religious beliefs has a significant impact on the behaviour and worldview of an individual, which indicates the relevance of this paper, which aims to analyse the characteristics of young men with different religious beliefs. Methodology: «the scale of basic beliefs» in adaptation and restandardisation by M. A. Padun and A. V. Kotelnikova, «the scale of religious orientation» by G. Allport and D. Ross. The research was based on the works of the following authors: S. S. Malyavin, E. R. Nemetlaev, A. G. Itsenko. As a result, significant differences were found in the level of the scale «Benevolence of the surrounding world» in representatives of different groups: «consistently internally religious» and «consistently externally religious» scored higher than «inconsistently religious» and «non-religious» groups.
Keywords: characteristics, adolescence, differences, religious beliefs, benevolence, fairness, basic beliefs.
С. С. Малявина утверждает, что наличие или отсутствие у индивида религиозных взглядов оказывает существенное влияние на его мировоззренческие представления [2]. Так, религиозные люди, в частности, представители авраамических религий, верят в существование трансцендентной реальности, сверхъестественный сферы, способной поддерживать и оберегать человека. В рамках настоящей работы мы не считаем нужным акцентировать внимание на иных религиозных воззрениях, в частности, буддийских, так как в них отсутствует трансцендентная реальность, какой ее понимают христиане или мусульмане. При этом полагаем, что вера в сверхъестественное оказывает значительное влияние на то, какими поведенческими реакциями станет обладать индивид, и каким образом он станет взаимодействовать с обществом. Указанный факты свидетельствуют об актуальности настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религиозными представлениями.
Следует говорить о том, что религиозные люди убеждены, что между индивидом и трансцендентной реальностью (Богом) имеет место непосредственная связь, в рамках которой индивид должен выстраивать свое поведение, отношения со значимыми близкими. Полагаем, что вера трансформирует субъективную реальность человека следующим образом: индивид убежден, что его плохие поступки приведут к «наказанию», в то время как хорошие и правильные — к «поощрению».
Анализируя отношение индивида к религиозным представлениям, мы обратились к «шкале религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса [4]. Так, Г. Олпорт делил религиозность на два полюса: внутреннюю и внешнюю [5]. Первая, полагает исследователь, предполагает использование религиозных верований в личных целях: стать более уверенным, утешиться, наладить контакт с другими людьми, получить социальные блага, войти в «закрытую» социальную группу и так далее. К потребности продемонстрировать свою социальную респектабельность следует отнести и иные атрибуты, например, посещение религиозных мест, участие в церемониях. Иными словами, человек, обладающий внешней религиозностью, использует саму идею религии, а не живет ради нее. Люди, обладающие внутренней религиозностью, напротив, живут ради нее. Она становится мотивом, пронизывающим всю их деятельность.
Кроме того, желая проанализировать различия в жизненных ориентирах респондентов, мы обратились к «шкале базисных убеждений» в адаптации и рестандартизации М. А. Падуна и А. В. Котельниковой [3]. Возникновение и развитие термина «базисные убеждения» происходит в результате синтеза различных видов психологии: когнитивной, социальной и клинической. Представители указанных направлений в двадцатом веке стремились дать ответ на вопрос, каким образом формируются убеждения относительно природы окружающей действительности и природы своего «Я» у людей. Раскрывая содержание термина «базисные убеждения», следует говорить о том, что они представляют собой представления индивида имплицитного, глобального и устойчивого характера, которые оказывают влияние на мыслительные состояния, эмоции и поведенческие реакции.
В рамках настоящей работы мы исходили из предположения, что религиозные представления мужчин юношеского возраста (17–21 год) оказывают существенное влияние на их базисные убеждения.
1. Дизайн исследования.
Цель: проанализировать особенности базовых убеждений личности у юношей с различными религиозными представлениями.
Задачи:
— разделить респондентов на группы в соответствии с их отношением к религии.
— исследовать различия в значениях шкал в методике «Шкала базисных убеждений» в адаптации и рестандартизации М. А. Падуна и А. В. Котельниковой у юношей с разными религиозными представлениями.
Объект исследования: мужчины в возрасте от 17 до 21 года.
Предмет исследования: особенности базовых убеждений личности у юношей с различными религиозными представлениями.
Гипотеза:
Существуют значимые различия между группами мужчин, разделенных в соответствии с их религиозными представлениями, по значениям шкал «доброжелательность окружающего мира» и «справедливость».
Данная гипотеза выдвигалась согласно следующим соображениям: эти шкалы содержат в себе вопросы, исследующие отношение к духовным ценностям и морально-этические представления, которые имеют отношение к религиозности.
