Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 19.04.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Черномор, М. А. Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями / М. А. Черномор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113116/ (дата обращения: 18.12.2024).



Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религиозными представлениями. Методология: «шкала базисных убеждений» в адаптации и рестандартизации М. А. Падуна и А. В. Котельниковой, «шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса. Основу исследования составили работы следующих авторов: С. С. Малявина, Э. Р. Неметлаева, А. Г. Иценко. В результате были обнаружены значимые различия в уровне шкалы «Доброжелательность окружающего мира» у представителей различных групп: «последовательно внутренне религиозные» и «последовательно внешне религиозные» набирают более высокие баллы по сравнению с группами «непоследовательно религиозные» и «нерелигиозные».

Ключевые слова: особенности, юношеский возраст, различия, религиозные представления, доброжелательность, справедливость, базисные убеждения.

The presence or absence of religious beliefs has a significant impact on the behaviour and worldview of an individual, which indicates the relevance of this paper, which aims to analyse the characteristics of young men with different religious beliefs. Methodology: «the scale of basic beliefs» in adaptation and restandardisation by M. A. Padun and A. V. Kotelnikova, «the scale of religious orientation» by G. Allport and D. Ross. The research was based on the works of the following authors: S. S. Malyavin, E. R. Nemetlaev, A. G. Itsenko. As a result, significant differences were found in the level of the scale «Benevolence of the surrounding world» in representatives of different groups: «consistently internally religious» and «consistently externally religious» scored higher than «inconsistently religious» and «non-religious» groups.

Keywords: characteristics, adolescence, differences, religious beliefs, benevolence, fairness, basic beliefs.

С. С. Малявина утверждает, что наличие или отсутствие у индивида религиозных взглядов оказывает существенное влияние на его мировоззренческие представления [2]. Так, религиозные люди, в частности, представители авраамических религий, верят в существование трансцендентной реальности, сверхъестественный сферы, способной поддерживать и оберегать человека. В рамках настоящей работы мы не считаем нужным акцентировать внимание на иных религиозных воззрениях, в частности, буддийских, так как в них отсутствует трансцендентная реальность, какой ее понимают христиане или мусульмане. При этом полагаем, что вера в сверхъестественное оказывает значительное влияние на то, какими поведенческими реакциями станет обладать индивид, и каким образом он станет взаимодействовать с обществом. Указанный факты свидетельствуют об актуальности настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религиозными представлениями.

Следует говорить о том, что религиозные люди убеждены, что между индивидом и трансцендентной реальностью (Богом) имеет место непосредственная связь, в рамках которой индивид должен выстраивать свое поведение, отношения со значимыми близкими. Полагаем, что вера трансформирует субъективную реальность человека следующим образом: индивид убежден, что его плохие поступки приведут к «наказанию», в то время как хорошие и правильные — к «поощрению».

Анализируя отношение индивида к религиозным представлениям, мы обратились к «шкале религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса [4]. Так, Г. Олпорт делил религиозность на два полюса: внутреннюю и внешнюю [5]. Первая, полагает исследователь, предполагает использование религиозных верований в личных целях: стать более уверенным, утешиться, наладить контакт с другими людьми, получить социальные блага, войти в «закрытую» социальную группу и так далее. К потребности продемонстрировать свою социальную респектабельность следует отнести и иные атрибуты, например, посещение религиозных мест, участие в церемониях. Иными словами, человек, обладающий внешней религиозностью, использует саму идею религии, а не живет ради нее. Люди, обладающие внутренней религиозностью, напротив, живут ради нее. Она становится мотивом, пронизывающим всю их деятельность.

Кроме того, желая проанализировать различия в жизненных ориентирах респондентов, мы обратились к «шкале базисных убеждений» в адаптации и рестандартизации М. А. Падуна и А. В. Котельниковой [3]. Возникновение и развитие термина «базисные убеждения» происходит в результате синтеза различных видов психологии: когнитивной, социальной и клинической. Представители указанных направлений в двадцатом веке стремились дать ответ на вопрос, каким образом формируются убеждения относительно природы окружающей действительности и природы своего «Я» у людей. Раскрывая содержание термина «базисные убеждения», следует говорить о том, что они представляют собой представления индивида имплицитного, глобального и устойчивого характера, которые оказывают влияние на мыслительные состояния, эмоции и поведенческие реакции.