Процедура исследования: исследование проводилось в период с мая по сентябрь 2023 года. В ходе исследования респондентам предлагалось заполнить опросники. Опросники заполнялся в бумажной форме, работа с каждым респондентом велась индивидуально. В данном исследовании использованы следующие методики: «Шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса; «Шкала базисных убеждений», адаптированная и рестандартизированная М. А. Падуном и А. В. Котельниковой.
- Во время исследования респонденты поделились на 4 группы в соответствии с результатами «Шкалы религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса. Согласно концепции Г. Олпорта, существуют четыре группы: последовательно внешнее религиозные люди, последовательно внутреннее религиозные, непоследовательно религиозные и нерелигиозные.
- Характеристика выборки. В исследовании принимали участие мужчины возраста 17–21 года в количестве 30 человек, являющиеся студентами высших учебных заведений. Средний возраст участников на момент исследования — 21 год.
- Результаты исследования. Группы респондентов разбились следующим образом: «последовательно внутренне религиозные» (5 человек — 16,7 %), «последовательно внешне религиозные» (4 человека — 13,3 %) «непоследовательные религиозные» (13 человек — 43,3 %), «нерелигиозные» (8 человек — 26,7 %).
Таблица 1
Распределение респондентов на группы
Группа |
Последовательно внутренне религиозные |
Последовательно внешне религиозные |
Непоследовательные религиозные |
Нерелигиозные |
Кол-во |
5 |
4 |
13 |
8 |
% |
16,7 % |
13,3 % |
43,3 % |
26,7 % |
Для анализа данных использовался непараметрический критерий Краскела-Уоллиса, так как данные не проверялись на нормальность распределения. Обнаружены значимые различия в шкале «Доброжелательность окружающего мира», связанные с принадлежностью к группе (p = 0,01). Значимых различий в остальных показателях шкал по принадлежности к группе обнаружено не было (p > 0,05). Значения средних и стандартное отклонение представлены в таблице 3.
Таблица 2
Непараметрический анализ с использованием критерия Краскела-Уоллиса
Шкала |
Краскела-Уоллиса |
р |
Доброжелательность окружающего мира |
11,3 |
0,01 |
Справедливость |
3,8 |
0,2 |
Образ Я |
0,4 |
0,9 |
Удача |
3,3 |
0,3 |
Убеждение о контроле |
0,02 |
0,9 |
Таблица 3
Значения средних и стандартное отклонение
Последовательно внутренне религиозные |
Последовательно внешне религиозные |
Непоследовательно религиозные |
Нерелигиозные |
|
Доброжелательность окружающего мира |
7,4 ± 0,5 |
7,5 ± 1,29 |
5,8 ± 1,5 |
5,38 ± 1,06 |
Справедливость |
6,4 ± 1,5 |
6 ± 0,8 |
5,2 ± 1,48 |
5 ± 1,3 |
Образ Я |
5,8 ± 1,9 |
5,75 ± 1,9 |
5,62 ± 1,5 |
5,25 ± 1,8 |
Удача |
4,8 ± 2,28 |
4,75 ± 1,5 |
5,77 ± 1,54 |
6,38 ± 1,7 |
Убеждение о контроле |
5,6 ± 1,14 |
5,75 ± 0,96 |
5,62 ± 1,6 |
5,6 ± 2,4 |
Вывод. Обнаружены значимые различия в уровне шкалы «Доброжелательность окружающего мира» у представителей различных групп: «последовательно внутренне религиозные» и «последовательно внешне религиозные» набирают более высокие баллы по сравнению с группами «непоследовательно религиозные» и «нерелигиозные». Иными словами, представители первых двух групп воспринимают окружающий мир более доброжелательно: они склонны доверять другим людям, не ожидают предательства со стороны значимых близких, убеждены, что каждый человек заинтересован в благополучии другого, не ожидают, что их откровенность может быть использована кем-то со злыми намерениями. По другим шкалам достоверных различий обнаружено не было.
Литература:
- Иценко А. Г. Психологическая концепция религиозности Г. Олпорта — Дж. Росса и её критика / А. Г. Иценко, М. А. Король // Научные тенденции. — 2020. — № 5. — С. 79–86.
- Малявина С. С. Религиозность личности: психологический анализ: монография / С. С. Малявина; Волгоградский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». — Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2019. — 116 c.
- Методика: Шкала базовых убеждений (адаптация Падун М. А., Котельникова А. В.). [Электронный ресурс] // Доступ: https://cpd-program.ru/methods/sbu2.htm (дата обращения: 08.12.2023).
- Методика: шкала религиозной ориентации (Г. Олпорт, Д. Росс). [Электронный ресурс] // Доступ: https://cpd-program.ru/methods/sro.htm (дата обращения: 08.12.2023).
- Неметлаева Э. Р. Исследование религиозных установок в системе межконфессиональных отношений современной молодежи // Форум молодых ученых. — 2018. — № 6–2 (22). — С. 929–933.