В рамках настоящей работы мы исходили из предположения, что религиозные представления мужчин юношеского возраста (17–21 год) оказывают существенное влияние на их базисные убеждения.

1. Дизайн исследования.

Цель: проанализировать особенности базовых убеждений личности у юношей с различными религиозными представлениями.

Задачи:

— разделить респондентов на группы в соответствии с их отношением к религии.

— исследовать различия в значениях шкал в методике «Шкала базисных убеждений» в адаптации и рестандартизации М. А. Падуна и А. В. Котельниковой у юношей с разными религиозными представлениями.

Объект исследования: мужчины в возрасте от 17 до 21 года.

Предмет исследования: особенности базовых убеждений личности у юношей с различными религиозными представлениями.

Гипотеза:

Существуют значимые различия между группами мужчин, разделенных в соответствии с их религиозными представлениями, по значениям шкал «доброжелательность окружающего мира» и «справедливость».

Данная гипотеза выдвигалась согласно следующим соображениям: эти шкалы содержат в себе вопросы, исследующие отношение к духовным ценностям и морально-этические представления, которые имеют отношение к религиозности.

Процедура исследования: исследование проводилось в период с мая по сентябрь 2023 года. В ходе исследования респондентам предлагалось заполнить опросники. Опросники заполнялся в бумажной форме, работа с каждым респондентом велась индивидуально. В данном исследовании использованы следующие методики: «Шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса; «Шкала базисных убеждений», адаптированная и рестандартизированная М. А. Падуном и А. В. Котельниковой.

  1. Во время исследования респонденты поделились на 4 группы в соответствии с результатами «Шкалы религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса. Согласно концепции Г. Олпорта, существуют четыре группы: последовательно внешнее религиозные люди, последовательно внутреннее религиозные, непоследовательно религиозные и нерелигиозные.
  2. Характеристика выборки. В исследовании принимали участие мужчины возраста 17–21 года в количестве 30 человек, являющиеся студентами высших учебных заведений. Средний возраст участников на момент исследования — 21 год.
  3. Результаты исследования. Группы респондентов разбились следующим образом: «последовательно внутренне религиозные» (5 человек — 16,7 %), «последовательно внешне религиозные» (4 человека — 13,3 %) «непоследовательные религиозные» (13 человек — 43,3 %), «нерелигиозные» (8 человек — 26,7 %).

Таблица 1

Распределение респондентов на группы

Группа

Последовательно внутренне религиозные

Последовательно внешне религиозные

Непоследовательные религиозные

Нерелигиозные

Кол-во

5

4

13

8

%

16,7 %

13,3 %

43,3 %

26,7 %

Для анализа данных использовался непараметрический критерий Краскела-Уоллиса, так как данные не проверялись на нормальность распределения. Обнаружены значимые различия в шкале «Доброжелательность окружающего мира», связанные с принадлежностью к группе (p = 0,01). Значимых различий в остальных показателях шкал по принадлежности к группе обнаружено не было (p > 0,05). Значения средних и стандартное отклонение представлены в таблице 3.

Таблица 2

Непараметрический анализ с использованием критерия Краскела-Уоллиса

Шкала

Краскела-Уоллиса

р

Доброжелательность окружающего мира

11,3

0,01

Справедливость

3,8

0,2

Образ Я

0,4

0,9

Удача

3,3

0,3

Убеждение о контроле

0,02

0,9

Таблица 3

Значения средних и стандартное отклонение

Последовательно внутренне религиозные

Последовательно внешне религиозные

Непоследовательно религиозные

Нерелигиозные

Доброжелательность окружающего мира

7,4 ± 0,5

7,5 ± 1,29

5,8 ± 1,5

5,38 ± 1,06

Справедливость

6,4 ± 1,5

6 ± 0,8

5,2 ± 1,48

5 ± 1,3

Образ Я

5,8 ± 1,9

5,75 ± 1,9

5,62 ± 1,5

5,25 ± 1,8

Удача

4,8 ± 2,28

4,75 ± 1,5

5,77 ± 1,54

6,38 ± 1,7

Убеждение о контроле

5,6 ± 1,14

5,75 ± 0,96

5,62 ± 1,6

5,6 ± 2,4

Вывод. Обнаружены значимые различия в уровне шкалы «Доброжелательность окружающего мира» у представителей различных групп: «последовательно внутренне религиозные» и «последовательно внешне религиозные» набирают более высокие баллы по сравнению с группами «непоследовательно религиозные» и «нерелигиозные». Иными словами, представители первых двух групп воспринимают окружающий мир более доброжелательно: они склонны доверять другим людям, не ожидают предательства со стороны значимых близких, убеждены, что каждый человек заинтересован в благополучии другого, не ожидают, что их откровенность может быть использована кем-то со злыми намерениями. По другим шкалам достоверных различий обнаружено не было.

Литература:

  1. Иценко А. Г. Психологическая концепция религиозности Г. Олпорта — Дж. Росса и её критика / А. Г. Иценко, М. А. Король // Научные тенденции. — 2020. — № 5. — С. 79–86.
  2. Малявина С. С. Религиозность личности: психологический анализ: монография / С. С. Малявина; Волгоградский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». — Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2019. — 116 c.
  3. Методика: Шкала базовых убеждений (адаптация Падун М. А., Котельникова А. В.). [Электронный ресурс] // Доступ: https://cpd-program.ru/methods/sbu2.htm (дата обращения: 08.12.2023).
  4. Методика: шкала религиозной ориентации (Г. Олпорт, Д. Росс). [Электронный ресурс] // Доступ: https://cpd-program.ru/methods/sro.htm (дата обращения: 08.12.2023).
  5. Неметлаева Э. Р. Исследование религиозных установок в системе межконфессиональных отношений современной молодежи // Форум молодых ученых. — 2018. — № 6–2 (22). — С. 929–933.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, группа, религиозная ориентация, убеждение, шкала, представление, различие, трансцендентная реальность, значительное влияние, какой образ.


Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Анализ эффективности тренинга по коррекции личностной автономии у старших подростков

Проблема личностной автономии была поднята ещё Выготским Л. С., и на протяжении многих лет к ней возвращаются многие психологи. Личностная автономия для человека означает возможность выхода его за пределы конкретной ситуации, абстрагирования от внешн...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Особенности национальной безопасности подростков, воспитывающихся в семьях иммигрантов

В статье представлены результаты эмпирического изучения переживания национальной безопасности подростками. Сравнивались контрастные выборки: уроженцы Российской Федерации (44 человека) и дети иммигрантов (38 человек). Выборку исследования составили 8...

Психологические особенности социализации студентов в системе профессионального образования

Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации [7, с. 70]. Многогранное изучение социализация получила в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона и отечественных психологов: Б. Г. Ана...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Анализ эффективности тренинга по коррекции личностной автономии у старших подростков

Проблема личностной автономии была поднята ещё Выготским Л. С., и на протяжении многих лет к ней возвращаются многие психологи. Личностная автономия для человека означает возможность выхода его за пределы конкретной ситуации, абстрагирования от внешн...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Особенности национальной безопасности подростков, воспитывающихся в семьях иммигрантов

В статье представлены результаты эмпирического изучения переживания национальной безопасности подростками. Сравнивались контрастные выборки: уроженцы Российской Федерации (44 человека) и дети иммигрантов (38 человек). Выборку исследования составили 8...

Психологические особенности социализации студентов в системе профессионального образования

Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации [7, с. 70]. Многогранное изучение социализация получила в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона и отечественных психологов: Б. Г. Ана...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Задать вопрос